Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы..
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Анализ налогово-бюджетной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы:
Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.
Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.
В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.
Итак, целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.
Весь этот материал собран из массы всевозможной литературы по налогово-бюджетной деятельности государства, такой, как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Эксперт», «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» и т.п. Причем, следует отметить, что во всех этих источниках подчеркивается актуальность фискальной политики, т.к. именно от нее зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения. Лишь хорошо продуманное и умелое использование ее механизмов может привести к процветанию экономики.
Одной из основных задач любого государства является удовлетворение общественных потребностей. Для этого у государства должны быть финансовые ресурсы. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Денежные средства на выполнение этой задачи берутся именно из государственного бюджета. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно: содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ и т.д. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Государственный бюджет – это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.
По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.
Как финансовый план, государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.
Бюджетная система определяется действующим государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: госбюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: госбюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.
Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных границ, фундаментальные научные исследования. Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-коммунальное хозяйство и другие. На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура. При этом бюджеты субъектов не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет государства – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Доходы бюджета. Образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня:
центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и
региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.
К основным видам налоговых доходов относятся: налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от реализации государственных запасов; доходы от внешнеэкономической деятельности (торговля); доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба.
Доходы бюджета классифицируются: по социально - экономическому признаку (доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц); по признаку источников уплаты (уплачиваемые из выручки, из прибыли и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и пр.)
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Расходы бюджета. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы:
военные расходы (расходы на национальную оборону, а также выплату пособий инвалидам и ветеранам; перевооружение армии).
расходы на социально-культурные нужды (льготы, стипендии);
расходы на развитие экономики;
расходы на поддержание хозяйственной конъюнктуры (переписи населения, сельскохозяйственная перепись и т.п.);
расходы на содержание внутренних органов;
заработная плата бюджетников;
выплаты процентов по государственным долгам.
трансферт – государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора.
Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе — через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов.
| 2006 (отчет) | 2007 (отчет) | 2008 (отчет) | 2009 (проект) | 2010 (проект) |
% к ВВП | |||||
Доходы всего В том числе нефтегазовые | 23,4 11,0 | 21,6 8,1 | 19,0 6,8 | 18,8 5,9 | 18,1 5,2 |
Из них нефтегазовый трансферт | - | - | 6,2 | 5,3 | 4,5 |
ненефтегазовые | 12,4 | 13,5 | 12,2 | 12,9 | 12,8 |
Расходы всего | 16,0 | 18,3 | 18,8 | 18,8 | 18,1 |
В том числе непроцентные | 15,4 | 17,8 | 18,2 | 17,8 | 16,6 |
Процентные | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
Условно утвержденные | - | - | - | 0,5 | 0,9 |
профицит | 7,4 | 3,3 | 0,2 | 0,0 | 0,0 |