Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия и основные признаки фирмы, классификация фирм по признакам, организационно-правовые формы фирмы, закрепленные в российском законодательстве. Даются основные определения, на рисунке схематично показана классификация фирм по организационно-правовым формам. Во второй главе рассматривается поведение фирмы в основных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, описаны проблемы с которыми фирма сталкивается в той или иной структуре. В табличной форме даны краткие характеристики вышеперечисленных структур.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ 4
1.1. Понятие и основные признаки фирмы 4
1.2. Классификация фирм по признакам 6
1.3. Организационно-правовые формы фирмы 8
2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА 14
2.1 Общая характеристика рыночных структур 14
2.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 16
2.3. Фирма в условиях чистой монополии 17
2.4. Монополистическая конкуренция и фирма 20
2.5. Поведение фирмы в условиях олигополии 21
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 23
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 23
3.2. Факторы и перспективы развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

kursovaya_firma.docx

— 84.08 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Восточно-Европейский Институт

 

 

 

Специальность: Экономика

 

 

 

Фирма как экономический субъект  рынка, ее организационно-правовые формы

Курсовая работа

 

 

Выполнила

 

__________________________

Научный руководитель

__________________________

__________________________

__________________________

 

оценка ____________________

зав. кафедрой ______________

__________________________

__________________________

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ  СУБЪЕКТ 4

1.1. Понятие и основные признаки  фирмы 4

1.2. Классификация фирм по признакам 6

1.3. Организационно-правовые формы  фирмы 8

2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ  РЫНКА 14

2.1 Общая характеристика рыночных  структур 14

2.2. Фирма в условиях совершенной  конкуренции 16

2.3. Фирма в условиях чистой  монополии 17

2.4. Монополистическая конкуренция  и фирма 20

2.5. Поведение фирмы в условиях  олигополии 21

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  РОССИИ 23

3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 23

3.2. Факторы и перспективы развития 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская  деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

Фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, поэтому её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Цель курсовой работы - закрепление  и углубление знаний в области  экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного  субъекта рыночной экономики.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия и основные признаки фирмы, классификация фирм по признакам, организационно-правовые формы фирмы, закрепленные в российском законодательстве. Даются основные определения, на рисунке схематично показана классификация фирм по организационно-правовым формам. Во второй главе рассматривается поведение фирмы в основных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, описаны проблемы с которыми фирма сталкивается в той или иной структуре. В табличной форме даны краткие характеристики вышеперечисленных структур. Глава третья имеет практический характер, где анализируется предпринимательский потенциал России и перспективы его развития.

1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

1.1. Понятие и  основные признаки фирмы

 

В научной литературе используются два схожих понятия — «предприятие»  и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект. Тем не менее  под фирмой в России понимается хозяйствующая организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная. Фирма включает в свой состав ряд обособленных предприятий, филиалов, учреждений. В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация при регистрации получает фирменное наименование. Отсюда следует, что фирма — общее понятие коммерческой организации.

Фирма является структурным  звеном экономики в целом.

Фирма — это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одни или несколько специфический функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Фирма выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Фирма является хозяйственной единицей, юридическим лицом. Фирма экономически самостоятельна и обособленна, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционерки н т.п.), фирмы (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет. [15, с. 26]

   Если не брать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными фирмами, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им. Фирма — это:

  1. организационное единство, то есть определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда;
  2. определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждой фирмы, производящей определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Фирма объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с цепью максимизации прибыли;
  3. обособленное имущество: фирма имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  4. имущественная ответственность: фирма несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  5. фирма предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления;
  6. выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;
  7. экономически самостоятельно и обособленно осуществляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства. [15, с. 27]

Совокупность и единство признаков придают определенность и целостность фирме как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, фирма — это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли. [15, с. 27]

Фирма — это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские резервы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.

Фирма, производящая нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение фирм сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных условиях возрастают роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и фирм, занятых в ней, оказывающих разнообразные услуги населению. [15, с. 28]

Непосредственной целью  и побудительным мотивом деятельности фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства — получение максимальной величины прибыли, фирма реализует и цель общества — наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей общества.

Фирмы, основной целью которых  является получение прибыли, называются «коммерческими». Цели, задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие фирмы, фиксируются в правовых документах об их создании. Создание и регулирование их определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В современных условиях в  экономический оборот прочно вошел  термин «фирма», под которым понимается субъект хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. «Фирма» — это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена система франчайзинга.

Франчайз — лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоят реклама, репутация, что обеспечивает рост оборота и увеличение прибыли. [15, с. 29]

Франчайзинг — это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупная фирма на основании договора предоставляет право малой фирме использовать ее товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему бизнеса за установленное вознаграждение. Франчайзинг получил наибольшее развитие в таких сферах, как закусочные, автосервис, рестораны быстрого обслуживания, туристический бизнес. Франчайзинг объединяет в себе элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительств. В России франчайзинг определяется как договор коммерческой концессии. [15, с. 29]

Хотя большинство фирм имеют только одно предприятие (в  этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют  несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений  горизонтального (сеть магазинов в  сфере розничной торговли), вертикального (предприятия различных стадий производственного  процесса — целлюлозно-бумажные комбинаты) и диверсификационного типа (конгломераты, консорциумы и т.д.).

 

1.2. Классификация фирм  по признакам

 

В экономике любой страны функционируют миллионы различных фирм — субъектов хозяйствования, которые различаются между собой по различным признакам. Систематизация и группировка фирм носят условный характер, то есть один и тот же субъект хозяйствования одновременно относится к различным группам.

Прежде всего субъекты хозяйствования различаются по сфере  деятельности.

Выделяют фирмы, действующие  в сфере материального и нематериального  производства. Субъекты хозяйствования сферы материального производства — это фирмы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сферы нематериального производства является то, что они создают особые продукты—услуги (бытовые, социальные, культурные).

Часть субъектов хозяйствования занимается посреднической деятельностью.

Профессиональное посредничество сокращает издержки, повышает прибыль, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных товаров (услуг, работ).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на фирмы промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.).

По экономическому назначению они подразделяются на фирмы, производящие средства производства (нефтедобыча, переработка, машиностроительные), и производящие предметы потребления (пищевые, текстильные).

По характеру воздействия  на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие (угольные, газодобыча) и перерабатывающие (обрабатывающие) — станкостроение, машиностроение.

По типу производства (широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема) выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового производства.

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий (судостроение, прокатные станы и другое уникальное оборудование).

Серийное производство — это обычно изготовление ограниченного ассортимента продукции (пищевые, химические, компрессорные фирмы). [15, с.30]

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах (обувные фабрики, моторные заводы).

По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число  товаров, и многопрофильные —  производящие разные товары (комбинаты).

По уровню специализации выделяют узкоспециализированные, многопрофильные. Специализация субъектов хозяйствования может быть предметная (тракторный завод), подетальная (производство подшипников), технологическая (производство кислот в химической промышленности). Многопрофильные — металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и другие комбинаты.

И зависимости от размеров субъекты хозяйствования подразделяются на крупные, средние, мелкие, а также фирмы-монополии. Размер фирмы определяется численностью занятых на нем работников.

Информация о работе Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы