Финансовый контроль и планирование в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах является составной частью финансовой деятельности государства в целом. Основные стороны финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач.
Одной из главных функций экономической деятельности таможенных органов на сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В этом направлении за последние годы в России было реализовано множество мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Хотя также в финансовой деятельности есть ряд недостатков и проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля. Эта тема остаётся актуальна и до настоящего времени.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.91 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовое  планирование и контроль в таможенных органах является составной частью финансовой деятельности государства в целом. Основные стороны финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач.

Одной из главных функций экономической  деятельности таможенных органов на сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В этом направлении за последние годы в России было реализовано множество мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Хотя также в финансовой деятельности есть ряд недостатков и проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля. Эта тема остаётся актуальна и до настоящего времени.

 Решение проблем финансового  планирования и контроля, способствует  повышению уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Эффективное распределение и использование финансовых ресурсов, выделяемых для обеспечения их функционирования, выступает залогом успешного осуществления всей деятельности в области таможенного дела.

Цель данной курсовой работы является рассмотрение финансового планирования и контроля в таможенных органах.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

  1. Изучение содержания и значения финансового планирования и контроля в таможенных органах;
  2. рассмотрение нормативно-правового обеспечения финансового планирования и контроля в таможенных органах;
  3. разбор  организационно-правовой основы финансового планирования и контроля в таможенных органах РФ;
  4. рассмотрение современных направлений финансового планирования и контроля в таможенных органах РФ.

Объектом данной курсовой работы является таможенные органы.

Предметом работы является рассмотрение и изучение финансового  планирования и контроля в таможенных органах.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Информационной базой курсовой работы стали учебные пособия, периодические  издания, ресурсы сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

1.1. Содержание  и значение финансового планирования  и контроля в таможенных органах

 

Необходимость финансового планирования и контроля неразрывно связана с желанием государства иметь общую картину настоящего и будущего финансового развития в таможенных органах.

Финансы – это  совокупность всех денежных средств находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. [8]

Планирование – деятельность по определению целей и задач  на  предстоящий  период  работы,  способов их достижения, последовательность  их решения и сроков выполнения.

Планирование  требует серьезных усилий для  получения результата, многократно  перекрывающего понесенные на его внедрение  затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым  деструктивным эффектом.

Планирование  в таможенных органах опирается  как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью планирования является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

 
Основу системы планирования составляют перспективные, организационные и  разовые планы. 

- Перспективные планы разрабатываются на региональном и местных уровнях и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

- Организационные  планы включают в себя годовые  и квартальные планы работы  таможенного органа, его структурных  подразделений. Основным документом  является план работы таможенного  органа на год.  
К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии ФТС, квартальные планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

- Разовые планы  составляются по мере необходимости.  К ним относятся: 1) планы, разрабатываемые ФТС и таможенными органами региона 2) планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач  3) планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций 4) планы проведения семинаров, совещаний.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организаций. Финансовое планирование, реализуется на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств.

Целью финансового  планирования является определение  возможных объёмов поступления  денежных средств и их расходование в плановом периоде. В рамках финансового планирования необходимо обеспечить не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определить конкретные направления их использования.

Методы финансового  планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятий и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути развития,  предвидеть вероятные трудности, предупреждать  негативные последствия реализации избранного курса действий.

Сущность финансового  планирования в сфере государственного управления состоит в том, что  его объектом является не осуществление  принятых бюджетных обязательств, а  создание и использование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач

По содержанию, финансовое планирование в таможенных органах представляет собой управление процессами распределения, перераспределения, создания  финансовых ресурсов, необходимых  для реализации возложенных на таможенные органы в соответствии с действующим  законодательством бюджетных обязательств. Финансовое планирование создаёт базу для осуществления основных задач, которые стоят перед Федеральной  таможенной службой России.

Планируя процесс  реализации возложенных на таможенные органы функций, необходимо одновременно планировать финансирование данного  процесса.

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план —  программа того,  что должно быть сделано в будущем.

Финансовый план связан с другими планами, которые  разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти. Это  связано с тем, что любое возложенное  на орган исполнительной власти бюджетное  обязательство, каким бы не значительным оно не было, требует отдельного финансирования. Планируя процесс реализации возложенных на таможенные

органы функций, необходимо одновременно планировать  финансирование данного процесса.

Контроль –  это  процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.  Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.[13]

Финансовый контроль – это  совокупность действий и операций по проверке финансовых  и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих передбюджетной системой страны. 

Финансовый контроль может носить как нормативный, так  и добровольный характер.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

- в силу требований законодательства;

- по решению компетентных государственных органов.

В качестве объекта  финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования  финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся  системой различных стоимостных  показателей.

Субъектами финансового  контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные  органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные  специализированные организации), а  также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль.

Основные задачи финансового контроля заключаются  в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Выделяются три  основный формы финансового контроля по законодательству РФ:

- Предварительный  контроль – предшествует совершению  проверяемых операций. Это позволяет  предупредить нарушение действующего  финансового законодательства и  выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые  ресурсы, пресечь попытки нерационального  использования средств. С помощью предварительного финансового контроля могут быть выявлены слабые стороны различных других планов таможенных органов, и установлена необходимость привлечения дополнительных или высвобождения лишних финансовых ресурсов.

- Текущий контроль  – называют иначе оперативным.  Он ежедневно осуществляется  финансовыми службами для предотвращения  нарушений финансовой дисциплины  в процессе привлечения или  расходования денежных средств,  выполнения предприятиями, организациями,  учреждениями обязательств перед  бюджетом. Этот контроль осуществляется повседневно финансовыми службами таможенных органов или государственными органами финансового контроля. Одной из целей текущего финансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, в частности, по вопросам целевого использования бюджетных средств.

- Последующий  контроль – является неотъемлемой  частью внешнего (ведомственного  и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Он сводится  к проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период  на предмет законности и целесообразности  произведенных расходов, полноты  и своевременности поступления  предусмотренных бюджетом средств.  [4]

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно  относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка- представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

Надзор - представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг - представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Информация о работе Финансовый контроль и планирование в таможенном деле