Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются

Содержание работы

Введение

1. Сущность и основные направления финансового планирования

1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи

1.2 Стадии финансового планирования

1.3 Методы финансового планирования

2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»

2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»

3. Совершенствование финансового планирования на предприятии.

3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях

3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии.

Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.19 Кб (Скачать файл)

 

Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В  этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного  и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода  краткосрочного планирования и как  бы «прокатывается» вперед еще на один период. Причем краткосрочный  бюджет, как правило, несет гораздо  больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном является средством планирования.

 

Постатейные бюджеты. Они  предусматривают жесткое ограничение  суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. То есть если тому или  иному отделу запланировано потратить  не более 5 тысяч рублей на рекламу, то больше ему не дадут, даже если подразделение  сэкономило на командировках 15 тысяч  рублей. В западной практике такой  подход широко используется в правительственных  учреждениях, однако нередко применяется  и в коммерческих организациях для  обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей  нижнего и среднего звена. В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается  с достаточной жесткостью.

 

Бюджеты с временным  периодом. Термин «бюджет с временным  периодом» означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный  на конец периода остаток средств  не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, так  как позволяет более четко  контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.

 

К недостаткам данного  метода бюджетирования эксперты относят  неравномерность расходования бюджетных  средств, когда в конце периода  менеджеры начинают в срочном  порядке тратить различными способами  остаток средств, опасаясь, что в  случае «недорасхода» бюджет на следующий  период будет урезан на соответствующую  сумму. Кроме того, в конце периода  довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

 

Гибкие и статичные  бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета  цифры находятся вне зависимости  от объемов производства и т.п., в  то время как при составлении  гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем  производства или продаж. Хорошим  примером гибкого бюджета может  послужить бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая  количество охраны и гонорары артистов поставлены в зависимость от числа  проданных билетов. Гибкий бюджет хорош  тем, что позволяет более адекватно  оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

 

Преемственные бюджеты  и бюджеты с нулевым уровнем. Бюджет с нулевым уровнем —  это бюджет, который каждый раз  составляется заново, «с нуля». В противоположность  ему преемственный бюджет имеет  нечто вроде шаблона, в который  при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие  изменения по сравнению с устоявшимся  процессом. Преемственный бюджет намного  снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные  недостатки, основной из которых —  опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без  изменений, которые при составлении  бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.

 

Формирование бюджета  необходимо осуществлять по схеме, предусматривающей  взаимодействие "верхов" и "низов". Данная схема наиболее совершенна, поскольку планирование "снизу" и составление бюджета "сверху" – единый процесс, в котором предусматривается  постоянная взаимосвязь и координация  наиболее важных для предприятия  показателей. Разработка бюджета представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов, реализация которых происходит в следующем порядке: моделирование  и выбор оптимального варианта действий для предприятия, а затем контроль отклонений и регулирование. После  завершения периода анализируются  отклонения и выявляются причины  для корректировки будущих планов. Основными этапами формирования бюджета являются фазы:

 

- постановки проблемы  и сбора исходной информации  для разработки проекта бюджета;

 

- анализа собранной  информации, обобщения и формирования  проекта бюджета;

 

- оценки проекта бюджета;

 

- утверждения бюджета;

 

- регулирования;

 

- контроля;

 

- реализации бюджета.

 

Контроллинг – продолжение  планирования, он сопровождает реализацию планов. Контроллинг в экономическом  смысле – это управление и наблюдение, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможно без постановки целей и планирования мероприятий  по реализации этих целей, контроллинг  содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению.

 

В процессе управления фиксируются  фактические показатели, которые  сравниваются с плановыми. Там, где  существует различие между ними, необходимо определить, почему оно появилось, нужно  ли предпринять какие-то шаги для  корректировки ситуации или необходимо пересматривать бюджет. Существуют такие  значительные различия, изменить которые  невозможно. Примером может служить  изменение ставок налогов. В таких  обстоятельствах необходима корректировка  бюджета и повторное рассмотрение целей предприятия.

 

Оценка выполнения бюджета  предполагает сравнение фактических  результатов с бюджетными, а не с данными прошлых периодов, в  которых могут быть скрыты недостатки.

 

Сформированный с  учетом разработанной технологии бюджет не только содействует повышению  эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение  достоверной информации о результатах  хозяйственной деятельности, но и  позволяет:

 

- выявлять и контролировать  финансовые потоки предприятия;

 

- эффективно управлять  затратами на производство, оборотными  средствами, запасами, дебиторской  и кредиторской задолженностью;

 

- оптимизировать налогообложение;

 

- управлять документооборотом  внутри предприятия;

 

- осуществлять контроль  эффективной работы подразделений  и их руководителей на всех  стадиях реализации бюджета.

 

По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют  годовые бюджеты, они теряют за год  до 20% своих доходов.

 

Таким образом, методика формирования бюджета – эффективный  инструмент планирования гибкого развития предприятия. Она представляет собой  систему методологических указаний по определению основных экономических  показателей развития предприятия, их нормативов и форм для их расчета  и может быть рекомендована для  использования на любом промышленном предприятии

 

3.2 Основные направления  совершенствования системы планирования  финансовой деятельности на предприятии

 

Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

 

1.   высокая степень  неопределённости на российском  рынке, связанная с продолжающимися  глобальными изменениями во всех  сферах общественной жизни (их  непредсказуемость затрудняет планирование);

 

2.   незначительная  доля предприятий, располагающая  финансовыми возможностями для  осуществления серьёзных финансовых  разработок;

 

3.   отсутствие нормативно- правовой базы отечественного  бизнеса.

 

Большие возможности  для осуществления эффективного финансового планирования имеют  крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения  высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

 

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет  средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в  привлечении заёмных средств  для обеспечения своей хозяйственной  деятельности, в то время, как внешняя  среда у таких предприятий  менее поддаётся контролю и более  агрессивна. И как следствие- будущее  небольшого предприятия более неопределённо  и непредсказуемо.

 

Для российских предприятий  можно очертить две сферы, нуждающиеся  в применении планирования:

 

1) вновь созданные  частные фирмы. Бурный процесс  накопления капитала привел к  увеличению и осложнению деятельности  многих из этих фирм, а также  к возникновению других факторов, создающих потребность в формах  планирования, адекватных современному  рыночному хозяйству. Главная  проблема, связанная с применением  планирования в этой сфере, - недоверие  к формальному планированию, основанное  на мнении, что бизнес - это умение  «крутиться», правильно ориентироваться  в текущей обстановке, а отсюда  недостаточное внимание даже  к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных  фирм начали создавать подразделения  планирования, или, по крайней  мере, ввели должность финансиста-плановика.

 

2) государственные и  бывшие государственные, ныне  приватизированные предприятия.  Для них функция планирования  является традиционной. Однако их  опыт планирования относится  в основном к периоду централизованной  экономики. Отсюда планирование  на этих предприятиях носило  вторичный характер, отражало плановую  деятельность на центральном  и отраслевом уровнях, и, следовательно,  не предполагало серьезного умения  анализировать и предвидеть собственные  цели развития.

 

Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным  и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

 

Вообще в российском планировании всегда присутствовал  элемент неоправданного обобщения  частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически  без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов  и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования  полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными  и отраслевыми особенностями  предприятий. Другая характерная особенность  — неумение выделять приоритеты.

 

Анализ причин недостаточной  эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить  основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы  планирования:

 

1.   процесс изменения  системы планирования должен  успевать за процессами слияния,  поглощения, соответствующими изменениями  в структурах, системах управления  предприятий и холдингов;

 

2.   планирование (корректировка  и уточнение) должно осуществляться  «сверху вниз» по принципу  «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными  и самодостаточными;

 

3.   должно осуществляться  сценарное планирование с учетом  изменений внешней среды, внешних  и внутренних рисков;

 

4.   нужно планировать  защитные действия и контрдействия  для компенсации реальных угроз  конкурентов, их лоббистских действий  и т.д.;

 

5.   следует оптимизировать  планы и производственные программы  с учетом стратегических интересов  собственника, по экономическим  и инвестиционным критериям;

 

6.   система планирования  должна быть привязана к имеющейся  на предприятии системе центров  ответственности, полномочий, системе  контроллинга, иначе реализация  даже самых лучших планов будет  неэффективной;

 

7.   обязательное  требование — система планирования  должна включать в себя систему  мотивации для топ-менеджеров, «ключевых»  руководителей и специалистов.

 

Реализация этих принципов  построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими  компонентами менеджмента) выстроить  и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

 

По мнению Евгения  Емельянова, ведущего специалиста консультационной фирмы в области финансов, процесс  планирования должен идти «сверху вниз».

 

При этом «сверху» —  это не от главного управляющего, а  от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно  бессмысленную акцию.

 

Есть две основные линии, по которым надо все правильно  построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.

 

Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего  поиск тех точек, направлений  и способов ведения бизнеса, которые  дадут максимальный результат в  определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.

 

Но самое главное  в стратегическом планировании —  ответить на вопрос: «Куда бить будем, ребята?» И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: «Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?»

 

Теперь об оперативном  управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе  что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и  иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.

Информация о работе Финансовое планирование