Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы..
Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.
Баланс бюджета – это равенство его доходов и расходов; дефицит представляет собой превышение расходов над доходами; а превышение доходов над расходами составляет профицит.
По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:
для состояния экономики он не представляет опасности, т.к. расходы, превышая доходы, стимулируют экономику. Исключением является только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, т.к. это означает утечку средств за границу;
дефицит бюджета означает увеличение доходов получателей денежных средств, что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.
Экономисты неоклассического направления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;
для покрытия дефицита бюджета будут привлекаться другие доходы: эмиссии денег и займов, кредитов и т.д., что приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга государства. Соответственно произойдет замедление рыночных преобразований.
Причин дефицита бюджета много, например: спад общественного производства; значительный объем капиталовложений; чрезвычайные обстоятельства; высокие военные расходы; неэффективная внешнеэкономическая политика; огромные непроизводительные расходы, хищения; истощение месторождений полезных ископаемых; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и другие.
Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают. Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить следующие виды:
чрезвычайный дефицит – (войны, стихийные бедствия) от них трудно застраховаться, для предупреждения и ликвидации последствий создаются внебюджетные и резервные фонды;
структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами в условиях полной занятости;
циклическим дефицитом называют разность между реальным и структурным дефицитом бюджета;
действительный дефицит возникает в связи с постоянным увеличением расходов и реальным отставанием от них доходов;
временный дефицит – в его основе лежит ряд объективных (стихийные бедствия) и субъективных (ошибки в планировании, колебание цен на мировом рынке) причин;
хронический дефицит возникает в течение длительного периода времени. Причинами его являются длительный цикл экономического кризиса, длительные войны и другие;
первичный дефицит – это разница между доходами бюджета и его расходами без учета процентных выплат по государственному долгу.
А с учетом процентов можно выделить конечный дефицит.
Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
кредиты, полученные от кредитных организаций в национальной валюте;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
сумма превышена доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
А к внешним источникам относятся:
государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг;
кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;
кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте.
Профицит – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:
Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи, профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.
Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.
Но поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.
Графически изобразить дефицит и профицит можно следующим образом:
T, G
0
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В том числе говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы. Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, т.е. о сохранении равенства.
В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления.
Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.
В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов .
Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.
Примечание. В учебнике для немецких студентов фискальная политика определяется еще более категорично — как стремление государства стабилизировать экономический процесс (прежде всего уровня занятости и цен) посредством изменения государственных доходов и государственных расходов .
Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:
1) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
2) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
3) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
4) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономикки.
Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.
Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики — оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Выделяют долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную фискальную политику.
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику.
Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики — смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики — рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации — стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствование экономического потенциала.
Сдерживающая фискальная политика имеет место в период подъема как фазы промышленного цикла. Главная задача такой ретриктивной политики — за счет сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.
Основное содержание ретриктивной фискальной политики — сокращение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки.