Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности фискальной политики, изучение ее направлений и целей, определение ее экономического значения, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие фискальной политики;
Изучить цели и виды фискальной политики;
Изучить инструменты налогово-бюджетной политики;
Выявить эффективность фискальной политики;
Охарактеризовать особенности налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….. 5
Сущность, цели и инструменты фискальной политики…………………. 7
Дискреционная фискальная политика и механизм ее реализации……... 13
Автоматическая фискальная политика……………………………………. 18
Эффективность фискальной политики в модели IS-LM…………………. 20
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………
- расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики (различные субсидии);
- расходы на социальные нужды: социальное обеспечение (пенсии, пособия, стипендии); образование, здравоохранение, развитие науки, охрана окружающей среды.
Есть также классификация государственных расходов с макроэкономической точки зрения:
Государственные закупки, попросту
говоря, это спрос правительства
на товары и услуги; трансферты –
это платежи, которые осуществляются
без соответствующего предоставления
их получателям каких-либо товаров
или услуг; государственный долг
– это накопленная сумма
Теперь рассмотрим налоги.
Налоги являются основной доходной частью бюджета страны, и их можно разделить на две основные группы: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. [6, с. 106]
Прямые налоги – налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды, составляющие ¾ поступлений в госбюджет:
- личный подоходный налог;
- налог на прибыль предприятий;
- налог на собственность и др.
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, составляющие 1/5 поступлений:
- акциз;
- налог на добавленную стоимость;
- налог с продаж;
- таможенные пошлины. [9, с. 281-282]
Также в макроэкономике налоги делятся на автономные (аккордные) и подоходные (пропорциональные).
Налоговая система должна строиться на принципах эффективности и справедливости, причем справедливости горизонтальной (люди с равными доходами платят равные налоги) и вертикальной (люди с различными доходами платят разные налоги). [6, с. 106] Основные принципы современной эффективной налоговой системы:
Отсюда следует, что «идеальный» налог должен обладать свойствами:
Непосредственно налоговое
регулирование осуществляется через
налоговые ставки и их изменение.
В зависимости от методов изменения
ставок различают системы
- прогрессивная (ставка растет вместе с ростом дохода, облагаемого налогом);
- дегрессивная (ставка увеличивается
с ростом величины дохода, но
каждый следующий прирост
- регрессивная (ставка понижается по мере увеличения дохода);
- пропорциональная (ставка не зависит от размера дохода). [9, с.284]
Величины налоговых ставок
и их изменения должны считаться
с потребностями госбюджета и
интересами бизнеса. Большие ставки
«отпугивают» предпринимателей, соответственно,
уменьшаются налоговые
Налоговые поступления
Максимальные налоговые
C
I
II
B
A
Налоговая ставка, %
Оптимальный размер
0
100
Рисунок 1.1 - Кривая Лаффера
Примечание – Источник: [9, с. 285]
Как видно из рисунка 1.1, по мере повышения налоговой ставки поступления увеличиваются до точки С, а затем падают до нуля. В точках А и В поступления одинаковы. Конкретного значения для оптимальной ставки налога не найдено, для каждой страны оно будет различным. [9, с. 284-285]
В зависимости от фазы экономического цикла и целей, которые необходимо достичь на данном этапе, правительством проводится разная фискальная политика и, соответственно, ее инструменты применяются по-разному.
Кроме различных вариантов применения инструментов фискальной политики, также разграничивают ее действие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рассмотрим применение стимулирующей фискальной политики.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т, увеличение трансфертов или комбинирование этих мер. В долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Действие фискальной экспансии наглядно представлено на графике:
LRAS
P
SRAS
P2
AD2
P1
AD1
Y*
Y1
Y
Рисунок 1.2 - Стимулирующая фискальная политика
Примечание – Источник: [6, с. 111]
Стоит обратить внимание, что при действии фискальной экспансии, когда осуществляется снижение налогов и увеличение трансфертов, происходит рост не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. Таким образом, растет не только выпуск продукции от Y1 до Y*, но и снижается уровень цен от Р1 до Р2. Этот эффект виден на графике:
P
SRAS1
LRAS
AD
SRAS2
P1
P2
Y
Y*
Y1
Рисунок 1.3 - Снижение налогов и увеличение трансфертов
Примечание – Источник: [6, с. 112]
Поэтому данные инструменты используются в качестве средства борьбы одновременно и инфляцией, и с безработицей. [6, с. 111-112]
Теперь рассмотрим механизм действия сдерживающей фискальной политики.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т, сокращение трансфертов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Беларуси. На графике действие фискальной рестрикции выглядит следующим образом:
LRAS
AD1
AD2
Y1
P2
P1
P
Y
SRAS
Y*
Рисунок 1.4 - Сдерживающая фискальная политика
Примечание – Источник: [6, с. 112]
Таким
образом, фискальная политика является
одним из основных инструментов экономической
политики государства. В рыночных условиях,
когда экономика имеет
В зависимости от целевого назначения и механизма реагирования на изменения в экономической ситуации фискальная политика может быть дискреционной и недискреционной (политикой встроенных стабилизаторов).
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое сознательно манипулирует налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов и, таким образом, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровень занятости, инфляции и цен. Такую политику еще называют активной фискальной политикой.
Наглядно и достаточно подробно можно изучить дискреционную фискальную политику следующим образом: рассмотреть механизм ее действия, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы». Предположим, что:
а) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
б) чистый экспорт равен нулю;
в) уровень цен постоянен;
г) первоначально в экономике не существует налогов;
д) фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.
Пусть первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1:
E2
C+I+G
Совокупные расходы
20 млрд р.
Q1
Q2
C+I
E1
45°
Доход, выпуск
Рисунок 2.1 - Государственные закупки и равновесный национальный продукт
Примечание – Источник: [8, с. 126]
В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать спрос и увеличило совокупные расходы за счет государственных закупок G. Правительство «закупило» товаров и услуг на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Таким образом, увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I и C+I+G показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 – прирост выпуска продукции. Видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. государственные закупки обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов МG показывает изменение выпуска продукции в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:
МG = изменение реального национального продукта (дохода)/
/изменение государственных
расходов
или
MG = ∆Q/∆G
Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как инвестиции производят на экономику идентичный эффект. Рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное увеличение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:
Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность