Финансовый контроль и планирование в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах является составной частью финансовой деятельности государства в целом. Основные стороны финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач.
Одной из главных функций экономической деятельности таможенных органов на сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В этом направлении за последние годы в России было реализовано множество мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Хотя также в финансовой деятельности есть ряд недостатков и проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля. Эта тема остаётся актуальна и до настоящего времени.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.91 Кб (Скачать файл)

Эти мероприятия  осуществляются на основании приказов ФТС России, региональных, специализированных таможенных управлений и учреждений, находящихся в ведении ФТС  России.

 

2.2. Современные  направления финансового планирования  и контроля в таможенных органах  РФ

 

В настоящее время перед Федеральной  таможенной службой России стоит  проблема совершенствование финансовой деятельности таможенных органов.

Большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового планирования и контроля в таможенных органах  с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  финансового планирования и  контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Использование новых  информационных технологий должно стать  фактором повышения совершенствования  эффективности финансового планирования и контроля на таможенных органах. Информатизация деятельности таможенных органов и  государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает  перспективы повышения эффективности  использования государственных  ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость, возможность  в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы таможенных органов. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между  контрольными органами и т.п.[5]

Финансово-правовые категории таможенного права  составляют базовое содержание финансовой деятельности таможенных органов, они  проявляют себя на всех этапах образования, распределения и использования  денежных фондов государства. Основное место среди них занимает институт таможенных платежей и категории, включенные в него: таможенная пошлина, налоги, уплачиваемые при ввозе товаров  на таможенную территорию страны, таможенные сборы, таможенная стоимость. Здесь  прослеживается взаимосвязь правового  регулирования отношений, возникающих  при осуществлении таможенного  обложения, заключающаяся в синтезе  норм налогового и таможенного законодательства. И если налогово-правовое регулирование  отношений в области таможенного  дела прямо указывает на финансово-правовой характер указанных категорий, то отнесение  понятий, регламентированных таможенным законодательством, к финансово-правовым может показаться спорным. Поэтому представляется необходимым привести нужные аргументы.

Во-первых, с помощью  данных категорий определяется содержание финансовой деятельности таможенных органов. Как субъекты финансовой деятельности государства в целом, они работают в двух направлениях:

- осуществление  финансовой деятельности нацелено  на удовлетворение интересов  государства, которое уполномочило  таможенные органы на сбор  таможенных фискальных доходов  (таможенных платежей и имущественных  санкций) и формирование доходов  бюджетной системы;

- функционирование  таможенных органов обусловлено  наличием и возможностью использования  финансово-ресурсной основы, включающей  денежные фонды, в аккумуляции  (собирании) которых они принимали  участие.

Во-вторых, таможенные платежи включаются в состав налоговых  и неналоговых доходов бюджетной  системы, что указывает на их финансово-правовой характер. Они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным  бюджетом (являются его собственными доходами).

В-третьих, по своей  сути данные категории являются финансово-правовыми, так как выступают финансовыми  ресурсами государства. Их доля в  доходной части федерального бюджета  превышает 40%.

Учитывая пробельность российского законодательства, представляется необходимым дать определение некоторым финансово-правовым категориям таможенного права.

Уяснение содержания финансово-правовых категорий в  современном таможенном праве представляется важным не только в теоретическом, но и в практическом плане. Одной  из наиболее актуальных задач в настоящее  время выступает внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результаты. Совершенствование финансовой деятельности таможенных органов имеет в своей основе ряд показателей. Учитывая, что финансовая деятельность есть деятельность по мобилизации, распределению и использованию публичных денежных фондов, факторы ее эффективности являются следствием всех трех сторон проявления данной правовой категории. [9]

Под финансированием таможенных органов Российской Федерации следует понимать законное, плановое, гарантированное выделение из федерального бюджета денежных средств на условиях безвозвратности, безвозмездности и целенаправленности для реализации таможенными органами своей компетенции.

Финансовая деятельность есть процесс  по мобилизации, распределению и  использованию публичных денежных фондов. Её эффективность состоит  из трёх сторон проявления данной правовой категории.

1. Аккумуляция финансовых ресурсов – это процесс постепенного накопления экономическим субъектом денежных ресурсов.

В таможенной деятельности аккумуляционные финансовые ресурсы  выражаются в виде таможенных платежей и иных фискальных доходов в таможенном деле.

Осуществляется  анализ полноты собираемости таможенных платежей, прирост внешнеторгового  оборота, потери доходов бюджета (нарушение  таможенного законодательства, контрабанда, «серый» импорт, недостоверное декларирование).

2. Распределение  финансовых ресурсов в виде  направления доходов бюджета  на содержание таможенных органов. 

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

 Распределение финансовых ресурсов  в виде направления доходов  бюджета на содержание таможенных  органов. Этот фактор предопределяет  мониторинг достаточности затрат, имеющих непосредственное отношение  к таможенной службе.

Формирование  таможенными органами доходной части  федерального бюджета происходит в  результате реализации ими как фискальной (взимание таможенных платежей), так  и правоохранительной (применение имущественных  санкций) функций. В процессе распределения  бюджетных средств часть публичных  денежных фондов получает Федеральная  таможенная служба, которая направляет их на места: региональным таможенным управлениям, таможням и таможенным постам.

Недостаточное финансирование таможенных органов, неэффективное  использование выделенных средств  порождает проблемы, связанные с  мобилизацией таможенных фискальных доходов, их полным и своевременным перечислением  в казну.

3. Использование  денежных фондов в процессе  финансовой деятельности таможенных  органов. Исследование данного  критерия ставит необходимость ответа на следующие вопросы: каково соотношение выделенных и используемых финансовых ресурсов; каковы результаты финансового контроля за законным и целесообразным использованием бюджетных средств; какова сумма ущерба, нанесенного бюджету в результате нецелевого использования денежных фондов.[19]

Эти факторы эффективности  финансовой деятельности таможенных органов  отражают соответственно фискальную и  бюджетную эффективность. Процесс  оптимизации всего функционирования таможенных органов Российской Федерации, включая их финансовое направление, должен основываться в первую очередь  на таком правовом регулировании, которое  позволило бы обеспечить безусловное  выполнение стоящих перед ними задач.

Финансовое планирование и контроль в деятельности таможенных органов связано с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников - это таможенные платежи в сфере внешней торговли. 

Основное направление  фискальной деятельности таможенных органов  Российской Федерации - аккумуляция  в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов.

Коэффициент собираемости денежных средств, то есть отношение  суммы средств, которая реально  собрана таможенным органом, к сумме  средств, которая должна быть собрана  при идеальной организации работы таможенного органа, в настоящее  время далек от единицы. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Для решение этой проблемы в сложившейся ситуации можно предпринять следующие шаги:

-  Усиление  эффективности правоохранительной  работы таможенных органов. Для  этого в настоящее время происходит  усиление обустройства пунктов  пропуска. Основная масса нарушений в таможенной сфере совершается с целью занизить объем предполагаемых к уплате таможенных платежей или совсем уклониться от них.

- Показатели  эффективности бюджетных расходов  на каждом уровне распределения  финансовых ресурсов и на каждом  направлении их использования  носят индивидуальный характер.

На современном  этапе развития финансового планирования и контроля в таможенных органах  осуществляется реализация подачи бюджетной  заявки на очередной год (форма сводной годовой заявки для обеспечения  таможенных  органов  в  составе Сборника  форм  отчетности  таможенных органов Российской Федерации) и трехлетнею перспективу (представляет  предложения  в  рамках перспективного бюджетного   планирования   в   части   объемов   бюджетных   средств, направляемых обеспечение   таможенных органов). [17]

Первым этапом подачи бюджетной  заявки становится формирование начальниками таможенных подразделений следующей  информации:

- об объеме ассигнований, необходимых на содержание таможен, с расчетами и обоснованиями потребности, необходимых для исполнения действующих обязательств, подлежащих исполнению в плановом периоде за счет федерального бюджета;

- о дополнительном объеме ассигнований, необходимых на содержание таможни,  для выполнения принимаемых обязательств, обусловленных вступающими в  силу нормативными правовыми  актами, договорами и соглашениями, вводимыми в плановом периоде;

- пояснительную записку к бюджетной  заявке с обязательным включением  в нее оценки результативности  планируемых бюджетных расходов  таможни, исходя из принципа  их приоритетного направления  на достижение установленных  показателей деятельности.

После формирование бюджетной заявки на таможенных подразделениях её направляют в Главное финансово-экономическое  управление ФТС России.

Финансово-бухгалтерская служба управления формирует Сводную бюджетную  заявку СКТУ и направляет ее в Главное  финансово-экономическое управление ФТС России. Перечисление денежных средств СКТУ осуществляется Федеральной  таможенной службой РФ через Федеральное  казначейство на лицевой счет распорядителя  бюджетных средств. Финансирование подведомственных СКТУ таможенных органов осуществляется на основании расходных расписаний, которые представляются СКТУ в Управление федерального казначейства по Ростовской области.[15]

Основные расходы таможенных подразделений  осуществляется на оплату труда, компенсации, на формирование служебного жилого фонда  и т.д.

На современно этапе всё чаще бюджет направляется на создания эффективной  материально-технической базы, которая  должна отвечать всем необходимым требованиям  современных технологий для лучшего  выполнения деятельности таможенных органов.

В финансовом планирование таможенных органов на первый план выходит задача обеспечить качественное развитие материально-технической базы. Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение таможенных органов с каждым годом увеличивается.[7]

Таким образом, можно выделить, что  особенности организации финансового  планирования и контроля бюджетного процесса на современном этапе в  таможенных органах направлены на создание условий и предпосылок для  максимального управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была рассмотрена значимость финансового планирования и контроля таможенных органов данных направлений финансовой деятельности таможенных органов для государства, которая обусловлена необходимостью всестороннего исследования содержания финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации, специфики ее правового регулирования, раскрытия их правового статуса в сфере финансов.

По итогам работы получаем следующие выводы:

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются основными инструментами управления государственными финансами, цель которых состоит в повышении уровня эффективности бюджетных расходов, направленных на исполнение бюджетных обязательств, возложенных на Федеральную таможенную службу России, на представительства и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России.

Информация о работе Финансовый контроль и планирование в таможенном деле