Фискальная политика государства: сущность, виды и механизмы воздействия на национальную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- ввести ее основные составляющие
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- обозначить механизмы ее воздействия на национальную экономику
- провести анализ наиболее острых проблем современной фискальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………….………………………….5
1.1 Сущность и виды фискальной политики……………..……………..……..5
1.2 Механизмы воздействия на национальную экономику……….……...…10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………15
2.1 Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС…….…....15
2.2 Современные проблемы классификации фискальных сборов…...…..…19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………...………26
3.1 Целевые программы как инструмент фискальной политики….…...…...26
3.2 Решение проблемы бюджетного дефицита в России……….……...……31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Ситуация вырисовывается не простая, но российские власти надеются, что экономика начнет расти раньше, чем закончатся резервы государства. «В 2010 году мы рассчитываем добиться скромного, но все-таки улучшения основных макроэкономических показателей и выйти на положительные темпы роста ВВП, промышленного производства, сельского хозяйства», - заявил на заседании правительственной комиссии Владимир Путин. По расчетам Минфина, рост ВВП в 2010 году составит 1%, в 2011 г - 2,6%, а в 2012 - 3,8%.

Однако бюджетный дефицит, скорее всего и станет тормозом для экономического развития. То есть сами по себе показатели в 6,5% и даже 7,5% отнюдь не критичны. По словам Евгения Ясина, отечественная экономика вполне может справиться и с дефицитом в 8%. Тем более что в прошлом ей приходилось функционировать с еще более дефицитным бюджетом в более сложных условиях - при низкой собираемости налогов и еще менее благоприятной мировой конъюнктуре. Вопрос в инструментах, к которым намерены прибегнуть российские власти для латания бюджетной дыры.

Речь, прежде всего, о заимствованиях. С одной стороны, даже с учетом предстоящих займов, госдолг РФ останется одним из самых маленьких в мире. Но у России и так немало долгов. Только не государственных, а корпоративных. В этом году российские компании должны выплатить по внешним долгам $141 млрд. Значительная часть этого долга приходится на государственные компании, а значит, не исключено, что для оказания помощи по этим выплатам потребуются средства Центробанка. Новые внешние займы, по мнению главы департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, приведут к снижению кредитных рейтингов РФ, что обернется удорожанием кредитных ресурсов для российских компаний.

Высокая инфляция (в 2009 году, по прогнозу Минфина, она составит 13%, в 2010-м - 10%) еще больше осложняет доступ к кредитам для компаний реального сектора. Даже если российские банки и будут готовы кредитовать предприятия, то последние не рискнут брать кредиты, ставки по которым привязаны к двузначным цифрам инфляции.

Выходит, что главным, если не единственным фактором возможного экономического роста остается благоприятная мировая конъюнктура, проще говоря, рост цен на сырье. Сейчас нефть марки Urals стоит чуть больше $60 за баррель, в 2010 году Минфин прогнозирует среднегодовая цену на уровне $55 за баррель, в 2011 г - $56 за баррель, в 2012 г - $57 за баррель.

Но выводы ряда экспертов  говорят о том, что нефть в  ближайшие месяцы может существенно подешеветь. В Институте глобализации и социальных движений (ИГСО), уверены, что нынешняя относительно высокая цена не нефть - результат действий спекулянтов, вновь делающих ставку на «черное золото». Но, как полагает директор ИГСО Борис Кагарлицкий, «спекуляции, вероятно, достигли пика. Игроки исчерпали денежные ресурсы, что получили от государств».

Следовательно, не исключено, что до конца 2009 года мы можем стать свидетелями двукратного, по сравнению с нынешним уровнем, падения цен на нефть, а это окончательно похоронит надежду на возобновление в ближайшие годы экономического роста в России [12].

Таким образом природа  и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фискальная политика – это одно из мощнейших направлений государственной политики.

Фискальная политика сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения, таких как налоги, государственные расходы и трансферты.

С точки зрения механизмов воздействия на национальную экономику  фискальная политика делится на дескриционную  и недескриционную. Их преимущество в том,  что они реагируют  немедленно, что позволяет избежать появления временного лага.

Анализ проблем современной фискальной политики показал, что одной  из проблем современной фискальной политики является несовершенство налоговой системы.

В данной работе рассмотрены  проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС. НДС является типичным налогом на потребление, а не на добавленную стоимость, как следует из его названия. Поэтому основной проблемой этого налога является несоответствие своему названию. Другой, не менее важной, проблемой НДС является проблема его налоговых ставок, они выражают количественную характеристику данного налога. Так же, не смотря на изменения в законодательной базе продолжают обостряться проблемы собираемости НДС.

Второй проблемой современной  фискальной политики является проблема классификации фискальных сборов. С 1 января 2005 года единственным фискальным сбором, порядок взимания которого установлен НК РФ, является государственная пошлина, а значительная часть фискальных сборов не зафиксированы в НК РФ. Очень трудно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или она просто обобщает несколько сборов, имеющих различные объекты налогообложения, разные ставки, сроки уплаты и объединенных только тем, что они все взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

Что касается перспектив развития современной фискальной политики, в данной работе рассматривается решение проблемы бюджетного дефицита, а так же целевые программы как инструмент фискальной политики.

В настоящее время  совершенствование целевых программ является насущной проблемой, поэтому необходимо сосредоточить все усилия на устранении недостатков системы целевых программ. Все силы придется бросить на формализацию системы целевых программ. Вследствие этого придется увеличить объем финансовых ресурсов, как бюджетов всех уровней, так и частных инвесторов на основе стимулирования экономического роста и обеспечения самоокупаемости программных мероприятий. Так же предлагается использование методического инструментария для организации системы целевых программ с целью эффективного управления государственными расходами и оптимизации управления бюджетными инвестициями. Такая модель решит задачу стимулирования экономического роста, что как раз и является одной из основных целей фискальной политики.

Решение проблемы бюджетного дефицита предлагается следующее: часть бюджетного дефицита покрыть за счет дополнительных доходов, внешних и внутренних займов, в другую часть средств изыскать из Фонда национального благосостояния. Источников  дополнительных доходов насчитывается немало. Это и увеличение акцизов на табачную продукцию, и рост госпошлин, и часть прибыли Центробанка,  и доходы от управления Средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а так же средства за счет наращивания поставок топлива в дальнее зарубежье.

 Поэтому важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости и сдерживает инфляцию. В любом случае государство, имея возможность применять все элементы фискальной политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли экономику. Важно лишь правильно и последовательно использовать имеющиеся средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с. — («Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
  2. Дорошенко М.Е., Г.М. Куманин, И.Е. Рудакова и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 175 с. — (Готовимся к экзаменам).
  3. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст] : учеб. пособие / Т. Ю. Матвеева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. - 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511, [1] с. - 3000 экз. - ISBN 978-7598-0543-4 (в пер.).
  4. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / Под ред. И.П. Николаевой, проф. Г.М. Казиахмелова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
  5. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 596 с.
  6. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 5-е изд., перераб. И доп.- М.:ИНФРА-М,2008. – 672 с. – (Высшее образование).
  7. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Т19 Микроэкономика: учебник. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 391 с. — (Университеты России).
  8. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономика: учебник для вузов - М.: Академический проект, 2007. – 767 с.
  9. Беликанов А.В. Бюджетный дефицит // Финансы и кредит. – 2008. - №5(293). – с. 15-17
  10. Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение. 2007. - №5. – с. 29-33
  11. Гурышев А.П. Проблемы формирования оптимального уровня ставок НДС // Экономика и производство. – 2007. - №3. – с.37-41
  12. Гринкевич В. Чем грозит бюджетный дефицит // Аудит. – 2009. - №7. – с.2-3
  13. Швецов Ю.Г., Миркина И.В. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами // Финансы. – 2009. - №4. – с. 15-17
  14. http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.htm
  15. http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Makroekonomika/14222/index.html

Информация о работе Фискальная политика государства: сущность, виды и механизмы воздействия на национальную экономику