Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности фискальной политики, изучение ее направлений и целей, определение ее экономического значения, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие фискальной политики;
Изучить цели и виды фискальной политики;
Изучить инструменты налогово-бюджетной политики;
Выявить эффективность фискальной политики;
Охарактеризовать особенности налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
Сущность, цели и инструменты фискальной политики…………………. 7
Дискреционная фискальная политика и механизм ее реализации……... 13
Автоматическая фискальная политика……………………………………. 18
Эффективность фискальной политики в модели IS-LM…………………. 20
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 548.00 Кб (Скачать файл)

     - расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики (различные субсидии);

     -  расходы на социальные нужды: социальное обеспечение (пенсии, пособия, стипендии); образование, здравоохранение, развитие науки, охрана окружающей среды.

Есть также классификация  государственных расходов с макроэкономической точки зрения:

  1. государственные закупки товаров и услуг (стоимость включается в ВВП);
  2. трансферты (стоимость не включается в ВВП);
  3. выплаты процентов по государственным облигациям – обслуживание государственного долга. [6, с. 99]

Государственные закупки, попросту говоря, это спрос правительства  на товары и услуги; трансферты –  это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров  или услуг; государственный долг – это накопленная сумма задолженности  правительства населению страны или другим странам (т.к. различают  внутренний и внешний долг). [18, с. 513-514]

Теперь рассмотрим налоги.

Налоги являются основной доходной частью бюджета страны, и их можно разделить на две основные группы: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. [6, с. 106]

Прямые налоги – налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды, составляющие ¾ поступлений в госбюджет:

- личный подоходный налог;

- налог на прибыль предприятий;

- налог на собственность  и др.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, составляющие 1/5 поступлений:

- акциз;

- налог на добавленную  стоимость;

- налог с продаж;

- таможенные пошлины. [9, с. 281-282]

Также в макроэкономике налоги делятся на автономные (аккордные) и  подоходные (пропорциональные).

Налоговая система должна строиться на принципах эффективности и справедливости, причем справедливости горизонтальной (люди с равными доходами платят равные налоги) и вертикальной (люди с различными доходами платят разные налоги). [6, с. 106] Основные принципы современной эффективной налоговой системы:

  1. всеобщность;
  2. равнонапряженность;
  3. стабильность;
  4. обязательность;
  5. социальная справедливость;

Отсюда следует, что «идеальный»  налог должен обладать свойствами:

  1. приносить реальный доход государству;
  2. быть понятным плательщику;
  3. быть удобным для сбора;
  4. быть равным для всех;
  5. не должен парализовать инициативу налогоплательщиков;
  6. налоговое бремя должно быть распределено равномерно между всеми налогоплательщиками. [9, с. 282-283]

Непосредственно налоговое  регулирование осуществляется через  налоговые ставки и их изменение. В зависимости от методов изменения  ставок различают системы налогообложения:

- прогрессивная (ставка  растет вместе с ростом дохода, облагаемого налогом);

- дегрессивная (ставка увеличивается  с ростом величины дохода, но  каждый следующий прирост ставки  уменьшается);

- регрессивная (ставка понижается  по мере увеличения дохода);

- пропорциональная (ставка  не зависит от размера дохода). [9, с.284]

Величины налоговых ставок и их изменения должны считаться  с потребностями госбюджета и  интересами бизнеса. Большие ставки «отпугивают» предпринимателей, соответственно, уменьшаются налоговые поступления  в бюджет. Снижение же налоговых  ставок создает инвестиционные стимулы, растет налогооблагаемая база. Графически иллюстрирует данную ситуацию кривая Лаффера:


Налоговые поступления


Максимальные налоговые поступления



 

 

C


I


II




B


A



 

 

Налоговая ставка, %


Оптимальный размер


0


100



 

 

Рисунок 1.1 - Кривая Лаффера

Примечание  – Источник: [9, с. 285]

 

Как видно из рисунка 1.1, по мере повышения налоговой ставки поступления увеличиваются до точки С, а затем падают до нуля. В точках А и В поступления одинаковы. Конкретного значения для оптимальной ставки налога не найдено, для каждой страны оно будет различным. [9, с. 284-285]

В зависимости от фазы экономического цикла и целей, которые необходимо достичь на данном этапе, правительством проводится разная фискальная политика и, соответственно, ее инструменты применяются  по-разному.

