Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:03, лекция
Модель рынка монополистической конкуренции.
Особенности поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Модель равновесия Бертрана.
1 А
0
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рабочая неделя, в часах
Рис. 6.3. Эффект замены и эффект дохода
На отрезке от точки А до точки В рост часовой ставки заработной платы сопровождается увеличением предложения труда. Максимальная заработная плата на этом отрезке составляет 250 ден. ед. (50 ч · 5 ден. ед.) в неделю. На отрезке ВС эффекты замены и дохода равны по величине. В точке С недельная заработная плата достигает 350 ден. ед. Это, очевидно, та планка, ниже которой работник постарается не опускаться. И, наконец, на отрезке СД начинает действовать эффект дохода, при котором предложение труда уменьшается. Но до каких пор? Предельной величиной, в нашем примере, станет рабочая неделя в 35 часов при часовой ставке в 10 ден. ед., когда работник получит заработную плату размером в 350 ден. ед. в неделю.
Таким образом, рост часовой ставки заработной платы стимулирует работника до определенного предела, затем он отказывается от дополнительной работы ради увеличения досуга, несмотря на предполагаемый рост заработной платы. Следовательно, эффект дохода вызывает у работника стремление к меньшей занятости, тогда как эффект замены ориентирует его на увеличение рабочего времени.
на рынке трудовых ресурсов
В экономической теории разработано несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от рыночной структуры: рынок совершенной конкуренции; монопсония; модель с участием профсоюзов; двустороння монополия. Что они собой представляют?
Модель конкурентного рынка рабочей силы характеризуется следующими признаками:
Взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке трудовых ресурсов показано на рис. 6.4.
Зп DL SL
Зпе
Le
Рис. 6.4. Равновесие на конкурентном рынке труда
На вертикальной оси откладываются ставки заработной платы (Зп), а на горизонтальной — количество труда (L).
Кривая спроса на труд (SL) характеризует изменение спроса на труд. Она, естественно, имеет отрицательный наклон. Для работников одинаковой квалификации, при прочих равных условиях, разумеется, наибольший спрос приходится на тех, кто согласен на низкие ставки заработной платы.
Кривая предложения (SL) отражает изменение предложения труда и имеет положительный наклон. Наибольшее количество работников одинаковой квалификации настроены на получение высокой заработной платы, и лишь незначительное количество согласно работать при низких заработках.
В точке Е спрос и предложение совпадают и возникает ситуация равновесия, то есть количество работников, которое работодатели хотят нанять (Le) на определенных условиях оплаты труда (Зпе), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату.
Если цена труда выше равновесной цены, то наблюдается безработица, а если ниже, то существует дефицит работников. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от равновесного уровня не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны работников. В результате чего появляется избыток предложения труда. Возникающая при этом безработица понижает заработную плату до равновесного уровня. Если заработная плата опускается ниже этого уровня, то происходит противоположный процесс. В конечном счете, конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.
Рыночная структура может быть и в форме монопсонии. В этом случае предложение рабочей силы представлено множество работников, а спрос — единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке рабочей силы складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и в отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее большинство жителей работой. Такой рынок характеризуется следующими признаками:
Монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников, снижая ставку заработной платы ниже конкурентного уровня.
На рынке труда активную роль могут играть и профсоюзы. Они представляют интересы работников и поэтому стремятся повысить спрос на труд и увеличить заработную плату. С этой целью профсоюзы стремятся:
Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с пенсионным возрастом, сокращение рабочей недели.
Отраслевые профсоюзы, не ограничивая число своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли. Это позволяет им оказывать на работодателей значительное давление при установлении ставок заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.
Модель двусторонней монополии характеризует рыночную структуру, где существует единственный продавец и единственный покупатель рабочей силы. Она характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором сформировался сильный профсоюз. В итоге противоборства продавца и покупателя рабочей силы ставки заработной платы и уровень занятости приблизятся к условиям конкурентного рынка.
39. Рынок капитала и его структура
Капитал, как фактор производства, представляет собой совокупность благ, результатов прошлой трудовой деятельности, использование которых обеспечивает создание новых благ. В связи с этим на рынке ресурсов производства под капиталом подразумевается физический капитал, или производственные фонды.
Для создания производственных фондов требуются большие денежные средства. Такие средства называются инвестиционными фондами. Поэтому спрос на капитал на рынке ресурсов выступает в форме спроса на инвестиционные фонды, необходимые для приобретения производительного (физического) капитала. Под капиталом, как объектом сделок, следовательно, будем понимать не только капитал производительный, но и инвестиционный денежный капитал, используемый для их создания.
Внешне спрос на инвестиционные средства выглядит как спрос на определенную сумму денег. Вместе с тем не всякая сумма денег образует капитал. Кроме того, прежде чем стать капиталом, деньги должны быть вложены в производство либо в кредитные учреждения, чтобы приносить доход.
Таким образом, деньги, как деньги, и деньги как капитал это не одно и то же. Во-первых, деньги нужны предпринимателям для приобретения производственных фондов, поэтому они представляют спрос на инвестиционные средства. Во-вторых, деньги нужны и в домашнем хозяйстве. Но в этом случае, если на них приобретаются потребительские товары, они капиталом не являются.
Рынок капитала по своей структуре неоднороден. Его можно классифицировать на подсистемы по разным признакам.
По признаку объекта купли-продажи он подразделяется на два рынка: заемного капитала (кредит) и ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг позволяет получить деньги на длительный срок, если продаются облигации, либо в бессрочное владение, если речь идет об акциях.
По характеру применения в производстве капитал делится на основной капитал и оборотный.
По форме предъявления спроса на капитал различают спрос на:
Инвестирование — это процесс пополнения (увеличения) производительного капитала. Под инвестициями, таким образом, понимают увеличение физического объема капитала.
Важнейшей формой инвестирования являются капитальные вложения. Они представляют собой затраты на создание новых основных производственных фондов и совершенствование действующих с целью повышения эффективности производства. Капитальные вложения, в свою очередь, подразделяются на валовые вложения и чистые. Валовые вложения капитала — это общая сумма стоимости всех созданных в текущем году основных производственных фондов, например, машин, оборудования и т.д. Чистые капитальные вложения представляют собой прирост основных производственных фондов (основного капитала) в течение года. Их величина определяется валовыми объемами чистых инвестиций без учета амортизационных отчислений.
Воспроизводство и обновление производительного капитала, как правило, осуществляется за счет амортизационных отчислений, увеличение же капитала возможно за счет новых вложений или инвестиций.
Внешне спрос на инвестиционные средства выглядит как спрос на определенную сумму денег, но, в конечном счете, это спрос не на деньги как таковые, сами по себе они не являются производительным капиталом. Деньги фирме нужны постольку, поскольку ей нужен производительный капитал. Сам же спрос на капитал, в свою очередь, является производным от спроса на товары.
6.3.2. Ссудный капитал и его источники
Во многих случаях для воспроизводства, обновления и увеличения производительного капитала своих денежных средств не хватает. Поэтому приходится брать деньги в долг или в ссуду. С одной стороны, это означает, что возникает потребность в привлечении денежных средств извне, а с другой стороны, — существуют свободные денежные средства, которые могут быть предоставлены в ссуду. Каковы, возникает вопрос, источники ссудного капитала?
Во-первых, к ним относятся амортизационные отчисления. Если, например, фирма приобрела станок за 5 тыс. ден. ед. и его предполагаемый срок службы 5 лет, то за первый год эксплуатации станка амортизационные отчисления составят 1000 ден. ед., за два года — 2000 и т.д. Эти временно свободные средства можно предоставить в ссуду.
Во-вторых, таким источником может быть и фонд заработной платы, поскольку заработная плата, например, в Беларуси, выдается два раза в месяц, в остальные дни эти деньги тоже могут «поработать».
В-третьих, возникают перерывы в движении оборотного капитала. Предположим, фирма закупила для продажи 300 телевизоров и продает по цене в 1000 ден. ед. по 100 единиц в месяц. За два месяца у фирмы временно свободных средств будет 200 тыс. ден. ед.
В-четвертых, таким источником может быть накапливаемая, но временно не используемая часть прибыли фирмы.
В-пятых, источником ссудного капитала являются и денежные средства населения.
На основе сказанного можно дать и определение ссудного капитала. Это денежный капитал, предоставляемый его владельцем в ссуду под определенный процент.
40. . Спрос и предложение на рынке ссудного капитала
Деньги, как любой товар, имеют свою цену, то есть за пользование деньгами надо платить. Цена, уплачиваемая за пользование деньгами, называется ссудным процентом. Отношение дохода от ссуды (дс) к величине ссудного капитала (Кс), выраженное в процентах, называется ставкой ссудного процента (Rс):
Rc = дc100% / Кс.
Ставка ссудного процента и есть цена ссудного капитала, то есть она определяет то количество денег, которое нужно заплатить за ссуду. Ставки ссудного процента, в конечном счете, определяют величины спроса и предложения на рынке ссудного капитала. Рыночный спрос на ссудный капитал — это сумма денег, на которые есть спрос при определенной ставке ссудного процента.
Из сказанного ясно, что и спрос на ссудный капитал будет тем больше, чем ниже ставки ссудного процента. Предложение же, напротив, связно с величиной ставки ссудного процента прямо пропорциональной зависимостью. Точка пересечения кривых спроса на ссудный капитал и его предложения определяет равновесную ставку ссудного процента (рис. 6.5), при которой величина предлагаемого ссудного капитала равна спросу на него.
Rc
DKc SKc
Rce
Kce Kc, в ден. ед.
Рис. 6.5. Равновесие на рынке ссудного капитала
Рыночная ставка ссудного процента играет большую роль при принятии инвестиционных решений. Дело в том, что заемщик всегда будет сравнивать ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей ценой ссуды, то есть с процентной ставкой. Предприниматель, например, предполагает вложить в дело 1 млн. долл. и получить через год доход в 200 тыс. долл. Ожидаемая норма прибыли пусть будет равна 20% (200 тыс. долл.100% / 1 млн. долл.).
Информация о работе Фирма на рынке монополистической конкуренции