Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля его форм, видов и методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
• Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;
• Изучить виды, формы и методы финансового контроля;
• Дать общую характеристику государственному финансовому контролю;
• Отразить виды государственного финансового контроля и его организации;
• Выделить основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации;
В данной
части курсовой работы представлена
классификация видов
Государственный финансовый
контроль охватывает своим воздействием
те общественные отношения, которые
возникают в сфере финансовой
деятельности государства, т.е. в процессе
создания, распределения и использования
определенных фондов денежных средств.
Поиск путей решения проблем
финансового контроля очень актуален
сегодня. Невозможно решить важные социально-экономические
проблемы, модернизировать
Проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие факторы, как стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и документальное закрепление процедур контроля, налаженность системы информационного обеспечения. К внешним факторам, определяющим проблемы финансового контроля в Российской Федерации, относятся уровень развития экономики, уровень развития законодательной базы, налоговая политика государства, соблюдение действующего законодательства и ряд других факторов.
В России сегодня отсутствует
не только единая система финансового
контроля, но и единая концепция
ее формирования. Формирование органов
государственного и негосударственного
финансового контроля в Российской
Федерации все еще
Во-первых, это проблемы, связанные со слабой нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации. Эту группу составляют такие правовые упущения, как:
- Отсутствие четкой
- Отсутствует единая
- Смешение контрольных функций органов, пересечение их сфер деятельности;
- Неопределенность круга объектов финансового контроля;
- Отсутствие алгоритма и порядка реагирования на выявленные нарушения как органов, так и объектов контроля;
- Низкая оперативность принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению финансового контроля;
- Отсутствие четких внутренних стандартов составления нормативно-правовых актов;
- "Оторванность" стратегического
финансового контроля от
- Отсутствие федерального
закона, определяющего возможности
государственного финансового
"В результате реформ,
разрушив вертикали
Говоря о проблемах
финансового контроля, нельзя не упомянуть
коррупцию и бюрократизм. Они
приобрели всеобъемлющий
Вторую группу проблем составляют проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля. К этой группе относятся такие проблемы, как:
- недостаточность и
- невыполнение требований
соответствующих нормативных
- отсутствие должного контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств, в том числе иностранных займов, полученных под гарантии Правительства РФ;
- нарушения самими контрольными
органами действующего
- нецелевое расходование средств;
- отсутствие адекватных мер к нарушителям бюджетного законодательства.
-функциональная разобщенность органов финансового контроля.
Государственный финансовый контроль на региональном и муниципальном уровне практически отсутствует. Это связано, прежде всего, с высокой степенью децентрализации процесса надзора и отсутствием проверки их деятельности со стороны вышестоящих органов. Кроме того, есть проблемы, связанные с отсутствием четкого разграничения полномочий в финансово-контрольной сфере между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями этого субъекта. Население в большинстве случаев демонстрирует инертность в вопросах слежения за законностью исполнения средств местных бюджетов и использования муниципального имущества, что автоматически влечет необходимость создания иной системы финансового контроля, например, сверху в системе органов управления.
Существует объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами своих планов проверок, своевременном осуществлении проверок и ревизий в процессе исполнения бюджета (текущий контроль), поскольку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения [2, ст.4.5, ч.3].
Практика показывает, что контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемых периодах, в большинстве случаев не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке в виду истечения сроков давности.
Серьезное препятствие
для успешного осуществления
экономических реформ в числе
прочих - достаточно громоздкая
Почти полностью отсутствует внутриведомственный контроль. Нет четкой схемы проверки деятельности служащих, работающих в органах государственного финансового контроля, что приводит к коррумпированности процесса. В контрольно-финансовых органах работает огромное количество сотрудников. Большое количество сотрудников приводит к увеличению количества уровней управления, следовательно, к бюрократизации процесса и снижению производительности, эффективности деятельности.
Одной из ключевых проблем
остается проблема подготовки кадров
контрольных органов. Необходимость
регулярного повышения
Таким образом, основными
проблемами организации финансового
контроля в Российской Федерации
являются: отсутствие четкой и полной
нормативно-правовой базы и собственно
самого определения финансового
контроля в законодательстве, отсутствие
единого федерального закона о системе
финансового контроля; организационная
структура органов
От своевременного решения
указанных организационно-
Заключение
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации - это государственный контроль: за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; за организацией денежного обращения; за использованием кредитных ресурсов; за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Он
реализуется через
В настоящее
время работа органов государственного
финансового контроля характеризуется
несогласованностью и разобщенностью,
отсутствием четкого
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. В числе особо актуальных проблем - отсутствие четкого определения основных признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными.