Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – фирме.
Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность фирмы
1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы
1.3. Функции фирмы
Глава 2. Особенности развития фирмы в России на современном этапе
2.1. Типы предприятия в переходной экономике
2.2. Противоречия и трудности развития фирм
2.3. Роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства
2.4. ООО «Мир Рекламы» как одна из форм предпринимательской деятельности в рыночных отношениях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)
  1. Распределение дохода.

  В ходе постоянного  кругооборота экономической жизни  фирма распределяет получаемый  доход. Деньги, вырученные от продажи, идут на оплату труда занятых на производстве рабочих, на оплату материалов, технических средств производства и т.д.

  1. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы  является увеличение  основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги.  Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, так как она делает возможным расширение и модернизацию производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития фирмы в России на современном  этапе.

2.1. Типы предприятия в переходной  экономике.

Как уже говорилось выше, субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия (фирмы).

Существуют основные условия развития и функционирования предприятий (фирм) в системе рыночных отношений:

1. Движущий мотив деятельности  – постоянное извлечение прибыли или дохода в процессе движения и роста капитала.

2. Самостоятельность в действиях,  соответствующих потребностям рынка,  т.е. самостоятельность в использовании  имущества, в определении производственной  программы, в выборе поставщиков  и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

3. Экономическая ответственность  за результаты хозяйственной  деятельности.

Таким образом, при полном соблюдении данных условий государство в  меньшей степени определяет экономическое поведение субъекта, а экономика регулируется посредством рыночных отношений. Становление полноценных субъектов рыночных отношений фактически и означает переход к рыночной экономике.  При этом необходимо учитывать, что субъекты рыночных отношений не обладают полной свободой действий, нерегулируемостью, они должны действовать в системе юридических правил и ограничений, ориентироваться на экономическую политику государства.

Формирование рыночного субъекта должно предполагать как стимулирование частного предпринимательства, так и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, уравнять предприятия всех фор собственности в отношении предпринимательского риска.

Вследствие нарастания экономического кризиса данные проблемы оказались в центре внимания российских экономистов и политиков в 1994году. Начались поиски новой концепции  перехода к рынку управляемому и  социально ориентированному  и соответственно новых подходов к преобразованиям различных типов предприятий.

Прежде всего, это коснулось судьбы крупных предприятий, так как эффективность рынка зависит от числа присутствующих на нём производителей, а чем больше производителей выходят на рынок, тем острее стоит проблема выявления размеров и соотношения спроса и предложения, оптимального уровня цен. Таким образом, если число продавцов слишком велико, появляется тенденция к сокращению уровня производства и сбыта. Вследствие образования трестов, которые объединяли предприятия,  крупные предприятия теряли производственную  и сбытовую, юридическую самостоятельность, либо передавали свои акции специально учреждаемому обществу – холдингу.

Но крупные корпорации имеют и свои преимущества. Они не только считаются с требованиями рынка, но и сами активно формируют его, создавая новые виды товаров и услуг, реализуя крупные программы капиталовложений. Такие предприятия предопределяют будущее состояние рынка. Поэтому рынок небольшого числа крупных корпораций имеет существенные преимущества в эффективности по сравнению с рынком огромного числа однотипных небольших предприятий.

Важным аргументом в  защиту крупных предприятий и  их объединений в переходной экономике  является также необходимость сохранения и развития национального научно-технического потенциала.

Таким образом, данные аргументы в сочетании с отрицательным воздействием на отечественную промышленность экономических реформ 1992-93гг. заставили российских экономистов и политиков усомниться в необходимости дробления крупных предприятий и преимущественного развития мелких и средних производств.

Стимулирование развития малых и средних предприятий  также имеет не меньшее значение. Малый и средний бизнес выполняет  очень важную роль в рыночной экономике. Малый бизнес способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению степени монополизации экономики. В силу небольших объектов производственных фондов и незначительного числа занятых работников, малый бизнес обладает той гибкостью и подвижностью, которая позволяет быстро менять сферу деятельности или специализацию. Это позволяет ему активно осваивать новейшие достижения научно-технического прогресса.

В современной российской экономике малый бизнес делает свои первые шаги, и период его становления  протекает очень нелегко. Начавший набирать силу в 1991г. Процесс образования малых предприятий в производственной сфере практически прекратился в 1992году, вследствие экономической политики и экономической конъюнктуры. Либерализация цен и сильная инфляция привели к ликвидации финансовой базы малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, а в сфере производства малые предприятия оказались к тому же под непомерной налоговой системой.

Все перечисленные сложности  и проблемы переходной экономики  сдерживают развитие малого бизнеса. Это показывает, что развитие малых предприятий нуждалось в постоянной и целенаправленной государственной поддержке.

 

2.2. Противоречия и  трудности развития фирм.

 

В нашей стране роль бизнеса  постоянно и неуклонно возрастает, но  развитие фирм, предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и  зачастую бессистемно формируется  законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен  несовершенством финансово –  кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

          - значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

- создать условия  для трудоустройства рабочей  силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

- ускорить научно-технический прогресс;

- составить позитивную  альтернативу криминальному бизнесу  и другие.

 Всесторонняя поддержка  производства и предприятий-производителей  является самой важной задачей  местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить политику в отношении предприятий, всячески способствуя их возникновению, а также стимулирующие их развитие. К ним относят:

а) организационную помощь в скором и эффективном решении  всех вопросов, поднимаемых предприятиями  во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

б) Экономическую поддержку, которая включает в себя:

1.    Поддержку  существующих предприятий:

-  налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

  - налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться  ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

  - налоговый кредит  должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

2.  Поддержку новых  производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

а) если предприятие создается  на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия; на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

б) новое производственное предприятие, чтобы оно могло  пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

3. Поддержку конкурентной среды в экономике:

а) предоставлять льготы малым фирмам. Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы легче идут на риск нововведений. Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.

б) сдерживать ограничительную  стратегию фирм, подрывающих свободную конкуренцию, строгим антимонопольным законодательством. Эта позиция преобладает в современной экономической политике развитых стран.

В самом механизме  конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются  небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития.

Крупную фирму  вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания  процентных ставок или курсов валют, так как её деятельность, как правило, диверсифицирована по различным  отраслям. Эти субъекты рынка обладают значительными преимуществами перед малыми и средними фирмами с точки зрения использования эффекта масштаба, неся, таким образом, значительно меньшие удельные издержки.

Йозеф Шумпетер ещё в  начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив учёных и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможности концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причём доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Это утверждение разделял  американский экономист, представитель институционной школы Джон Гэбрейт.

Нельзя обойти вниманием  существование и развитие в России государственной политики в сфере поддержки предпринимательства. В нашей стране создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. 

Большое значение в развитии  предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной поддержке  предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования предпринимательства в России.

Наиболее важным, с  правовой точки зрения, для эффективной  реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке  и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и  предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.

Федеральные программы  поддержки предпринимательства  занимают важное место в регулировании  предпринимательства в РФ.

 

2.3. Роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства.

Термин “реклама”  происходит от латинского “рекламаре” , что означает откликаться,  возражать, выражать неудовольствие. Реклама в  английском языке обозначается термином  “advertising” , что в переводе с английского означает уведомление и истолковывается как привлечение внимания потребителя к продукту (товару, услуге) и распространение советов, призывов, предложений, рекомендаций приобрести данный товар или услугу. В книгах по рекламе дается большое количество разных определений  рекламы:

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы