Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия и основные признаки фирмы, классификация фирм по признакам, организационно-правовые формы фирмы, закрепленные в российском законодательстве. Даются основные определения, на рисунке схематично показана классификация фирм по организационно-правовым формам. Во второй главе рассматривается поведение фирмы в основных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, описаны проблемы с которыми фирма сталкивается в той или иной структуре. В табличной форме даны краткие характеристики вышеперечисленных структур.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ 4
1.1. Понятие и основные признаки фирмы 4
1.2. Классификация фирм по признакам 6
1.3. Организационно-правовые формы фирмы 8
2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА 14
2.1 Общая характеристика рыночных структур 14
2.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 16
2.3. Фирма в условиях чистой монополии 17
2.4. Монополистическая конкуренция и фирма 20
2.5. Поведение фирмы в условиях олигополии 21
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 23
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 23
3.2. Факторы и перспективы развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

kursovaya_firma.docx

— 84.08 Кб (Скачать файл)

 

 

2.5. Поведение фирмы в условиях олигополии

 

Основные цели рассмотрения данной рыночной модели — более  подробный анализ характерных черт олигополии, выделение причин ее возникновения  и существования, а также анализ некоторых возможных вариантов  поведения олигополии в отношении  цены и выпуска продукции. 

На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большой доле в общем, выпускаемом количестве товара.

Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма  в отрасли признает, что изменение  ее цены или выпуска вызовет реакцию  конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Эта реакция является одним из основных факторов, определяющих решения  фирмы и влияющих на равновесие на олигополистических рынках.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа  на рынок, схожими с теми, которые  рассматривались для монопольных  фирм. Естественно, олигополия существует только тогда, когда несколько крупных  фирм имеют преимущества в долгосрочных средних издержках по сравнению  с множеством небольших фирм в  связи с действием эффекта  масштаба. Существование естественных случаев олигополии является предметом  спора экономистов.

Почему же возникают и  существуют олигополии?

Причин может быть несколько. Первая — действие эффекта масштаба.

Речь идет о положительном  масштабе в долгосрочном периоде, который  делает неприбыльным существование  многих фирм на рынке. Вторая — наличие  барьеров. Третья — патентование и  лицензирование технологии, исключающие  предполагаемых конкурентов. Четвертая  — необходимость расхода средств  на рекламу фирмы и ее товаров, что может стать препятствием для появления на рынке новых  фирм. Пятая — контроль над стратегическим для отрасли сырьем, снижающий  возможности появления конкурентов, стратегические действия ведущих фирм (например, переполнение рынка товарами и угроза снижения цен в случае выхода на него новой фирмы). Шестая и основополагающая — слияние  двух или более фирм в объединение, что может существенно увеличить  их рыночную долю и добиться большего эффекта масштаба.

Следует отметить, что единой модели олигополии не существует. Можно  разработать ряд моделей, объясняющих  поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие предположения  строят фирмы относительно реакции  своих соперников. Существуют две  главные причины того, почему трудно использовать формальный экономический  анализ при объяснении ценового поведения  олигополии. 

Прежде всего, это тот  факт, что олигополия включает в  себя многообразие особых рыночных ситуаций, а это мешает выработке одного обобщенного объяснения или модели того, как олигополия определяет цену и объем производства. Важен также  и элемент всеобщей взаимозависимости, который осложняет ситуацию, а  неспособность фирмы предсказывать  с уверенностью ответные действия ее конкурентов делает фактически невозможным  оценить спрос и предельный доход, с которыми сталкивается олигополист. При этом, однако, можно выделить две основные черты олигополистического  ценообразования: олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, они изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической  конкуренции и в некоторых  случаях чистой монополии; если же олигополистические цены изменяются, то, вероятно, что фирмы  изменяют свои цены все вместе: олигополистическое поведение предполагает наличие  стимулов к согласованным действиям  или тайному сговору при назначении и изменении цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России

 

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С  одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е  гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок  ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется  весьма заметной доля государства как  в национальном богатстве, так и  в собственности акционированных  и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что  в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При  этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных  предпринимателей (как сохранивших  свои позиции прежних директоров приватизированных государственных  предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для  контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства  во всем мире. В России насчитывается  лишь 840 тыс. таких предприятий с  числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что  несопоставимо со среднемировым  уровнем (40- 50% занятых). При этом малые  предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.

Нельзя не отметить специфику  состава формирующегося российского  предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами  из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической  моралью и привычкой функционировать  в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая - продолжает руководить предприятиями и фирмами  во многом по старинке, полагаясь главным  образом на личные связи и покровительство  государственных чиновников.

Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского  предпринимательства: здесь и рядовые  граждане, прежде всего молодежь, активно  работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной»  торговле, не требующей значительного  первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные  специалисты, открывающие консультативные  фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере  ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов  достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным  для предпринимательского капитала.

В то же время положение  российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно  нестабильно. Это в полной мере продемонстрировали финансовые кризисы в 1998 и 2008 годах, разорившие или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.

К сожалению, отличительной  чертой современного российского предпринимательства  является его криминализация. Немалая  часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится  под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают  в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными  поборами. Массовым стало уклонение  предпринимателей от уплаты налогов, расцвет  теневой экономики, прямые хищения  бюджетных средств государства  и средств населения. По различным  оценкам, масштабы теневой экономики  достигают 25-40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

 

3.2. Факторы и перспективы развития

 

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная  не только дать нынешним и будущим  российским предпринимателям современные  управленческие знания, но и привить  определенную систему моральных  ценностей, выработать новую предпринимательскую  этику, широко распространившуюся в  развитых странах. Учитывая весьма высокий  образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности  для этого имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями своей  социальной ответственности. В такой  стране, как Россия, где чувство  социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения  социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать  потенциально более важным элементом  общественно-политической жизни, чем  в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести  большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики  за счет учета воздействия рынка  не только на его внешние условия  хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему  управления, расширить экономическую  демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных  и акционированных предприятиях новой культуры отношений между  работниками, многие из которых стали  одновременно и собственниками, и  управляющими, осознания акционерами  своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно  важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной  поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного  законодательства, в том числе  налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления  отечественного предпринимательства  должно стать создание соответствующей  институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сказать, что предмет данной работы - фирма как экономический субъект рынка, является необходимым определяющим условием существования рыночной экономики и её обязательным атрибутом. Без фирмы не существует рынка, равно как и без рынка не существует фирм.  Это объясняется тем, в развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они представляют собой хозяйствующий субъект экономики, занимающийся производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

Фирмы, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. Наиболее развитой формой является акционерное общество, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой – закрытое акционерное общество, наиболее открытой – открытое акционерное общество.

Фирмы имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру. В Российском предпринимательстве важной задачей является перевод большинство старых предприятий на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, то есть перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские  способности - это экономический  ресурс, в состав которого следует  включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую  этику и культуру.  В целом можно сказать, что фирма - важный, необходимый и неотъемлемый элемент рыночной экономики, в большой степени определяющий эффективность её действия в государстве.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013).
  2. "ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм" (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ". Дата введения 2013-01-01).
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.12.2012 г.).
  4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об акционерных обществах".
  5. Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) "О некоммерческих организациях".
  7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "Об общественных объединениях".
  8. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 05.12.2012) "О свободе совести и о религиозных объединениях".
  9. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
  10. Вечканов Г.С. Микроэкономика. Краткий курс. 2 – е изд. Издательский дом «Питер», 2013. – 274 с.
  11. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601 с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  12. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц, - 2-е изд., стер.-Москва: Омега-Л, 2007. – 656 с.
  13. А.И. Нечитайло, А.Е. Карлик, Экономика предприятия (организации): учеб. – М.: Проспект, КНОРУС, 2010. – 304 с.
  14. Чечевицына Л.Н. МИКРОЭКОНОМИКА. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2007. – 384 с.
  15. Чуева Л.Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 416 с.

Информация о работе Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы