Финансовый контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля его форм, видов и методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
• Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;
• Изучить виды, формы и методы финансового контроля;
• Дать общую характеристику государственному финансовому контролю;
• Отразить виды государственного финансового контроля и его организации;
• Выделить основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИ КУР РАБ.docx

— 93.18 Кб (Скачать файл)

В данной части курсовой работы  представлена классификация видов государственного финансового контроля: парламентский, бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, денежно-кредитный, страховой и правоохранительный. Рассмотрены органы занимающиеся осуществлением данного контроля: Счётная палата, Министерство финансов, Центральный Банк, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и правоохранительные органы.

 

    1. Основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

 

Государственный финансовый контроль охватывает своим воздействием те общественные отношения, которые  возникают в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе создания, распределения и использования  определенных фондов денежных средств. Поиск путей решения проблем  финансового контроля очень актуален сегодня. Невозможно решить важные социально-экономические  проблемы, модернизировать государственную  систему, пока системе государственного финансового контроля не будет придана  надлежащая стабильность. Поэтому эффективный  и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной  власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Проблемы финансового  контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе  внутренних факторов можно выделить такие факторы, как стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и документальное закрепление  процедур контроля, налаженность системы информационного обеспечения. К внешним факторам, определяющим проблемы финансового контроля в Российской Федерации, относятся уровень развития экономики, уровень развития законодательной базы, налоговая политика государства, соблюдение действующего законодательства и ряд других факторов.

В России сегодня отсутствует  не только единая система финансового  контроля, но и единая концепция  ее формирования. Формирование органов  государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. Свою специфику на этот процесс накладывает  пока еще становление рыночной экономики. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового  контроля в целом и контрольных  органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно  связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию  организации финансового контроля необходимо начинать с выявления  существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, а также факторов, вызывающих эти проблемы. Тем или иным проблемам организации финансового контроля в Российской Федерации уделялось внимание в научной литературе. Базируясь на выделенных различными авторами проблемах организации финансового контроля, можно определить следующие группы проблем.[21, c.20]

Во-первых, это проблемы, связанные со слабой нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление  финансового контроля в Российской Федерации. Эту группу составляют такие  правовые упущения, как:

- Отсутствие четкой законодательной  определенности полномочий контрольных  органов; 

- Отсутствует единая терминология, что часто приводит к путанице  в понятиях. В Конституции РФ  лишь затронут вопрос о финансовом  контроле и контрольных органах.  В статье Бюджетного кодекса  РФ "Понятия и термины, применяемые  в настоящем кодексе" отсутствует  термин "финансовый контроль".[1, ст.6]

-   Смешение контрольных функций органов, пересечение их сфер деятельности;

-   Неопределенность круга объектов финансового контроля;

- Отсутствие алгоритма и порядка реагирования на выявленные нарушения как органов, так и объектов контроля;

- Низкая оперативность принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению финансового контроля;

- Отсутствие четких внутренних стандартов составления нормативно-правовых актов;

- "Оторванность" стратегического  финансового контроля от текущего  финансового контроля.

- Отсутствие федерального  закона, определяющего возможности  государственного финансового контроля  в отношении не только бюджетных  учреждений, а всех юридических  лиц, также порождает реальные  препятствия для решения задач  финансовой политики страны. [14, с.67] Принципиальное значение имеет  строгое установление задач и  целей государственного финансового  контроля. Еще одна концептуальная  проблема закона - нужно ли в  федеральном законе устанавливать  положения по формированию и  функционированию органов государственного  финансового контроля субъекта  Федерации? Думается, что это крайне  необходимо, чтобы вся система  единого государственного финансового  контроля в стране строилась  на единых принципах.

"В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного  контроля, Россия оказалась в  ситуации, когда нет адекватной  общегосударственной контрольной  системы, ориентированной на новые  демократические задачи. Следует  признать, что существующая в  стране система финансового контроля  в полной мере не выполняет  своего назначения и нуждается  в серьезной реструктуризации. Примеров  нецелевого использования и не  возврата государственных средств,  нерационального управления ими,  иных финансово-хозяйственных нарушений  множество. Факты таких нарушений  приводятся в опубликованных  в печати отчетах контрольных  органов"[13, с.43]

Говоря о проблемах  финансового контроля, нельзя не упомянуть  коррупцию и бюрократизм. Они  приобрели всеобъемлющий характер и присутствуют во всех государственных  институтах, финансовый контроль не избежал  этой участи. «Коррупция официально признана в качестве одной из системных  угроз национальной безопасности» [29,с.151]

Вторую группу проблем  составляют проблемы, связанные с  недостатками работы органов финансового  контроля. К этой группе относятся  такие проблемы, как:

- недостаточность и неправомерность  мер по исполнению доходной  части бюджета (сбор налогов  и сборов, установление различных  льгот и освобождение от уплаты  платежей, растущая задолженность  перед бюджетом);

- невыполнение требований  соответствующих нормативных актов; 

- отсутствие должного  контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств, в том числе иностранных займов, полученных под гарантии Правительства РФ;

- нарушения самими контрольными  органами действующего законодательства;

- нецелевое расходование  средств; 

- отсутствие адекватных  мер к нарушителям бюджетного  законодательства.

-функциональная разобщенность  органов финансового контроля.

Государственный финансовый контроль на региональном и муниципальном  уровне практически отсутствует. Это  связано, прежде всего, с высокой  степенью децентрализации процесса надзора и отсутствием проверки их деятельности со стороны вышестоящих органов. Кроме того, есть проблемы, связанные с отсутствием четкого разграничения полномочий в финансово-контрольной сфере между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями этого субъекта. Население в большинстве случаев демонстрирует инертность в вопросах слежения за законностью исполнения средств местных бюджетов и использования муниципального имущества, что автоматически влечет необходимость создания иной системы финансового контроля, например, сверху в системе органов управления.

Существует объективная  необходимость в корректном и  гибком планировании контрольными органами своих планов проверок, своевременном  осуществлении проверок и ревизий  в процессе исполнения бюджета (текущий  контроль), поскольку постановление  по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении  одного года со дня его совершения [2, ст.4.5, ч.3].

Практика показывает, что  контрольные органы, выявив факты  нецелевого использования бюджетных  средств в ревизуемых периодах, в большинстве случаев не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке в виду истечения сроков давности.

 Серьезное препятствие  для успешного осуществления  экономических реформ в числе  прочих - достаточно громоздкая структура  органов государственного финансового  контроля. Задачи органов государственного  финансового контроля недостаточно  конкретны, границы их ответственности  размыты, а деятельность координируется  слабо. Они должны более тесно  взаимодействовать между собой  при сохранении ответственности  каждого органа за свой участок  контроля. [17, c.26]

Почти полностью отсутствует  внутриведомственный контроль. Нет  четкой схемы проверки деятельности служащих, работающих в органах государственного финансового контроля, что приводит к коррумпированности процесса. В  контрольно-финансовых органах работает огромное количество сотрудников. Большое  количество сотрудников приводит к  увеличению количества уровней управления, следовательно, к бюрократизации процесса и снижению производительности, эффективности  деятельности.

Одной из ключевых проблем  остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость  регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных мероприятиях и обмена опытом обусловлена постоянным изменением действующей нормативно-правовой базы.  [23, с.46].

Таким образом, основными  проблемами организации финансового  контроля в Российской Федерации  являются: отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы и собственно самого определения финансового  контроля в законодательстве, отсутствие единого федерального закона о системе  финансового контроля; организационная  структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации; законодательно не определены статус органов финансового контроля РФ и ее регионов, место и роль каждого субъекта финансового контроля в его целостности; отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности; органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов; отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

От своевременного решения  указанных организационно-структурных  вопросов, от совершенства правовой и  организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов  научных исследований зависит успех  организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной  системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

В России, финансовый контроль осуществляется ввиду  государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской  деятельности. Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации - это государственный контроль: за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; за организацией денежного обращения; за использованием кредитных ресурсов; за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

 Он  реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

В настоящее  время работа органов государственного финансового контроля характеризуется  несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь  с несформированностью целостной системы контроля за государственными финансами.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится  на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению  целого ряда серьезных проблем. Бюджетные  средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций  в большей части скрыты, огромны  неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. В числе особо актуальных проблем - отсутствие четкого определения основных признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными.

Информация о работе Финансовый контроль РФ