Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:34, курсовая работа
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия и основные признаки фирмы, классификация фирм по признакам, организационно-правовые формы фирмы, закрепленные в российском законодательстве. Даются основные определения, на рисунке схематично показана классификация фирм по организационно-правовым формам. Во второй главе рассматривается поведение фирмы в основных рыночных структурах, таких как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, описаны проблемы с которыми фирма сталкивается в той или иной структуре. В табличной форме даны краткие характеристики вышеперечисленных структур.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ 4
1.1. Понятие и основные признаки фирмы 4
1.2. Классификация фирм по признакам 6
1.3. Организационно-правовые формы фирмы 8
2. ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА 14
2.1 Общая характеристика рыночных структур 14
2.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 16
2.3. Фирма в условиях чистой монополии 17
2.4. Монополистическая конкуренция и фирма 20
2.5. Поведение фирмы в условиях олигополии 21
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 23
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 23
3.2. Факторы и перспективы развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Основные цели рассмотрения данной рыночной модели — более подробный анализ характерных черт олигополии, выделение причин ее возникновения и существования, а также анализ некоторых возможных вариантов поведения олигополии в отношении цены и выпуска продукции.
На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большой доле в общем, выпускаемом количестве товара.
Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Эта реакция является одним из основных факторов, определяющих решения фирмы и влияющих на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии
защищены барьерами для входа
на рынок, схожими с теми, которые
рассматривались для
Почему же возникают и существуют олигополии?
Причин может быть несколько. Первая — действие эффекта масштаба.
Речь идет о положительном
масштабе в долгосрочном периоде, который
делает неприбыльным существование
многих фирм на рынке. Вторая — наличие
барьеров. Третья — патентование и
лицензирование технологии, исключающие
предполагаемых конкурентов. Четвертая
— необходимость расхода
Следует отметить, что единой модели олигополии не существует. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Существуют две главные причины того, почему трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии.
Прежде всего, это тот
факт, что олигополия включает в
себя многообразие особых рыночных ситуаций,
а это мешает выработке одного
обобщенного объяснения или модели
того, как олигополия определяет цену
и объем производства. Важен также
и элемент всеобщей взаимозависимости,
который осложняет ситуацию, а
неспособность фирмы
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России
Характер предпринимательского
потенциала России обусловлен переходным
состоянием российской экономики. С
одной стороны, Россия продемонстрировала
способность к быстрому формированию
предпринимательской
С другой стороны, многие рыночные
структуры остаются крайне несовершенными
и неэффективными, например рынок
ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется
весьма заметной доля государства как
в национальном богатстве, так и
в собственности
Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.
Нельзя не отметить специфику
состава формирующегося российского
предпринимательского класса. Согласно
проведенным исследованиям, около 60%
российской бизнес-элиты являются выходцами
из прежней советской номенклатуры
(партийной, комсомольской, хозяйственной)
со всеми присущими ей традициями
клановой закрытости, специфической
моралью и привычкой
Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.
В то же время положение
российского
К сожалению, отличительной
чертой современного российского
3.2. Факторы и перспективы развития
Таким образом, исходные рубежи
для формирования российского
Другой ключевой фактор -
осознание предпринимателями
Еще одна важная задача - перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.
В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.
В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.
В заключение можно сказать, что предмет данной работы - фирма как экономический субъект рынка, является необходимым определяющим условием существования рыночной экономики и её обязательным атрибутом. Без фирмы не существует рынка, равно как и без рынка не существует фирм. Это объясняется тем, в развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они представляют собой хозяйствующий субъект экономики, занимающийся производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
Фирмы, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. Наиболее развитой формой является акционерное общество, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой – закрытое акционерное общество, наиболее открытой – открытое акционерное общество.
Фирмы имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру. В Российском предпринимательстве важной задачей является перевод большинство старых предприятий на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, то есть перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.
Функционирование фирм обеспечивают
предприниматели. Предпринимательские
способности - это экономический
ресурс, в состав которого следует
включать, прежде всего, предпринимателей,
предпринимательскую
Информация о работе Фирма как экономический субъект рынка, ее организационно-правовые формы