Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

             

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Основные разновидности современной фискальной политики

 

При этом мы знаем, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться уве­личением безработицы, а сдерживание объема выпуска переро­дится в стагфляцию.

Если в антициклическую фискальную политику встраива­ются элементы денежно-кредитной политики, то в таком слу­чае говорят об антициклической экономической политике.

Еще раз подчеркнем, что проведение фискальной политики предпола­гает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае антициклическая политика превращается в так называе­мую параллельную, или проциклическую, политику, когда действия пра­вительства не ослабляют, а, наоборот, усиливают конъюнктурные колебания.

Встроенные стабилизаторы. Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недис­креционная.

При дискреиионной политике изменению величины госу­дарственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие правительством специальных реше­ний. Поэтому дискреционную политику часто называют актив­ной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.

Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lag — запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.

Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения) .

Наличие временного лага может привести к тому, что ме­роприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т. е. приведут к проциклическим последствиям.

Это именно та ситуация, когда говорят: «Надеялись на лучшее, а получилось как всегда».

При недискреиионной политике срабатывают так называе­мые встроенные (автоматические) стабилизаторы регулирова­ния экономической активности.

Пример. В период подъема вслед за ростом доходов (налогооблагае­мая база) сумма налогов возрастает автоматически, тем более если исполь­зуются прогрессивные ставки налогов.

Наоборот, в период спада вслед за сокращением доходов резко сокра­щаются и налоговые вычеты. Уменьшаются выплаты, связанные с систе­мой участия в прибылях. Одновременно автоматически вслед за ростомбезработицы и т. п. увеличиваются государственные расходы, связанные с социальными трансфертами .

Опыт тех стран, которые активно используют обозначен­ные выше принципы фискальной политики, показывает, что «встроенные стабилизаторы» — весьма эффективное средство воздействия на процессы национального воспроизводства, спо­собствуют сглаживанию волн промышленного цикла и их при­ближению к линии трэнда экономического развития. В фазе подъема налоговые отчисления автоматически увеличиваются, а государственные расходы (за счет сокраще­ния трансфертных платежей) уменьшаются. Циклический из­лишек бюджета (профицит) сдерживает инфляционный эконо­мический рост.

В период спада бюджетный дефицит (результат сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расхо­дов) стабилизирует объем совокупного спроса, что сдерживает кризисный спад объема выпуска.

Надо отметить, что встроенные стабилизаторы не уст­раняют главной причины, порождающей циклические колеба­ния равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэто­му встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано по­заботиться правительство страны.

Рассмотрим, откуда государство берет средства на постоянное пополнение бюджета. Оно может использовать для покрытия расходов займы, но их нужно будет возвращать, может прибегнуть к выпуску денег в обращение, но это приведет к инфляции. Мировая практика показала, что основным источником государственных доходов являются налоги. Проанализировав бюджеты промышленно развитых стран, можно увидеть, что налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, на их долю приходится 70-90% всех бюджетных поступлений.

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местные бюджеты, совершаемые в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами страны.

А чтобы лучше понять суть налогов, рассмотрим основные их функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция обеспечивает условия для образования материальной основы функционирования общества. Именно с ее помощью реализуется большая часть общественного предназначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, достигается максимально возможный баланс между доходами и расходами бюджета; обеспечиваются потребности науки, образования, здравоохранения, обороны и органов управления, социальная инфраструктура достигает высокого уровня.

Основное требование при исполнении фискальной функции – полнота сбора налогов в соответствии со сроками, указанными в действующем законодательстве. Но в некоторых случаях сроки могут быть изменены. Например, для временной поддержки производства товаров и услуг отечественных производителей или для развития определенных видов деятельности. В дальнейшем это может привести к положительному экономическому эффекту и увеличению поступлений в бюджет.

Регулирующая функция заложена в сущности каждого налога, так как налоги связаны с процессами перераспределения стоимостных пропорций ВВП между государством и налогоплательщиками. Причем объемы этих стоимостных пропорций непосредственно регулируются при помощи налогов. Изменение пропорций функционирования ресурсов в экономике влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные виды деятельности их плательщиков, а, манипулируя пропорциями и режимами налогообложения, государство может соответственно менять направления деятельности хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция имеет две подфункции: экономическую и социальную.

Экономическая составляющая выражается в регулировании государством экономической деятельности. Государство может создавать свободные экономические зоны с благоприятными условиями для развития предпринимательства. При определении налоговой политики региона должны учитываться условия деятельности налогоплательщиков всех уровней, промышленная структура региона. Например, самые большие налоги должны взиматься с производителей, монопольно выпускающих высокорентабельную продукцию (ликероводочную и табачную), а производители товаров первой необходимости или продовольственных должны платить наименьшие налоги. При развитом промышленном производстве увеличивается общая сумма налогов, уровень занятости работоспособного населения и среднедушевой доход.

Рассматривая социальную составляющую в аспекте достижения социальных целей общества, необходимо отметить прогрессивное налогообложение, льготы, стимулирование социально неблагополучных территорий, обеспечение мер для формирования среднего класса.

Отвечают за поступление средств в бюджет специальные контролирующие органы. Они действуют на основе налоговой политики.

Налоговая политика – это деятельность государства в сферах правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Каждая в отдельности функция налогообложения и все функции налогов, вместе взя­тые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики .

Так, правительство страны еще только приступает к разра­ботке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты, тем не менее, незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декла­рируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономи­ческие интересы хозяйствующих субъектов.

Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером ис­пользуемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.

Оценивая потенциал налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения воздействуют на эко­номические процессы косвенным образом. При снижении нало­гов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (до­машние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, уве­личат предельную склонность к сбережениям, а предпринима­тели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов.

Такой же разнобой может происходить и тогда, когда госу­дарство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

Современная налоговая политика непосредственно затраги­вает амортизационную политику. Чем выше норма амортиза­ции, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, кото­рая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одно­временно это должно увеличивать инвестиционные возможнос­ти предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчис­лений слабо воздействует на инвестиционную активность.

Инструменты налоговой политики различаются и по скоро­сти начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индиви­дуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.

Другое дело, когда налогообложение затрагивает прибыль предприятия. Тогда реакция предпринимателя обнаружится далеко не сразу.

Повышение налогов вряд ли можно отнести к популярным мерам. Поэтому любое правительство, выстраивая отношения с электоратом, в современных условиях предпочитает пореже затрагивать такие «нервные окончания».

 


Глава 3. Налоги.  Принципы построения налоговой политики .

3.1. Элементы налогов

 

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включа­ют: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Ука­занные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообло­жения.

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону воз­ложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог мо­жет быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или но­сителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвен­ных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носи­тель налога совпадают в одном лице.

Субъекты налога и другие участники налоговых правоотноше­ний изображены в Приложении А.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. , В этом качестве выступают:

             имущество;

             операции по реализации товаров (работ, услуг);

             стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

             прибыль;

             доход (в виде процентов и дивидендов);

             иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику (Приложение Б).

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земель­ный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного ис­точника уплаты каждого налога все объекты налогообложения пред­ставляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения. Единица обложения представляет собой оп­ределенную количественную меру измерения объекта налогообло­жения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может высту­пать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по зе­мельному налогу — сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Информация о работе Фискальная политика государства