Фирма на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:03, лекция

Описание работы

Модель рынка монополистической конкуренции.
Особенности поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Модель равновесия Бертрана.

Файлы: 1 файл

34-44 микроэкономика.docx

— 99.99 Кб (Скачать файл)

На современном этапе важную роль играют государственные заказы. Это обязательные для выполнения задания по поставкам продукции или услуг для государственных нужд. Через государственные заказы удовлетворяются важнейшие потребности общества, проводится определенная государственная политика.

В настоящее время все большее распространение получает такая форма государственного заказа, как контракты. Это соглашение между государством и фирмой на основе взаимных обязательств по поставкам и приобретению товара либо определенного объема работ.

В необходимых случаях государство может оказывать фирме и финансовую помощь в форме субсидий, дотаций, субвенций и т.д.

Субсидии – это безвозмездное финансовое пособие для технического перевооружения, реорганизации и т.д.

Дотации представляют собой финансовое пособие для покрытия убытков в случаях, когда цены на продукцию ниже издержек на производство и реализацию. В некоторых отраслях от дотаций зависит само их существование. Во многих странах, например, дотируется производство сельскохозяйственной продукции. Для Беларуси и России данное обстоятельство особенно актуально, поскольку большая часть сельскохозяйственных угодий наших стран расположена в зоне рискованного земледелия. И вообще, продукция нашего сельского хозяйства по природно-климатическим условиям и без поддержки государства просто не сможет конкурировать со странами Запада и Восточной Европы. Дело в том, что биологическая продуктивность почв (теоретически достижимое количество биомассы с га) у нас в 2 раза меньше, чем в Западной Европе, и в 5 раз меньше, чем в США. Другой фактор – продолжительность вегетационного периода. В Центральной Европе и в Англии, например, работы на земле начинаются в марте, а заканчиваются к началу декабря, следовательно, продолжаются 9 месяцев. В Беларуси же они продолжаются с  апреля до октября. Почему бы тогда не отказаться от производства мяса, молока, зерна и др. видов продукции сельского хозяйства и не покупать её в странах ЕС? Во-первых, сельскохозяйственная продукция обеспечивает нашу экономическую безопасность и независимость. Во-вторых, она удовлетворяет первичные потребности людей, И, в-третьих, где мы возьмем деньги на покупку продовольствия в таких объемах? Прежде, чем что-то купить, надо что-то продать.

И, наконец, субвенции – это особый вид денежного пособия местным органам государственной власти или отдельным фирмам для финансирования определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения его целевого использования.

В связи со сказанным возникает вопрос, а стоило ли оказывать помощь таким белорусским предприятиям, например, как МТЗ, МАЗ, «Горизонт» и др.? Давайте порассуждаем вместе. Без помощи государства некоторые из них наверняка бы стали банкротами, так как не выдержали бы конкуренции со стороны известных иностранных фирм. Предположим, что в Беларуси обанкротился МТЗ? Тогда, во-первых, было бы потеряно 20 тыс. рабочих мест на этом предприятии, а на смежных предприятиях – около 140 тыс. Цифры, как видим, внушительные! Во-вторых, для того, чтобы трактора были конкурентоспособны,  для МТЗ надо готовить высококвалифицированные кадры и разрабатывать новейшие технологии. Это значит, что такие предприятия, как МТЗ, являются локомотивами науки и образования. В-третьих, канет в лету и торговая марка этого предприятия. Другое дело, что государственная поддержка должна быть взвешенной.

Вмешательство государства в механизм ценообразования, как правило, носит социальную направленность. Государство может, например, устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости (соль, хлеб, лекарства), чтобы не допустить падения уровня жизни людей в условиях монополизма и дефицита продукции. Оно регулирует тарифы на услуги жилищно-коммунальные, общественного транспорта и т.д. Довольно часто государство устанавливает фиксированные цены на природные ресурсы, так как с них начинается вся цепочка цен на готовую продукцию.

В странах с социально ориентированной экономикой роль государства в ценообразовании часто состоит не столько в назначении конкретной цены, сколько в разработке мер воздействия на принятие решений по ценам. Эти меры включают систему правовых актов и законов, с помощью которых регулируются цены на рынке.

К методам косвенного воздействия государства на фирмы, в первую очередь, относят налоговую и амортизационную политики. Подробный разговор о налогах ведется в таком разделе экономической теории, как «Макроэкономика». Здесь же укажем на то, что, изменяя налоговые ставки, государство может активно воздействовать на спрос и предложение, сбережения и инвестиции. Высокие ставки налогов приводят к уменьшению капитальных вложений в производство, льготные же – позволяют предприятиям возмещать издержки и при низких рыночных ценах. Поэтому, если спрос и предложение надо сдерживать, тогда государство увеличивает налоговые ставки, а в случае их расширения — проводит льготную налоговую политику.

Одним из косвенных методов государственного регулирования деятельности фирмы является метод ускоренной амортизации. Дело в том, что высокие нормы амортизации позволяют предприятию повышать уровень накопления, способствуют интенсивному росту основного капитала в наукоемких отраслях, прогрессивным структурным сдвигам в экономике. Система ускоренной амортизации (до пяти лет) приводит к сокращению сроков службы оборудования, позволяет списывать уже в первые годы  эксплуатации в качестве издержек большую часть стоимости оборудования и тем самым занижать облагаемую налогом прибыль. Таким образом, ускоренная амортизация является механизмом, обеспечивающим инвестиции в производство.

Итак, нами была выяснена экономическая роль государства в деятельности фирм. К ней и ее социальной роли мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать вопросы функционирования национальной экономики. Теперь же пришла пора подвести некоторые итоги.

    1. 42. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА

 

В смешанной экономической системе эффективная деятельность фирмы невозможна без внутрифирменного управления. В рыночной экономике такое управление принимает форму менеджмента. Это совокупность принципов, методов и других средств наиболее эффективного использования ресурсов фирмы с целью увеличения прибыли.

Объектами управления на фирме являются:

  • материальные факторы производства, например, станки, оборудование, сырье;
  • материальная продукция, например, телевизоры, обувь;
  • информация, например, программы, документы и т.п.;
  • трудовой коллектив, например, рабочие, инженеры, экономисты.

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

  • наличие стратегии фирмы;
  • сочетание личных интересов работников с целями фирмы. В Японии, например, это проявляется в уникальной системе пожизненного найма, охватывающей около четверти всех работников. Вступив однажды в фирму, человек работает в ней до пенсии;
  • активный поиск новых идей и формирование системы оценки;
  • система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, его общественной оценке и продвижении по административной или профессиональной лестнице;
  • материальное стимулирование в соответствии конечными результатами труда.

Сущность менеджмента раскрывается в его функциях (рис. 7.2).

 

                               Целеполагание      Планирование    Организация                                                                                  


 

                                                                                            Координация


                        ¨                                                              


                                                                                            Регулирование

                                                                                                  

                                Контроль                    Анализ           Стимулирование

 

Рис. 7.2. Функции менеджмента

 

Целеполагание представляет собой процесс определения целей фирмы. Но что такое цель? Это желаемый результат. Сами цели можно классифицировать по разным признакам.

Цели подразделяют на главные цели и второстепенные. Вы, например, серьезно занимаетесь предпринимательством и шахматами. В вашей жизни может случиться так, что вопрос станет ребром: предпринимательство или шахматы? И вам придется решить, что в данный момент важнее.

Выделяются также общие и частные цели. К числу общих целей фирмы относятся: выживание на рынке, получение прибыли и перспективы. Частными целями фирмы являются такие цели, как продать как можно больше товара, увеличить оборот фирмы, привлечь к товару как можно больше покупателей и т.д.

По времени, в течение которого предполагается добиться целей, можно выделить долгосрочные цели и краткосрочные. Их, естественно, необходимо сочетать. Вы, например, можете уволить высококвалифицированных работников и добиться за счет этого кратковременного увеличения прибыли. Однако эти работники могут быть полезны в долгосрочной перспективе, и в таком случае фирма может проиграть.

Можно выделить также цели конечные и промежуточные. Умение так «расположить» промежуточные задачи, чтобы они наилучшим образом приводили к решению конечной задачи, — одно из необходимых качеств менеджера.

Для достижения поставленной цели нужно представлять себе, как вы будете это делать, или иметь план действий.

В современной экономике все крупные фирмы планируют свою деятельность. Планирование – это выработка направлений, путей и средств реализации целей фирмы. А надо ли планировать вообще, возникает вопрос, может быть это лишняя морока? Если и вы в этом сомневаетесь, тогда представьте себе строителей, которые решили построить дом без соответствующего проекта, чертежей, документации. Вряд ли бы вы согласились жить в этом доме. А ведь предпринимательство – процесс более сложный, нежели строительство дома. В соответствии с законом «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятие (фирма) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Основу планирования составляют договора с потребителями продукции.

При планировании деятельности фирмы используются следующие принципы:

  • реальности планов, т.е. учета возможностей фирмы;
  • системности, комплексности — все показатели и направления должны быть взаимоувязаны;
  • оптимальности — планы должны ориентироваться на максимизацию прибыли;
  • единство интересов фирмы, трудового коллектива и потребителей продукции фирмы;
  • сбалансированности — в планах должны быть взаимоувязаны конечные показатели работы фирмы и все виды ресурсов (материальные, финансовые, трудовые и т.д.).


 

 



 

 



 

 

¨


 

Производство      Закупки      Финансы       Маркетинг    Кадры

 

Рис. 7.3. Организационная структура управления фирмы

 

Мало составить план деятельности фирмы. Не менее важно организовать его выполнение. Организация — это деятельность управляющего персонала, направленная на рациональное использование ресурсов с целью успешного функционирования фирмы, выполнения намеченных планов. Реализация этой функции предусматривает, во-первых, разделение труда между управленческими работниками, а во-вторых, построение организационной структуры системы управления фирмой Она, например, может быть такой, как показно на рис. 7.3.

Один из основоположников научного менеджмента, А. Файоль (1924), сформулировал общие организационные принципы управления фирмой: разделение труда; власть; дисциплина; единство руководства; подчинение частных интересов общим; централизация; иерархия; порядок; постоянство состава персонала; инициатива; справедливость; вознаграждение. Эти принципы важны и сегодня. Некоторые из них, правда, нуждаются в комментариях. Под властью он подразумевал право управляющего отдавать распоряжения. Дисциплина – это соблюдение соглашений, основанных на послушании, усердии и внешних знаках уважения. Дисциплина, понятное дело, не каждому по душе, но без нее не может быть успешной предпринимательской деятельности. Под порядком А. Файоль подразумевал то обстоятельство, что каждый работник занимает свое место в коллективе, хорошо знаком со своими правами и обязанностями и реализует их на практике.

После осуществления функции «организация» могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами системы или механизма достижения целей. В таком случае необходимо уточнить характер действий исполнителей и сделать их более согласованными и эффективными. Такая «тонкая настройка», или управленческая работа, и получила название координации совместной деятельности. В самом деле, чем больше людей совершают совместную работу, тем более скоординированными должны быть их усилия.

Механизм управления фирмой время от времени нуждается в регулировании. Под ним подразумевается выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется эта функция посредством оперативного управления на основе контроля и анализа деятельности фирмы.

Большую роль в управлении играет и функция стимулирования. Она включает в себя разработку и использование материальных и моральных стимулов к эффективному труду работников фирмы

Функция контроля состоит из наблюдения за ходом производства, сравнения реальных показателей с заданной программой и выявления возможных отклонений. Основными принципами контроля являются: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность и эффективность.

Функция учета деятельности фирмы используется для получения точной и достаточно полной информации о состоянии производственной, коммерческой, финансовой деятельности фирмы. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

И, наконец, первостепенную роль играет такая функция, как анализ деятельности фирмы. Она предполагает комплексное изучение её функционирования. Главное в анализе деятельности фирмы состоит в выявлении реального состояния имущества и финансов, которое отражается в активах и пассивах фирмы. Разница между активами и пассивами и есть результат фирмы. Если она положительная, то фирма работает успешно, в противоположном случае она убыточна или даже банкрот. Поэтому нужны срочные меры по оздоровлению  имущественного и финансового положения фирмы.

Информация о работе Фирма на рынке монополистической конкуренции