Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – фирме.
Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность фирмы
1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы
1.3. Функции фирмы
Глава 2. Особенности развития фирмы в России на современном этапе
2.1. Типы предприятия в переходной экономике
2.2. Противоречия и трудности развития фирм
2.3. Роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства
2.4. ООО «Мир Рекламы» как одна из форм предпринимательской деятельности в рыночных отношениях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию РФ

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Экономический факультет

Кафедра экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы.

(Курсовая работа)

 

 

Выполнила

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2007

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Социально-экономическая сущность фирмы

    1. Понятие фирмы
    2. Организационно-правовые формы фирмы
    3. Функции фирмы

Глава 2. Особенности развития фирмы в России на современном этапе

2.1. Типы предприятия в переходной экономике

2.2. Противоречия и трудности развития фирм

2.3. Роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства

2.4. ООО «Мир Рекламы» как одна из форм предпринимательской деятельности в рыночных отношениях

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается  к основному звену  всей экономики – фирме.

Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно

определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующееся спросом, обеспечит  высоким доходом высококвалифицирован-ных  работников.

Ключевой фигурой  рыночных отношений выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Из этого определения ясно, что цель деятельности фирмы – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Связующим звеном между  производством и потреблением является реклама. С её помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потреблением. Без умения пользоваться средствами рекламы резко снижается возможность активно воздействовать на рынок, обеспечение успеха в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Экономическое предпринимательство  базируется на производстве товаров  и услуг, предназначенных для  удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим существует общность интересов потребителей и производителей – одни не могут существовать без других. Производимый фирмой товар будет пользоваться большим спросом, если потребители будут владеть информацией о нём, его преимуществами перед таким же товаром другого производителя или серией схожего продукта. Таким образом, посредством рекламы повышается товарооборот фирмы, происходит укрепление позиций фирмы на рынке, а значит, и растут её экономические показатели.

Повышению экономических  показателей и эффективности  продвижения товара и услуг на рынке способствует реклама. Рекламное агенство проводит рекламную деятельность на  высоком профессиональном уровне, рационально использует финансовые средства и обеспечивает высокое качество рекламы. Также, рекламное агенство проводит комплексное исследование рынка и оценку конъюктуры.

Место рекламного агенства в народном хозяйстве и его  положительная роль в экономике  определяется их специализацией.

Рекламное агенство играет положительную роль, будучи квалифицированным  координатором между торговлей и производством, в интересах потребителей и всего общества.

Целью курсовой работы является рассмотрение фирмы как субъекта рыночных отношений.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. обозначить социально-экономическую сущность фирмы;
  2. рассмотреть экономические условия возникновения и особенности развития фирмы в России;
  3. определить роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства.

 

Глава 1. Социально-экономическая  сущность фирмы.

1.1. Понятие фирмы.

Современная рыночная система  лучше, чем другие системы, приспособлена  для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счёте,  для полного  удовлетворения потребностей общества.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Учитывая тему данной работы, рассмотрим наиболее подробно группу – предпринимательство.

История предпринимательства начинается со  средних  веков.  Уже  в  то время  купцы,  торговцы,   ремесленники,   миссионеры   представляли   собой начинающих предпринимателей. Однако, возникновение предпринимательства, как оформившегося устойчивого  явления,  относится   к  семнадцатому   веку. Начальный   этап охватывает конец восемнадцатого и девятнадцатый век.

Переход к рыночной экономике,  юридическое  признание  собственности вызвали  к  жизни  и  возродили  в   России   активную   предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует  от  его  участников  освоения  новых профессий, новых подходов к людям, а  самое  главное  – новых знаний.

Под предпринимательством  понимается  деятельность,  осуществляемая частными   лицами,   предприятиями   или    организациями     по    производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Предпринимательство –  это инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Инструментом предпринимательской  деятельности является, прежде всего, предприятие (фирма). В научной и учебной литературе наряду с понятием «фирма» широко используется понятие «предприятие». Оба термина схожи и обозначают один и тот же объект, в основном, промышленную или торговую организацию. Главное отличие между фирмой и предприятием заключается в том, что фирма является более крупным объектом и носит многоотраслевой характер. С точки зрения концентрации производства в составе фирмы в качестве структурных звеньев выступает предприятие различных отраслей экономики. Отличие фирм от учреждений заключается в том, что учреждения (школы, больницы) по большинству государственные, не стремящиеся к извлечению прибыли, а фирма – экономический субъект, участник рыночных отношений, главной целью, которой является получение прибыли. Как правило, в нормативно-правовых актах под организацией понимается фирма, предприятие.

Фирма – это самостоятельно действующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю очень точно сформулировали определение фирмы: «Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Следует добавить определение  Б. И. Кузина: «Фирма изначально рассматривается как основной объект рыночных отношений, органически сочетающий в себе функции собственности и хозяйствования и несущий имущественную ответственность».

Таким образом, фирма представляет собой самостоятельные хозяйственные единицы, разных форм собственности, реализующие собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции.

Все фирмы имеют следующие характеристики:

  1. Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
  2. Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
  3. Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Горизонтальное — разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.

Вертикальное — отделяет работу по координированию действий от самих действий.

Вертикальное разделение труда построено на выделении  трех уровней управления:

  • низший — менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей;
  • средний — руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств;
  • высший — администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
  1. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления. В связи с этим, необходимо рассмотреть фирму с точки зрения её структуры.

Фирма, являющаяся субъектом  рынка, имеет иерархическое внутреннее построение. Р Коуз в своём определении  фирмы отмечал: «Фирма есть система  отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Таким образом,  фирма представляет собой сложную экономическую систему, в которой лежит взаимодействие материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Фирма состоит из отдельных структурных подразделений, обеспечивающих ее развитие. То есть, можно сказать, что, как всякая организация, фирма обладает структурой.

Под общей структурой фирмы понимается комплекс производственных и обслуживающих подразделений, а также организационных звеньев  управления предприятиями, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между этими подразделениями. Общую структуру фирмы можно представить в следующем виде:

 

 


 

Структура органов управления фирмой складывается в зависимости  от размера фирмы, характера выпускаемой продукции, особенностей маркетинга и др.

Социально-бытовые подразделения  обеспечивают соответствующие нужды  работников фирмы, а также членов их семей (жилищно-эксплуатационные конторы, столовые, ясли и детские сады, медсанчасти  и др.). В последние годы наблюдается тенденция освобождения фирм и предприятий от несвойственных им социально-бытовых подразделений и передача их местным муниципальным органам.

Ведущую роль в составе  производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. В них выполняются операции по непосредственному изготовлению основной продукции, предназначенной для продажи.

Производственные подразделения, предназначенные для обслуживания своей продукцией и услугами основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению тепловой и электрической энергией, по ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др.

Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и участков, называются обслуживающими. К ним можно отнести складское хозяйство, внутрифирменный транспорт, связь.

Таким образом, общая  структура фирмы – интегрированный  комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому её схема  должна отражать и направления хозяйственной деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое.

Конечной целью любой организации является извлечение максимальной прибыли. Вместе с тем её достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

- увеличение объёма  продаж;

- достижение более  высоких темпов роста;

- увеличение доли рынка;

- увеличение прибыли  по отношению к вложенному  капиталу;

- увеличение дохода  на акцию компании (если это  акционерная компания);

- увеличение рыночной  стоимости акций (если это открытое  акционерное общество);

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы