Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- ввести ее основные составляющие
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- обозначить механизмы ее воздействия на национальную экономику
- провести анализ наиболее острых проблем современной фискальной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………….………………………….5
1.1 Сущность и виды фискальной политики……………..……………..……..5
1.2 Механизмы воздействия на национальную экономику……….……...…10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………15
2.1 Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС…….…....15
2.2 Современные проблемы классификации фискальных сборов…...…..…19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………...………26
3.1 Целевые программы как инструмент фискальной политики….…...…...26
3.2 Решение проблемы бюджетного дефицита в России……….……...……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
1.2 Механизмы воздействия на национальную экономику
Политика стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Стабилизационную фискальную политику в зависимости от механизма ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части.
Недискрициоиная фискальная политика представляет автоматические изменения государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в период роста (уменьшения) ВВП, которые оказывают стимулирующее воздействие на экономику.
Автоматические встроенные стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное положение. Это механизмы, которые работают в режиме саморегулирования, сами реагируют независимо от принимаемых решений на изменение положения в экономике.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически, поскольку встроенный стабилизатор — это такой экономический механизм, который смягчает циклические колебания, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства.
К числу встроенных стабилизаторов относятся:
-автоматические изменения в налоговых отчислениях;
-система государственных трансфертов: совокупность пособий по безработице и социальных выплат;
-система участия в прибылях.
Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Например, при уменьшении
доходов автоматически
Можно назвать великое множество других подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих экономические катаклизмы при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее существовавших условий.
Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, гарантирующие стабильность экономики, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики.
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйственной жизни. Данная политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и связана с осуществлением определенных правительственных программ. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.
При проведении дискреционной фискальной политики важен учет следующих, проверенных на практике функциональных зависимостей:
1) Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого увеличивается выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как инвестиции (по Кейнсу — действуют как мультипликатор инвестиций).
2) Увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. При этом сокращается покупательский спрос, объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот — снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Изменение налогов дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.
К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.
Таким образом стоит отметить, что главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг. Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Глава 2 Анализ современной фискальной политики
2.1 Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС
НДС (налог на добавленную стоимость) является основным косвенным налогом, поэтому оптимизация уровня косвенного налогообложения в стране должна прежде всего начинаться с данного налога.
В настоящее время НДС обеспечивает значительные налоговые доходы, оставаясь при этом одним из самых сложных налогов. Это объясняется тем, что, по существу, НДС является типичным налогом на потребление, а не на добавленную стоимость, как следует из его названия, и в таком качестве более 50 лет признается налоговедческой наукой и практикой.
В российской экономике противоречия, связанные с НДС, находят свое выражение в механизме его изъятия и администрирования. Несмотря на значительные изменения, внесенные в последние годы в законодательную базу, проблемы собираемости НДС продолжают обостряться. Доля доходов от НДС в бюджете Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к снижению - если в 2004 г она составляла 31,2% от общей суммы доходов, то в 2005 г. снизилась до 28,7%, а за 8 месяцев 2006 г - до 24%. За первое полугодие 2006 г. прирост инфляции превысил 6%, приращение же налоговых доходов по НДС составило наполовину меньше. Значительно возрос и показатель отношения возвращенного налога к уплаченному, который составил 78%, что на 60% больше, чем за аналогичный период 2005г.
Среди комплекса причин, обусловивших столь неутешительное развитие событий по сбору НДС в 2006 г., наряду с основной проблемой несоответствия НДС своему названию и фактическому содержанию, немаловажной является и проблема его налоговых ставок. Они выражают количественную характеристику данного налога и определяют размер бюджетных доходов в зависимости от налоговой базы. В экономической литературе, научном сообществе и в практике налогообложения наблюдается односторонний подход, который, по существу, сводится к комментариям механизма применения законодательно установленных ставок НДС. Такое положение свидетельствует об издержках налоговедческой науки и практики, обусловленных отсутствием интереса в повышении степени экономической обоснованности законодательно устанавливаемых налоговых ставок.
Проблема налоговых ставок экономистами решается с точки зрения оптимизации налоговых потерь для потребителя, т.е. той части его доходов, которые поступают в бюджеты различного уровня.
При определении количества ставок исследованиями в области налогообложения доказано, что предпочтения отдаются единой ненулевой налоговой ставке НДС. При этом сокращаются не только издержки на налоговое администрирование, но и потери в общественном благосостоянии.
Бюджетные доходы не являются определяющими в решении вопроса налоговой ставки, а основным аргументом предстает минимизация налоговых потерь бизнеса и домашних хозяйств и их воздействие на совокупный спрос, совокупное предложение и выбор потребителя.
В налоговой системе России возобладал противоположный подход, который даже не ставится под сомнение с позиций научной обоснованности. Он заключается в том, что ставки налогов устанавливаются исходя из необходимости роста бюджетных доходов. Вопросы воздействия их на потребительские предпочтения не являются объектом специального изучения и в практике налогообложения далеко не полно учитываются до тех пор, пока не начинают проявляться негативные последствия их использования. Не исключением в этом отношении является и базовая ставка НДС. Первоначально она была установлена на уровне 28%, однако проблемы собираемости налога, задолженности по налоговым поступлениям, масштабные уклонения от уплаты НДС обусловили необходимость ее снижения до 20%, а с 1 января 2004 г, - до 18%. Но проблем с администрированием НДС, его собираемостью при этом не уменьшилось. Они увеличиваются и обостряются, что уже на эмпирическом уровне позволяет сделать вывод о научной необоснованности величины базовой ставки НДС и необходимости ее снижения.
Российская система обложения НДС использует несколько налоговых ставок. Действующая в настоящее время стандартная базовая ставка НДС 18% применяется к операциям по реализации большинства видов товаров (работ, услуг), передаче их для собственного потребления, выполнению строительно-монтажных работ и ввозу товаров на таможенную территорию страны.
Ставка 10% используется при налогообложении операций по реализации определенной группы продовольственных товаров и достаточно широкой группы товаров для детей, закрытый перечень которых приведен в ст. 164 НК РФ.
Специальная нулевая ставка НДС применяется к операциям по реализации товаров и выполненным работам, экспортируемым за пределы таможенной территории страны, а также в некоторых других законодательно определенных случаях.
Кроме основных налоговых ставок законом предусматривается использование двух «технических», так называемых расчетных ставок в размере 9,09% и 15,25%, которые необходимы для того, чтобы определить сумму налога в случаях, когда известна цена товаров (работ, услуг) или иная стоимостная характеристика (например, сумма авансовых платежей или процентов, выплачиваемых за неисполнение договорных обязательств, балансовая стоимость объектов), уже включающая в себя сумму НДС. Данные ставки определяются как отношение налоговой ставки 10% или 18% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на размер налоговых ставок, что и составляет 9,09% (10%/110%) или 15,25% (18%/118%).