Кроме различных вариантов применения инструментов фискальной политики, также разграничивают ее действие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рассмотрим применение стимулирующей фискальной политики.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т, увеличение трансфертов или комбинирование этих мер. В долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Действие фискальной экспансии наглядно представлено на графике:

LRAS


P




 

SRAS



P2




AD2


P1



 

AD1




Y*


Y1


Y




Рисунок 1.2 - Стимулирующая фискальная политика

Примечание  – Источник: [6, с. 111]

 

Стоит обратить внимание, что  при действии фискальной экспансии, когда осуществляется снижение налогов и увеличение трансфертов, происходит рост не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. Таким образом, растет не только выпуск продукции от Y1 до Y*, но и снижается уровень цен от Р1 до Р2. Этот эффект виден на графике:

P


SRAS1


LRAS



AD




SRAS2



P1



P2



 

 


Y


Y*


Y1




Рисунок 1.3 - Снижение налогов и увеличение трансфертов

Примечание  – Источник: [6, с. 112]

 

Поэтому данные инструменты  используются в качестве средства борьбы одновременно и инфляцией, и с  безработицей. [6, с. 111-112]

Теперь  рассмотрим механизм действия сдерживающей фискальной политики.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т, сокращение трансфертов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Беларуси. На графике действие фискальной рестрикции выглядит следующим образом:

LRAS


AD1


AD2


Y1


P2


P1


P


Y




 

SRAS



 


 

 

 


Y*



 

Рисунок 1.4 - Сдерживающая фискальная политика

Примечание  – Источник: [6, с. 112]

 

Таким образом, фискальная политика является одним из основных инструментов экономической  политики государства. В рыночных условиях, когда экономика имеет циклическое  развитие, с помощью фискальной политики государство может сгладить конъюнктурные  спады, тем самым не нарушив макроэкономическое равновесие. Данный вид государственного вмешательства в экономику имеет  весьма сильный эффект как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. [6, с. 112]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Дискреционная фискальная политика и механизм ее реализации

 

 

В зависимости  от целевого назначения и механизма реагирования на изменения в экономической ситуации фискальная политика может быть дискреционной и недискреционной (политикой встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое сознательно манипулирует налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов и, таким образом, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровень занятости, инфляции и цен. Такую политику еще называют активной фискальной политикой.

Наглядно  и достаточно подробно можно изучить  дискреционную фискальную политику следующим образом: рассмотреть механизм ее действия, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы». Предположим, что:

а) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

б) чистый экспорт равен нулю;

в) уровень цен постоянен;

г) первоначально в экономике не существует налогов;

д) фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

Пусть первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1:

 

 

 

E2


C+I+G


Совокупные расходы


20 млрд р.


Q1


Q2



 

C+I



 

E1



 

 

45°



Доход, выпуск



 

Рисунок 2.1 - Государственные закупки и равновесный национальный продукт

Примечание – Источник: [8, с. 126]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с  начавшимся спадом производства правительство  приняло решение поддержать спрос и увеличило совокупные расходы за счет государственных закупок G. Правительство «закупило» товаров и услуг на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I  вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Таким образом, увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I  и C+I+G  показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 – прирост выпуска продукции. Видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. государственные закупки обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов МG  показывает изменение выпуска продукции в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

 

МG = изменение реального национального продукта (дохода)/

/изменение государственных расходов                                                    (1.1)

или

MG = ∆Q/∆G                                                                                           (1.2)

 

Мультипликатор  государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций, так  как инвестиции производят на экономику идентичный эффект. Рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное увеличение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность