Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – фирме.
Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность фирмы
1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы
1.3. Функции фирмы
Глава 2. Особенности развития фирмы в России на современном этапе
2.1. Типы предприятия в переходной экономике
2.2. Противоречия и трудности развития фирм
2.3. Роль рекламы в развитии фирмы как субъекта рыночных отношений и общественного производства
2.4. ООО «Мир Рекламы» как одна из форм предпринимательской деятельности в рыночных отношениях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

- изменение структуры  капитала.

Характер целевых установок  предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой  относится его деятельность, а  также стадией цикла жизни  самого предприятия.

Согласно теории жизненных  циклов организации, разработанной американским экономистом-маркетологом Т. Левиттом в 1965г., первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объёмов продаж и, вместе с ним, сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определённого периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.  Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Данная теория способствует распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов её развития. При этом фирмы рассматриваются  в динамике, как развивающиеся, начиная  с малой, которая ориентирована на производство одного продукта, заканчивая крупной.

 

    1. Организационно-правовые формы предприятий в России.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространёнными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности  предприятия подразделяются на:

Частные, которые могут  существовать либо как полностью  самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных  частей. К частным можно отнести  и те фирмы, на которых у государства  есть доля капитала (но не преобладающая).

Государственные, под  которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где  капитал и управление полностью  принадлежат государству, так и  смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятии, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Из этих двух категорий  предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны.

По размерам предприятия  подразделяются на малые, средние и  крупные, исходя из двух основных параметров – численности занятых работников и объёма производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).

В разных странах по-разному  определяют малое предприятие. В  нашей стране к ним относятся  т, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве – 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности – 100 человек.

Классификация фирм по характеру  деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий  по признаку доминирующего фактора  производства предусматривает трудоёмкие, капиталоёмкие, материалоёмкие, наукоёмкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества  и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

Хозяйственные товарищества и общества. Полным признаётся товарищество (ПТ), участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один голос. Участники ПТ солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Полные товарищества характерны преимущественно для сельского хозяйства и сферы услуг; как правило, они представляют собой небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролировать.

Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы, она характерна для более крупных предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Таковым признаётся учреждённое одним или несколькими  лицами общество, уставный капитал  которого разделён на доли, определённые учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесённых ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников.  

Данная правовая форма  наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Широко распространенной формой предпринимательства в современных  условиях являются акционерные общества (АО). Таковым признаётся общество, уставный каптал которого разделён на определённое число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества делятся  на открытые и закрытые. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся открытым. Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Учредительным документом АО является его устав. Уставный капитал  АО составляется из номинальной стоимости  акций общества, приобретённых акционерами. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров.

Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются:

  1. возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
  2. возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
  3. право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;
  4. ограниченная ответственность акционеров;
  5. разделение функций владения и управления.

Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных 

предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

Существуют дочерние и  зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Производственные кооперативы (ПК). Производственным кооперативом (артелью) признаётся добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. ПК является коммерческой организацией. Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Согласно российскому законодательству в кооперативе число ее членов не может быть менее 5 человек, а для образования фирмы в виде товарищества достаточно двух учредителей. При этом один из них может быть директором, другой – главным бухгалтером с правом подписи. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Унитарным  предприятием называется коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закреплённым за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, то оно именуется федеральным казённым предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица, то он признаётся индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие.

 

    1. Функции фирмы.

Фирмы образуют в экономике  сектор предприятий. В рыночной экономике  он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

В развитой экономике  фирмы многообразны. В их функции  входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

         Рассмотрим экономические функции фирмы:

  1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

 Первая и важнейшая  функция  фирмы, определить, что  нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что  сможет оплатить. Те фирмы, которые  производят предметы первой необходимости,  находятся в лучшем положении:  спрос на их продукцию будет  всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда  предприниматель. Предприниматель- это человек, который не боится  нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.  

Основным рабочим инструментом в реализации товара является рыночная стратегия предприятия, в рамках которой реализуются конкретные преимущества данного предприятия. Конкурентное преимущество – это, что отличает конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса анализу основных видов рыночной стратегии предприятия посвящены исследования американского экономиста Майкла Портера.

  1. Организация производства.

  Вторая  важнейшая функция фирмы, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит её успешное существование и функционирование на рынке. Ее эффективность зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала -  она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

Процветающее предприятие  – это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта  задача может быть реализована на стабильной основе организации предприятия.  В международной теории и практике бизнеса получила широкое распространение концепция -  создание системы ценностей для трёх общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном доходе предприятия и в эффективном использовании собственных и привлечённых средств. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы