Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- ввести ее основные составляющие
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- обозначить механизмы ее воздействия на национальную экономику
- провести анализ наиболее острых проблем современной фискальной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………….………………………….5
1.1 Сущность и виды фискальной политики……………..……………..……..5
1.2 Механизмы воздействия на национальную экономику……….……...…10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………15
2.1 Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС…….…....15
2.2 Современные проблемы классификации фискальных сборов…...…..…19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………...………26
3.1 Целевые программы как инструмент фискальной политики….…...…...26
3.2 Решение проблемы бюджетного дефицита в России……….……...……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39
Курсовая работа
Тема: Фискальная политика государства: сущность, виды и механизмы воздействия на национальную экономику
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………….………………………….5
1.1 Сущность и виды фискальной политики……………..……………..……..5
1.2 Механизмы воздействия на национальную экономику……….……...…10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………15
2.1 Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС…….…....15
2.2 Современные проблемы
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………
3.1 Целевые программы
как инструмент фискальной
3.2 Решение проблемы бюджетного дефицита в России……….……...……31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Объектом данного исследования является фискальная политика, а предметом механизмы ее воздействия на национальную экономику.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.
Элементы финансовой системы используются в рыночной экономике для регулирования процесса производства, поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Наиболее часто для этих целей используются расходная часть государственного бюджета и налоговая система.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы и трансферты. Манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью поддержания равновесного чистого национального продукта и увеличения благосостояния общества называется фискальной политикой.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией, что является целями фискальной политики.
Бюджет также играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства. Финансирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Инструментами стимулирующей фискальной политики , проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Поэтому дефицит государственного бюджета считают одним из важнейших недостатков фискальной политики.
Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- ввести ее основные составляющие
- раскрыть цели и
направления фискальной
- рассмотреть виды фискальной политики;
- обозначить механизмы
ее воздействия на
- провести анализ наиболее острых проблем современной фискальной политики.
Методологической основой данной курсовой работы являются учебные материалы, статьи из периодических изданий и материалы Интернет ресурсов.
Глава 1 Фискальная политика как система регулирования экономики
1.1 Сущность и виды фискальной политики
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики.
Цели фискальной политики:
- сглаживание колебаний экономического цикла;
-стабилизация темпов экономического роста;
-обеспечение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Фискальная политика
объединяет в себе такие
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в закупках товаров и услуг весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах от четверти до половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия,
В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, направлена на «подогрев» экономики, расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоление спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.
По воздействию на экономический процесс различают:
стимулирующую бюджетно-налоговую политику;
сдерживающую бюджетно-
Их реализация предполагает использование следующих механизмов:
При этом в механизмах стимулирующей или сдерживающей бюджетно-налоговой политики они имеют противоположную направленность.
Стимулирующая, бюджетно-налоговая политика в коротком периоде имеет целью преодоление циклического спада экономики, при этом проводится политика экономического роста, связанная с увеличением государственных расходов, снижением налогов, обеспечивающих, с одной стороны — рост, с другой — сокращение производства. В долгом периоде происходит ориентация на снижение налогов, обусловливающая расширение предложения факторов производства, рост непосредственно производства.
Сдерживающая бюджетно-
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
В условиях высокой экономической
конъюнктуры потенциальный
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг , ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика, должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, т.е. удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство иногда успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.