Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия и основные признаки фирмы, классификация фирм по признакам, организационно-правовые формы фирмы, закрепленные в российском законодательстве. Даются основные определения, на рисунке схематично показана классификация фирм по организационно-правовым формам. Во второй главе рассматривается поведение фирмы в основных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, описаны проблемы с которыми фирма сталкивается в той или иной структуре. В табличной форме даны краткие характеристики вышеперечисленных структур.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ 4
1.1. Понятие и основные признаки фирмы 4
1.2. Классификация фирм по признакам 6
1.3. Организационно-правовые формы фирмы 8
2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА 14
2.1 Общая характеристика рыночных структур 14
2.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 16
2.3. Фирма в условиях чистой монополии 17
2.4. Монополистическая конкуренция и фирма 20
2.5. Поведение фирмы в условиях олигополии 21
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 23
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 23
3.2. Факторы и перспективы развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

kursovaya_firma.docx

— 84.08 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Организационно-правовые  формы фирмы

 

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого  ее правовое положение и цели предпринимательской  деятельности. [14, с. 27]

Организационно-правовые формы  юридических лиц перечислены  в Гражданском Кодексе РФ, а также в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм ОК 028-2012 (ОКОПФ). ОКОПФ присваивает каждой организационно-правовой форме свой номер, и номер, обозначающий вид собственности, которые проставляются в соответствующих (чаще всего бухгалтерских) документах. На рисунке 1 схематично изображена классификация фирм (предприятий) по организационно-правовым формам.

Согласно ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие [1, ст. 50].

Организационно-правовыми формами  юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, признаются организационно-правовые формы, в которых создаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [1, ст. 50].

Согласно Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012 (ОКОПФ) коммерческие организации подразделяются на:

1. Хозяйственные товарищества - коммерческие организации с разделенным на вклады участников складочным капиталом.

Хозяйственные товарищества могут  создаваться в форме полного  товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) [1, ст. 66].

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом [1, ст. 69].

Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности [1, ст. 82].

2. Хозяйственные общества - коммерческие организации, которые могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью [1, ст. 66].

Обществами с ограниченной или дополнительной ответственностью признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом [1, ст. 66].

Обществами с ограниченной ответственностью признаются созданные одним или несколькими лицами хозяйственные общества, уставный капитал которых разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества [3, ст. 2].

Обществами с дополнительной ответственностью признаются общества, уставный капитал которых разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества [1, ст. 95].

Акционерными обществами признаются коммерческие организации, уставный капитал которых разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу [4, ст. 2].

Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров [1, ст. 97].

 

10


Рис. 1. Классификация фирм (предприятий) по организационно-правовым формам


Фонды


 

Организационно-правовые формы фирм (предприятий)

Организационно-правовые формы коммерческих организаций

 

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

 

Хозяйственные товарищества

 

Хозяйственные общества

 

Полное товарищество

Товарищество на вере (коммандитное)

 

Акционерное общество

 

Общество с ограниченной ответственностью

 

Общество с дополнительной ответственностью

 

Открытое акционерное общество

 

Закрытое акционерное общество

 

 

Производственные кооперативы

 

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия

 

Потребительские кооперативы

 

Общественные организации (объединения)

 

Религиозные организации

 

Некоммерческие партнерства

 

Объединения юридических лиц

 

Палаты

Садоводческие, огороднические или дачные объединения, товарищества, кооперативы

 

Учреждения


 

Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц [1, ст. 97].

3. Хозяйственные партнерства - созданные двумя или более лицами коммерческие организации, в управлении деятельностью которых принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством [5, ст. 2].

4. Производственные кооперативы (артели) - добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов [1, ст. 107]. К ним относятся сельскохозяйственные производственные кооперативы, сельскохозяйственные артели (колхозы), рыболовецкие артели (колхозы), кооперативные хозяйства (коопхозы) и т. д.

5. Унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество [1, ст. 113]. К таковым относятся Федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, Муниципальные казенные предприятия, Федеральные государственные унитарные предприятия и т. д.

6. Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

Организационно-правовыми формами  юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, признаются организационно-правовые формы, в которых создаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками [6, ст. 2].

Согласно Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012 (ОКОПФ) некоммерческие организации подразделяются на:

1. Потребительские кооперативы - добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов [1, ст. 116]. К ним относятся гаражные и гаражно-строительные кооперативы, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, потребительские общества.

2. Общественные организации (объединения) - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [7, ст. 5]. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации (профсоюзы) и т.д.

3. Религиозные организации - добровольные объединения граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица [8, ст. 8].

4. Фонды - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели [1, ст. 118].

5. Некоммерческие партнерства - основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [6, ст. 8].

6. Объединения юридических лиц - некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов [1, ст. 121]. К ним относятся ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Союзы (ассоциации) кредитных кооперативов и иные союзы и ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями.

7. Палаты - негосударственные некоммерческие организации, члены которых объединены по профессиональным интересам. К таковым относятся адвокатские палаты, нотариальные палаты, торгово-промышленные палаты.

8. Учреждения - некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [1, ст. 120]. К ним относятся автономные учреждения, благотворительные учреждения (организации), бюджетные учреждения, казенные учреждения, общественные учреждения, частные учреждения, учреждения академий наук, учреждения религиозных организаций.

9. Садоводческие, огороднические или дачные объединениями граждан - созданные гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, либо садоводческие огороднические или дачные некоммерческие партнерства [9, ст. 4].

10. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, не включенные в другие группировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  СУБЪЕКТ РЫНКА

2.1 Общая характеристика  рыночных структур

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности, фирмы  выступают по отношению друг к  другу как конкуренты. Под экономической  конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке  за предпочтение потребителей. Конкуренция  является необходимым и важнейшим  элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных  рыночных ситуациях. Это существенно  влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной  деятельности.

Условия, в которых протекает  рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством  и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и  выхода из него, доступностью информации. Итак, структура рынка — это характерные основные черты рынка, к числу которых относятся: 1) количество и размеры фирм; 2) степень сходства или различий товаров разных фирм; 3) легкость входа и выхода с конкретного рынка; 4) доступность рыночной информации.

Чтобы понять состояние фирмы  в условиях конкуренции, обратимся  к рассмотрению четырех типов  рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической  конкуренции и олигополии.

Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации. [10, с. 133]

Чистая монополия — рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющим субститутов. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль.

Это полярные рыночные структуры. Между ними существуют как бы промежуточные  состояния, к числу которых относятся  монополистическая конкуренция  и олигополия. [10, с. 142]

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, состоящая из множества фирм, выпускающих неоднородную продукции, характеризуется свободным входом и выходом. [10, с. 151]

Олигополия — рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. [10, с. 160]

Информация о работе Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы