Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности фискальной политики, изучение ее направлений и целей, определение ее экономического значения, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие фискальной политики;
Изучить цели и виды фискальной политики;
Изучить инструменты налогово-бюджетной политики;
Выявить эффективность фискальной политики;
Охарактеризовать особенности налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….. 5
Сущность, цели и инструменты фискальной политики…………………. 7
Дискреционная фискальная политика и механизм ее реализации……... 13
Автоматическая фискальная политика……………………………………. 18
Эффективность фискальной политики в модели IS-LM…………………. 20
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………
МG = 1/(1–MPC)
Чтобы определить изменение реального национального продукта, полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов ∆G:
∆Q = Q2–Q1 = MG*∆G (1.4)
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта.
В итоге, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономического подъема, государство смягчает экономические кризисы, добиваясь плавного роста объема национального производства.
Вторым главным инструментом дискреционной фискальной политики, как уже упоминалось выше, является изменение налогообложения. Рассмотрим влияние введения аккордного налога на объем национального продукта. Аккордный налог – это налог в определенной заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Пусть при совокупных расходах C1+I+G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1:
E1
Совокупные расходы
C1+I+G
12 млрд р.
C2+I+G
E2
45°
Q1
Q2
Доход, выпуск
Рисунок 2.2 - Аккордные налоги и равновесный национальный продукт
Примечание – Источник: [8, с. 128]
Государство
вводит аккордный налог, равный 16 млрд.
руб. Свои доходы население использует
на потребление и сбережение, соотношение
между изменениями которых
Мn = МРС*МG (1.5)
или
Мn = МРС/(1–МРС) (1.6)
Примечание – Источник: [8, с. 127-129]
На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска продукции налоги растут.
Обычно фискальная политика оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1:
C+I+G1
E3
E2
Совокупные расходы
15 млрд р.
C1+I+G1
C+I+G
20 млрд р.
E1
45°
Q2
Q3
Q1
Доход, выпуск
Рисунок 2.3 - Государственные закупки, налоги и равновесный национальный продукт
Примечание – Источник: [8, с. 130]
Государство увеличило закупки товаров и услуг на 20 млн. рублей, что привело к росту совокупных расходов тоже на 20 млн. рублей и к сдвигу кривой С+I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Рассчитать его прирост можно, используя формулы (1.4) и (1.3) и полагая, что МРС=¾:
Q2–Q1 = MG*20 млн.руб. = (1/(1–¾))*20 млн.руб. = 80 млн.руб.
Введение аккордного налога величиной в 20 млн. рублей сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн. рублей (см. формулу (1.5)), так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3. В итоге объем производства в результате введения налога будет равен:
Q2–Q3 = Mn*20 млн.руб. = ((¾)/(1–¾))*20 млн.руб. = 60 млн.руб.
В результате роста государственных закупок национальный продукт увеличился на 80 млн. рублей, а введение налога сократило его на 60 млн. рублей. Таким образом, одновременное увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. рублей обусловило рост национального продукта также на 20 млн. рублей, т.е. мультипликатор равен 1. Это мультипликатор сбалансированного бюджета и он не зависит от предельной склонности к потреблению MPC. Это можно доказать арифметически, если вычесть из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное введением аккордного налога. В итоге получим:
Q3–Q1 = (1/ (1–MPC))*20 млн.руб.–(МРС/ (1–МРС))*20млн.руб. =((1–МРС)/ /(1–МРС))*20млн. руб. = 1*20 млн.руб.
Недостатком дискреционной политики является наличие довольно значительного временного лага. Он включает: время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий; временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики; период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. [8, с. 126-130]
Теперь рассмотрим
действие недискреционной фискальной
политики. Итак, фискальная политика, предполагающее
автоматическое изменение величин
государственных расходов, налогов
и сальдо государственного бюджета
в результате циклических колебаний
совокупного дохода, называется недискреционной
фискальной политикой или политикой
встроенных стабилизаторов. Эта политика
помогает снизить амплитуду циклических
колебаний уровня занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики правительства.
В качестве таких стабилизаторов
в странах с рыночной экономикой
обычно выступают прогрессивная
система налогообложения и
К автоматическим стабилизаторам относят подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты, а также сбережения корпораций и личные сбережения граждан. Рассмотрим каждый из стабилизаторов по порядку:
Таким образом, достоинство автоматической фискальной политики состоит в том, что ее инструменты действуют незамедлительно при малейших изменениях в экономическом цикле, т.е. временной лаг отсутствует.
Однако следует отметить и недостаток такой политики: встроенные стабилизаторы не устраняют причины циклических колебаний, а только сглаживают их размах.
Эффективность проведения фискальной политики, как дискреционной, так и автоматической, очень важна для государства. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая политика — для предотвращения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.
Бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема — сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.
Кроме того, фискальная политика способна изменять и саму структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения, речь о котором подробнее пойдет ниже. Фискальная рестрикция же, наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.
Выполняя
стабилизационную роль, фискальная политика
способствует решению ряда других задач.
Например, увеличение социальных трансфертов
и уменьшение нижней ставки подоходного
налога, с одной стороны, приведут
к росту совокупного спроса, а
с другой — позволят снизить дифференциацию
доходов в обществе. Рост государственных
расходов не только выполняет стимулирующую
функцию, но и может быть использован
для увеличения государственной
собственности и степени
В основном бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие:
а) рост совокупного спроса с AD1 до AD2 приводит к увеличению национального дохода с Y1 до У2;
б) в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога — повысятся сбережения и стимулы к труду;
в) эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту национального дохода с Y2 до У3;
г) в итоге уровень национального дохода увеличится с У1 до У3.
Наглядно эти процессы представлены на графике:
Рисунок 4.1 - Влияние стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
Примечание – Источник: [1, с. 112]
Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста. [1, с. 112]
Однако реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag — запаздывание), которые лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот. Так, политики, принимающие меры по стабилизации экономики, ориентируются, не на реальные экономические условия, а на их прогнозы в будущем. Однако экономическое прогнозирование – явление весьма неточное, поэтому государственное регулирование иногда не только не сглаживает экономические колебания, но и усиливает их. Как говорит в своем труде «Принципы макроэкономики» Н.Г. Мэнкью, «одно из первых правил хорошего доктора гласит: «Не навреди больному»…При неопределенном диагнозе врачу лучше всего оставить больного в покое, так как его вмешательство в отсутствие надежной информации о ходе болезни абсолютно нежелательно. То же самое можно сказать и о лечении «больной» экономики. Устранение экономических флуктуаций – несомненное благо, однако достижение поставленной цели в условиях ограниченности макроэкономических знаний и непредсказуемости событий в мире положительно нереально». [11, с. 535]
Таким образом, довольно сложно точно рассчитать влияние от воздействия инструментов фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего эффекта можно путем увеличения государственных расходов, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора расходов больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных расходов на совокупный спрос легче, чем других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов сложнее потому, что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно, а во-вторых, чтобы определить степень влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса, надо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.
Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность