Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Сущность НДС и некоторых видов льгот заключается в следующем:

• объектом обложения НДС является весь оборот (выручка + внереализационные доходы), а не добавленная стоимость;

• предоставляя льготу по налогу для одних налогоплательщиков, бюджет воз­мещает его за счет других налогоплательщиков;

• льготы, по существу, могут не давать ожидаемого эффекта, поскольку дела­ют «льготных налогоплательщиков» менее конкурентоспособными;

• суммы НДС, от которых освобожден поставщик, фактически уплачиваются в бюджет юридическими лицами — потребителями освобожденной от НДС продукции;

• подобные «льготы» выгодны государству и населению при приобретении то­варов у предприятия, освобожденного от НДС.

Таким образом, прежде чем добиваться льготы по налогу, следует определить конкретную выгоду для предприятия от освобождения от НДС и конкурентность цены продукции с учетом включения в себестоимость сумм НДС, уплаченных по­ставщикам и не предъявляемых к возмещению из бюджета.

Соответствие расходов «Положению о составе затрат...». При определении сумм НДС, предъявляемых к возмещению из бюджета, следует неуклонно руко­водствоваться упомянутым нормативным документом. Все, что изложено о налоге на прибыль, целиком и полностью применимо и при оптимизации платежей по НДС.

Правильное оформление расчетов. По своему экономическому содержанию НДС — это налог с оборота. Следовательно, задача оптимизации — увеличение той части средств, которая вычитается из суммы исчисленного с оборота налога. С этой точки зрения необходимо строго соблюдать правила, изложенные в нало­говых инструкциях.

Чтобы суммы уплаченного поставщикам НДС обоснованно могли быть предъяв­лены к возмещению из бюджета, нужно во всех расчетных и платежных документах разграничивать и отдельно указывать стоимость товара (работ, услуг), НДС и ко­нечную сумму к оплате. Все плательщики НДС обязаны составлять счета-факту­ры, а покупатели — регистрировать их поступление в установленном порядке.

Планирование потоков НДС. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет за отчетный период, будет тем меньше, чем больше в этом периоде будет оприходова­но фактически оплаченных товаров и выполнено фактически оплаченных услуг и работ. Задача налогового планирования — оприходовать в отчетном периоде все, что в этом же периоде оплачено. Для этого следует:

• правильно документально оформлять все суммы НДС, уплаченные по­ставщикам;

• четко и правильно вести счета-фактуры по приобретенным ценностям;

• ускорить процесс заготовления всех материальных ценностей, сократить срок от предоплаты до фактического оприходования товарно-материальных ценностей;

• ускорить процесс выполнения сторонними организациями работ и их при­емки в отчетном периоде.

Планирование налога на имущество предприятий. В состав налогооблагаемой базы включаются имущество и производственные затраты, не отнесенные в отчетном периоде на затраты по реализации и представляющие собой либо остатки неза­вершенного производства, либо расходы будущих периодов. Кроме того, к облагае­мой базе необходимо добавить получаемую расчетным путем балансовую оценку имущества, переданного в совместную деятельность.

Основная цель при оптимизации налога на имущество предприятий — недопу­щение образования большой налогооблагаемой базы. Это достигается за счет:

• сокращения излишних объемов материальных запасов;

• ускорения процессов реализации продукции;

• сокращения технологического цикла производства;

• уменьшения объемов незавершенного производства.

При налоговом планировании применительно к данному налогу нужно учиты­вать результаты переоценки основных фондов, ежегодно проводимой по решению правительства.

Запланировать снижение платежей по налогу на имущество можно и заранее, при купле-продаже имущества. Для этого приобретение оформляют на сумму меньшую, чем полная стоимость имущества, а разницу оформляют как оплату тех или иных услуг.

Планирование подоходного налога. Решение вопросов минимизации данно­го налога автоматически связано с уменьшением выплат во внебюджетные соци­альные фонды.

В налоговом планировании выделяют следующие аспекты:

а) замена прямых денежных выплат персоналу;

б) замена индивидуальных выплат на коллективные;

в) использование всех существующих льгот;

г) использование нетрадиционных методов оплаты труда.

Замена прямых денежных выплат персоналу. Уменьшение налогооблагаемой базы по подоходному налогу достигается путем замены денежных выплат расхода­ми, включаемыми в производственную себестоимость в соответствии с «Положе­нием о составе затрат...». Например, при правильном оформлении всех документов предприятие может обеспечить своих экономистов и бухгалтеров дорогостоящими периодическими изданиями, проведя эти затраты под статью «Нормативно-спра­вочная литература».

Замена индивидуальных выплат на коллективные. Индивидуальные выплаты однозначно требуют начисления налогов. При замене индивидуальных выплат на расходы коллективного характера сразу исчезает объект налогообложения подо­ходным налогом. На обезличенные выплаты не начисляются также и страховые взносы в пенсионный фонд.

К коллективным (групповым) выплатам, производимым как за счет себестои­мости, так и за счет чистой прибыли, относятся: обезличенная бесплатная оплата питания для сотрудников предприятия; расходы на содержание подведомственно­го жилья, домов отдыха, профилакториев; арендная плата за помещения для культурно-массовых и спортивных мероприятий; расходы на приобретение медикамен­тов и др.

Использование налоговых льгот. Актуальное значение для большинства налого­плательщиков имеют льготы по следующим суммам, не включаемым в совокуп­ный доход граждан[8]. Это:

• материальная помощь в пределах 12-кратного размера ММОТ в год;

• суммы фактически произведенных и документально подтвержденных целе­вых расходов при командировках;

• суммы, получаемые в течение года от продажи недвижимости в пределах 5000-кратного размера ММОТ;

• суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества в преде­лах 1000-кратного размера ММОТ;

• стоимость подарков (призов), полученных в течение года, в пределах 12-крат­ного размера ММОТ;

• суммы, уплаченные предприятиями за путевки для детей в оздоровитель­ные и санаторно-курортные учреждения;

• стоимость медицинского обслуживания, осуществляемого по договорам за счет средств предприятия в пользу своих работников и членов их семей.

Совокупный доход уменьшается на суммы, направленные гражданами на стро­ительство или приобретение дома или квартиры, или дачи, или садового домика на территории РФ, в пределах 5000-кратного размера ММОТ, учитываемого за трех­летний период, но не более размера совокупного годового дохода. Повторно такая льгота не предоставляется.

Минимизация платежей во внебюджетные фонды. С целью минимизации стра­ховых выплат в Пенсионный фонд следует учесть ряд положений;

• страховые выплаты не начисляются со всех видов выплат, начисленных ра­ботнику не работодателем;

• освобождены от страховых взносов пособия по временной нетрудоспо­собности;

• страховые взносы не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похище­нием имущества, увечьем, а также смертью, включая близких родственников;

• от взносов освобождена стоимость выдаваемой специальной одежды и обуви;

• страховые взносы не начисляются на доходы по акциям, дивиденды, про­центы, выплаты по долевым паям;

• не начисляются взносы по договорам купли-продажи, мены, дарения, аренды, займа, кредита, факторинга, страхования, концессии.

Нетрадиционные методы оплаты труда. На 100 рублен выданной заработной платы в бюджет надо отдать 61,49 рубля. Поэтому возможно использование много­ходовых «страховых» схем минимизации подоходного налога.


Заключение

 

Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Таким образом, Федеральный бюджет современного периода соответствует этому требованию, создавая уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:

                  увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;

                  повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год; снижение смертности с 15,2 до 12,6 на тысячу человек;

                  поддержании высокого уровня научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;

                  диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;

                  обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.

Эти выводы доказывают, что бюджетная политика Российской Федерации является основным механизмом экономического роста и финансовой стабильности.

Также из материалов курсовой работы сделать вывод о том, что эффективная фискальная политика должна опираться с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Однако не во всех странах налогово-бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в стране с развивающейся экономикой. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что лишь рациональное использование государством своего бюджета ведет к повышению уровня жизни населения.

 


Список используемой литературы

 

1)    Агапова Г.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / под общей ред. проф. д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2008г.

2)    Архипова А. И. и колл. Авторов. Экономика: Учебник. – М.: Изд-во «Проспект», 2008г.

3)    Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. – М.: «Дело», 2005г.

4)    Войтов А.Т. Экономика. Общий курс (Фундаментальная основа экономики): Учебник – 3-е перераб. изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009г.

5)    Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория. – Санкт-Петербург / Москва-Харьков-Минск, 2003г.

6)    Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика: Учебник. – М.: «Проспект», 2000г.

7)    Дорибуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М., 1997г.

8)    Нохин В. Я. Экономическая теория. – М.: «ЮРИСТЪ», 2000г.

9)    Камаев В. Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2009г.

10)            Соколинский В.М. Эволюция налоговой политики: опыт Германии // «Финансы», №10 2001г. стр. 60

11)            Киселева Е. А., Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник. – Киров: «АСА», 1997г.

12)            Ковалева А. М. Финансы. – М.: «Финансы и статистика», 2000г.

13)            Сайт министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/reforms/budget/results

14)            Мэнкью Н. Т. Макроэкономика. – М.: МГУ, 2000г.

15)            Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: «Проспект», 1998г.

16)            Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007г.

17)            Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006г.

18)            Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход / пер. с англ. – М.: «Дело», 2008г.

19)            Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело ЛТД», 2007г.

 

 

 

 

 


 

 

 



[1] www1.minfin.ru. Основные результаты проведения и направления бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года

[2] www.gks.ru. Данные Федеральной службы государственной статистики

[3] www.rg.ru, «Российская газета» Евгений Арсюхин, 13.03.09.

[4] www.rg.ru , 20.11.2009

[5] Оценка места и роли НДС неоднозначна: одни считают, что налог наилучшим образом обеспечивает доходную часть бюджета; другие критикуют налог за неопределенность налого­вой базы и высокие ставки, а также излишне фискальный характер.

[6] Российское законодательство не содержит понятия «налогообложение доходов от капитала». Унифицированный механизм регулирования налоговых отношений участников рынка ценных бумаг и фондового рынка еще не создан. Регламентация исчисления и уплаты налога на капитал предусматривается в законопроекте Налогового кодекса.

[7] Предприятие, использующее труд инвалидов, имеет льготу по освобождению от НДС. Все суммы НДС, уплаченные поставщикам, оно включает в издержки. При реализации своей продукции предприятие не взимает с покупателей НДС, а последние не могут предъявлять к возмещению из бюджета суммы налога, уплаченные поставщику.

[8] Доходы учащихся дневной формы обучения за работы в период каникул, но не более 3 месяцев в году, не включаются в совокупный доход в пределах 10-кратного, установленного за­коном размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) за каждый календарный месяц получения дохода. Этим следует незамедлительно воспользоваться тем студентам, которые впервые узнали о существовании данной налоговой льготы.


Информация о работе Фискальная политика государства