Финансовый контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля его форм, видов и методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
• Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;
• Изучить виды, формы и методы финансового контроля;
• Дать общую характеристику государственному финансовому контролю;
• Отразить виды государственного финансового контроля и его организации;
• Выделить основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИ КУР РАБ.docx

— 93.18 Кб (Скачать файл)

Формы и порядок осуществления финансового  контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются  Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вопросами определения классификации видов  и форм финансового контроля занимались многие авторы, и единого мнения по данной проблеме нет до сих пор. Эту проблему остро обсуждали  советские ученые, теперь российские. Даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, которые нормативно закрепили  формы финансового и налогового контроля, окончательно не решило проблему определения форм и методов соответствующих  видов контроля. Проблема заключается  в том, что различные ученые и  нормативные документы определяют эти понятия по-разному. Различные терминологические расхождения характерны для многих авторов, рассматривающих формы и виды контроля.

Затрагивая  проблему формы финансового контроля, необходимо обратиться к определению  понятия форма. Форму определяют как внешнее выражение какого-либо содержания, а содержание – это  определяющая сторона целого, совокупность его частей. Содержание и форма  представляются как две взаимосвязанные  философские категории.

«Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового  контроля:

  • предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.[1, ст.265.1]

Сложившиеся в мире теория и практика разделения финансового контроля по формам его  проведения позволяют дать следующие  характеристики их осуществления.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов  и т. д. Он способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов. Эта форма  финансового контроля позволяет  предупредить нарушения законов  и нормативных актов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами. [25, c.123]

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в  ходе исполнения лимитов бюджетных  обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма  финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта  в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными  задачами. Велико значение текущего финансового  контроля в изыскании резервов и  экономии финансовых ресурсов.

Последующий финансовый контроль проводится после  завершения отчетного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных  денежных средств по исполнению показателей  бюджетной росписи, лимитов бюджетных  обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных  операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.

Однако  некоторые ученые не выделяют текущий  финансовый контроль в качестве самостоятельной  формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов; текущий контроль — это повседневно проводимый предварительный или последующий финансовый контроль.

Точки зрения о том, что формами финансового  контроля являются предварительный, текущий  и последующий контроль придерживаются многие ученые. Возможны и иные варианты классификации форм финансового контроля. Можно, например, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.

Целый ряд ученых не останавливаются на определении форм контроля в зависимости от времени его совершения, а развивают классификацию его форм по критериям. [Приложение 2]

Если  рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.[15, с.11]

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. [9, c.67]

Вневедомственный финансовый контроль - осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ и др. Финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений. [15, c.12]

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях  и организациях их руководителями и  функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов,  филиалов).

Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами, аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Прежде всего, это предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.[15, с.13]

В 90-х  годах разные авторы описывают новые  виды контроля и новые признаки классификации  видов контроля, начинают относить к его видам те виды контроля, которые ещё совсем недавно считались  его формами. [Приложение 3] Некоторые авторы выделяют до пяти признаков классификации видов контроля: в зависимости от объектов контроля: контроль системы, контроль подсистемы, контроль элемента;  в зависимости от субъектов контроля - высшая администрация, руководители среднего звена, линейные руководители, отдельные работники, общественные организации; в зависимости от времени осуществления хозяйственной операции - предварительный, текущий и последующий контроль; в зависимости от длительности контрольных действий - систематический и периодический контроль; в зависимости от полноты осуществления контроля: сплошной и выборочный контроль.

С 99-го года по настоящее время наблюдается  тенденция увеличения признаков  классификации видов контроля, многие ученые относят к видам контроля предварительный, текущий и последующий контроль, которые до 90-х годов относились к формам контроля.

Учитывая  вышеизложенное можно сказать, что  финансовый контроль в зависимости  от осуществляющих его субъектов,  различается на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский). В свою очередь государственный  финансовый контроль включает в себя общегосударственный, вневедомственный и ведомственный. Рассмотрена классификация форм финансового контроля, в зависимости от времени совершения выделяют три основные формы контроля  предварительный, текущий и последующий. 

 

 

 

 

1.3  Методы финансового  контроля

 

Финансовый  контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. Необходимо отметить, что в рамках одной из форм контрольного мероприятия могут применяться различные методы контроля. Иногда наименование метода может совпадать с названием формы контроля. Как и при определении форм контроля, в отношении методов контроля также существует довольно большое многообразие научных точек зрения. За основу взята классификация автора Мелихова Л.В. [Приложение 4] Она выделяет следующие методы: наблюдение, обследование, анализ, надзор, ревизия и проверка.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов, нарушение которых  влечёт за собой отзыв лицензии.

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка.

Цель  любой ревизии или проверки –  осуществление контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.[24, c.67]

Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля за определенный период времени. Контрольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка, в свою очередь, являет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что носит выборочный характер  
и, следовательно, предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения субъекта контроля каких-либо фактов, способных повлиять как на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности объекта контроля.[24, c.69]

По своему содержанию проверки делятся на:

  • Оперативные - направлены на улучшение финансово-хозяйственной деятельности объекта учета;
  • тематические - направлены на один или несколько конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности – проверка правильности учета объектов основных средств, начисления заработной платы, уплаты налогов и др.;
  • углубленные охватывают широкий спектр проверяемых вопросов, определяемых планом проверки;
  • в рамках проведения проверки вышестоящего учреждения проводятся по отдельным вопросам, а результаты проверки включаются в акт проверки вышестоящего учреждения.

Организуемые  ревизии и проверки можно классифицировать по некоторым признакам.

Информация о работе Финансовый контроль РФ