Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности фискальной политики, изучение ее направлений и целей, определение ее экономического значения, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие фискальной политики;
Изучить цели и виды фискальной политики;
Изучить инструменты налогово-бюджетной политики;
Выявить эффективность фискальной политики;
Охарактеризовать особенности налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
Сущность, цели и инструменты фискальной политики…………………. 7
Дискреционная фискальная политика и механизм ее реализации……... 13
Автоматическая фискальная политика……………………………………. 18
Эффективность фискальной политики в модели IS-LM…………………. 20
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 548.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году по сравнению с 2010 годом были отменены налог на услуги, сбор на развитие территорий, платежи в составе экологического налога, авансовые платежи по НДС и акцизам; периодичность подачи налоговой декларации и уплаты НДС уменьшилась до годовой и ежеквартальной соответственно. [13]

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2011— 2015 гг. будет  направлена на:

  • совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
  • радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
  • оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
  • повышение эффективности управления государственным долгом. [14]

В области  налоговой политики в 2011—2015 гг. будет  продолжена налоговая реформа, которая  обеспечит закрепление сложившихся  положительных тенденций в области  налогообложения и повышение  эффективности налоговой системы  в целом, ориентацию ее на экономическое  развитие и дальнейшее наращивание  конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений  налоговой реформы станет упрощение налоговой системы, и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

  • снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
  • упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
  • повышение эффективности управления государственными финансами;
  • диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
  • совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

В статье Е.Ф. Киреевой определены основные направления  реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики:

  • снижение общего уровня централизации в бюджете финансовых ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;
  • оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды и уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;
  • реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения;
  • упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введение специальных режимов налогообложения для малого и среднего частного бизнеса с целью развития предпринимательства, негосударственного сектора экономики, привлечения инвестиций;
  • ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики;
  • введение специальной части Налогового кодекса, закрепляющего правовые основы налогообложения и обеспечивающего равные условия деятельности субъектов налоговых отношений. [4, с. 29]

Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании “Ведение бизнеса-2013″ по показателю “Налогообложение”  до 70 места со 183 места в 2009 году. [3]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1 Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

2 Общая цель грамотного проведения фискальной политики – достижение экономической стабильности страны.

3 Налоговая система эффективна в том случае, если она сформирована на принципах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др.

4 Дискреционная и автоматическая фискальные политики должны применяться в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП и фазы экономического цикла. Дискреционная политика наиболее эффективна в краткосрочном периоде. Достоинство недискреционной политики – немедленная реакция.

5 Эффективность проведения фискальной политики важна для государства. Необходимо правильно оценивать результаты бюджетно-налоговой политики и по ним судить о рациональности и целесообразности использования ее инструментов.

6 Несмотря на значительные недостатки фискальной политики, в конечном итоге ее стабилизационная роль имеет большее значение для государства.

7 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь:

  • высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;
  • преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;
  • направленность фискальной политики как стимулирующей инвестиционной политики после сокращения темпов инфляции 2001 года;
  • снижение общего уровня централизации в бюджете для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста.

8 Одна из главных целей фискальной политики нашей страны в ближайшие годы направлена на упрощение налоговой системы и достижение в этом аспекте уровня развитых стран.

9 Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник/ под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 464 с.
  2. Ермак, Д.  Налоговые доходы бюджета/ Д. Ермак// Финансы. Учет. Аудит. – 2010. – №8. – С. 38.
  3. Информация о докладе Всемирного банка "Ведение бизнеса-2011"/ Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/vedbiz2011 Дата доступа: 01.09.2011.
  4. Киреева, Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики/ Е.Ф. Киреева// Белорусский экономический журнал. – 2006. – №1. – С. 29.
  5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск: ООО “ФУАинформ”, 2004. – 576 с.
  6. Макроэкономика: тексты лекций для студентов всех специальностей/ сост. М.В. Коротков. – Минск: БГТУ, 2006. – 162 с.
  7. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  8. Макроэкономика: учеб. пособие/ Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: Экоперспектива, 1997. – 368 с.
  9. Михайлушкин, А.И. Экономика: учебник для технических вузов/ А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2004 – 488 с.
  10. Морган, Дж.М. Руководство по изучению учебника «Экономика» С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 512 с.
  11. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд.: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 576 с.
  12. Насута С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу/ С. Насута// Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – №7. – С. 14.
  13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь. Январь – июнь 2011 года: аналитический доклад/ Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data Дата доступа: 14.12.2011.
  14. Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011г. №216/ Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp Дата доступа: 01.09.2011.
  15. Полоник, С.С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь/ С.С. Полоник, Я.М. Александрович, А.В. Богданович// Белорусский экономический журнал. – 2006 – №1. – С. 8.
  16. Самуэльсон, П.А., Нордхаус, В.Д. Экономика. 16-е изд.: пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2003. – 688 с.
  17. Самуэльсон, П.А. Экономика. Вводный курс. Т.1.: пер. с англ. – М.: Алфавит, 1993. – 432 с.
  18. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика. 2-е изд.: пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 864 с.
  19. Харковец, А. О проекте бюджета – 2011/ А. Харковец// Финансы. Учет. Аудит. – 2010. – №8. – С.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Основные параметры  консолидированного бюджета Республики Беларусь в январе-сентябре 2010-2011 гг.

 

Январь-сентябрь

2010 г.

Январь-сентябрь

2011 г.

 

 

 

 

 

 

в%

 

 

в%

 

 

млрд.рублеЙ

ВВП

млрд.рублей

ВВП

1. ДОХОДЫ- всего

34638,7

29,6

52238,0

28,0

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

31 625,6

27,0

46712,4

25,0

Подоходный  налог

3709,7

3,2

6 124,1

3,3

Налог на прибыль

4107,0

3,5

6 158,9

3,3

Налоги  на собственность

1 321,9

1,1

1 910,2

1,0

НДС

11 232,2

9,6

15 587,6

8,3

Акцизы

3 183,9

2,7

3868,7

2,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической

деятельности

3912,7

3,3

9301,8

5,0

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

2941,9

2,5

5424,3

2,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

71,2

0,1

101,3

0,1

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

37157,3

31,8

47754,9

25,6

Общегосударственные расходы

7695,2

6,6

8257,1

4,4

из них государственная инвестиционная программа

4265,6

3,6

3986,3

2,1

Национальная  оборона

960,9

0,8

1395,7

0,7

Судебная  власть, правоохранительная

деятельность и обеспечение  безопасности

2005,7

1,7

2889,2

1,5

Национальная  экономика

8964,9

7,7

9547,2

5,1

Охрана  окружающей среды

190,0

0,2

306,1

0,2

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное

строительство

2742,3

2,3

3589,0

1,9

Здравоохранение

4329,3

3,7

6550,7

3,5

Физическая  культура, спорт, культура и

средства массовой информации

1 118,2

1,0

1614,6

0,9

Образование

5596,8

4,8

8824,8

4,7

Социальная  политика

3554,0

3,0

4780,6

2,6

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

37157,3

31,8

47754,9

25,6

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

27513,2

23,5

40256,6

21,6

Заработная  плата

7906,0

6,8

12812,3

6,9

Начисления  на заработную плату

2106,8

1,8

3415,1

1,8

Обслуживание  государственного долга

Республики Беларусь

821,5

0,7

2094,5

1,1

Текущие бюджетные трансферты

10057,4

8,6

13015,1

7,0

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

8733,3

7,5

8050,5

4,3

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД,

ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

910,9

0,8

-552,1

-0,3

Дефицит (профицит)

-2518,6

-2,2

4483,1

2,4

Финансирование

2518,6

2,2

-4483,1

-2,4

Внутреннее  финансирование

-2464,3

-2,1

-10402,5

-5,6

Внешнее финансирование

4982,9

4,3

5919,4

3,2


 

Примечание – Источник: [13]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Доходы  консолидированного бюджета 2010-2011 гг.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

млрд. рублей

 

доходы

 

 

доходы

 

 

Исполнено за январь-сентябрь

 

 

2010 год

уд. вес,

%

2011 год

уд. вес,

%

 

 

2010 год

2011 год

 

 

ДОХОДЫ - всего

34638,7

100,0

52238,0

100,0

 

 

налоговые доходы

31 625,6

91,3

46712,4

89,4

 

 

из них:

 

       

 

 

налоги на доходы и прибыль

8429,9

24,3

12634,3

24,2

 

 

в том  числе:

 

       

 

 

подоходный налог с физических лиц

3709,7

10,7

6 124,1

11,7

 

 

налог на прибыль

4 107,0

11,9

6 158,9

11,8

 

 

налоги на собственность

1 321,9

3,8

1 910,2

3,7

 

 

налоги на товары (работы, услуги)

16 127,3

46,6

21 185,1

40,6

 

 

в том  числе:

 

       

 

 

налог на добавленную стоимость

11 232,2

32,4

15 587,6

29,8

 

 

акцизы

 

3 183,9

9,2

3868,7

7,4

 

 

налоговые доходы от

внешнеэкономической деятельности

3912,7

11,3

9301,8

17,8

 

 

 

 

неналоговые доходы

2941,9

8,5

5424,3

10,4

 

 

безвозмездные поступления

71,2

0,2

101,3

0,2

 

 

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность