Финансовый контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля его форм, видов и методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
• Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;
• Изучить виды, формы и методы финансового контроля;
• Дать общую характеристику государственному финансовому контролю;
• Отразить виды государственного финансового контроля и его организации;
• Выделить основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИ КУР РАБ.docx

— 93.18 Кб (Скачать файл)

По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
  4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

          В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают:

  1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени;
  3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

По  глубине  проведения:  сквозные - проводятся одновременно в  вышестоящих и нижестоящих учреждениях  по одинаковым или взаимосвязанным вопросам;  локальные - проводятся на одном объекте контроля или на нескольких, но по различным вопросам.

 По отношению к плану:    плановые и внеплановые - проводятся при выявлении фактов допущенных нарушений или по требованию правоохранительных  
и других уполномоченных структур.

По месту проведения: камеральные  без выезда к месту нахождения объекта контроля;  выездные - проводятся непосредственно в учреждении или  органе, являющихся объектами контроля;.

По очередности исследования одних и тех же вопросов: первичные - проводятся по определенным вопросам впервые; дополнительные; повторные - при  выявлении факта неполного проведения ревизии или проверки, допущенных при проведении контрольных мероприятий  нарушений, по требованию следственных и иных уполномоченных органов.

По характеру проверяемого материала: документальные - на основе первичных учетных документов, регистров учета и др.;  фактические.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральной службы по финансовым рынкам, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

Проведение соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета, должны проводиться не реже одного раз в год. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. [4, п.4]

Срок проведения контрольных  мероприятий не может превышать  нормативного значения, определенного  соответствующими нормативными правовыми  актами. Как правило, срок ревизии  не превышает 45 дней.

В каждом конкретном случае срок ревизии, а также перечень проверяемых вопросов определяются графиком проверки, утверждаемым вышестоящим уполномоченным руководителем. По результатам любой ревизии оформляется акт проверки, один из экземпляров которого передается руководителю объекта контроля.

Относительно финансового  контроля можно выделить шесть основных методов: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и  надзор. Основными методами являются проверка и ревизия. Проверка предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. Ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др.

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный  финансовый контроль

 

2.1 Государственного финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.[32,c.5]Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. [26, с.89]

Основные  направления государственного финансового контроля:

1) контроль над полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;

2) контроль над своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости  от специфики их устройства сложились  свои системы финансового контроля.

В результате действия всех ветвей государственной власти в России сформировалась, отвечающая принятым в международной практике нормам система государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации реализуется в форме общегосударственного, ведомственного и вневедомственного.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной  и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его  граждан, в конечном итоге – всего  общества. Он представляет собой контроль над:

  • образованием и использованием всех государственных средств независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или иной;
  • деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
  • законностью привлечения и использования средств, юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым государство предоставило такое право;
  • организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных учреждений по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц;
  • исполнением международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга.

Сюда же относится проведение финансовых экспертиз проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование  государственных средств, или предусматривающих  расходы.

В этих целях проверяются  своевременность и полнота образования  государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования  государственного имущества, правильность и эффективность использования  кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантии государства.

По результатам государственного финансового контроля принимаются  меры к обеспечению возврата незаконно  использованных средств и поступлению  доходов от их использования в  соответствующие бюджеты.

Объектами государственного финансового контроля выступают  юридические и физические лица, которые  получают, перечисляют, используют государственные  средства или управляют ими, имеют  предоставленные законодательством  или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных им законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.[28, с.327]

В данной части курсовой работы рассмотрено понятие государственного финансового контроля, можно сказать, что финансовый контроль является составной  частью единого механизма государственного контроля в управлении финансами, без  осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики  и финансовой системы. Государственный финансовый контроль направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности, выполнению обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, в также поддержанию правопорядка в сфере финансов в целом.

 

    1. Виды государственного финансового контроля и его организации

 

Классификация видов государственного финансового контроля:

  • Парламентский контроль 
  • Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации
  • Бюджетный контроль
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 
  • Федеральное казначейство  -  контроль целевого использования бюджетных средств
  • Налоговый и таможенный контроль    
  • Федеральная налоговая служба 
  • Федеральная таможенная служба 
  • Государственные внебюджетные фонды  - контроль формирования государственных доходов и бюджетов внебюджетных фондов.
  • Валютный контроль   
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  -  контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
  • Денежно-кредитный контроль
  • Центральный банк Российской Федерации  -  надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп
  • Коммерческие банки  -  контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций
  • Страховой контроль  
  • Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации
  • Правоохранительный контроль 
  • Прокуратура Российской Федерации
  • Органы МВД России
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового  контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

Государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, Министерства экономического развития и торговли РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.[3,ст.101] Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.[6, ст.1]

Информация о работе Финансовый контроль РФ