Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы..
Бюджетная политика основана на нескольких теоретических концепциях:
1. Среднесрочное бюджетирование. До последнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.
Важным этапом в повышении результативности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицита и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль над формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по направлениям государственных расходов.
Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 х 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1 . Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100 (1000+4х25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.
В России Бюджетным кодексом предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности; сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств, при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.
В отличие от внутреннего долга, который рефинансируется, погашение внешнего долга, хотя оно и не включено прямо в расходы, требует специальных источников финансирования и создает дополнительную нагрузку на доходную часть бюджета. При этом на сегодняшний день заявленной суммы, так называемого профицита бюджета РФ недостаточно, чтобы расплатиться по основной части внешнего долга. Следовательно, с учетом погашения внешнего долга бюджет дефицитен и этот дефицит составляет весьма заметную величину. Для его покрытия приходится изыскивать дополнительные ресурсы, которые вновь увеличивают государственный долг (в основном внутренний).
Существующая структура федерального бюджета, во-первых, скрывает истинное положение дел с профицитом и дефицитом бюджета, во-вторых, выводит за рамки бюджета, бюджетного процесса, а значит, и бюджетного контроля значительные суммы, предназначенные на покрытие действительного дефицита. Исполнение бюджета становится непрозрачным.
Из приведенных данных следует, что, начиная с 2000 года Федеральный бюджет РФ стойко является профицитным.
26 июля 2007 года Президент России В.В. Путин подписал первый трехлетний бюджет России на 2008-2010 годы. В основу бюджетного планирования предлагалось положить метод "скользящей трехлетки", при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. Он позволял бы одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. Главный смысл трехлетнего планирования заключался в том, чтобы суметь обеспечить обязательства государства перед гражданами вне зависимости от внешней конъюнктуры.
Но в связи с кризисом пришлось не только отказаться от трехлетнего бюджета, но и был пересмотрен бюджет на 2009 год. «Корректировка бюджетных планов вызвана тем, что налицо серьезное проседание доходов - процентов на 30 и в этом, и в двух следующих годах».[3] 5 октября 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал антикризисные поправки к бюджету 2009 года. Антикризисные поправки увеличили бюджетные расходы до 24,2 % ВВП и дефицит - до 7,7 % ВВП. Впервые за последние восемь лет бюджет страны стал дефицитным. Увеличение расходов связано с учетом планируемых операций по докапитализации банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа в сумме до 150 миллиардов рублей на привилегированные акции банков. В соответствии с поправками, в бюджет-2009 планируется перераспределить 141,77 миллиарда рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств. Тем не менее, по словам министра финансов А.Л. Кудрина возврат к принципу 3-летнего бюджетного планирования будет осуществлен, начиная с бюджета на период 2010-2012 годов.
30 сентября 2009 года в Госдуму из Правительства поступил проект федерального бюджета на 2010-2012 годы, который Государственная Дума приняла 20 ноября. Основные макроэкономические параметры бюджета-2010 следующие: расходы - 9,89 трлн руб., доходы - 6,95 трлн руб. (предполагается, что к 2012 году они вырастут до 8,1 трлн руб.). Таким образом, запланирован дефицит в 2,94 трлн руб. (6,8 процентов ВВП). При этом предусматривается последующее сокращение дефицита до 3 процентов в 2011 году. Покрывать дефицит планируется в первую очередь за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также внутренних и внешних заимствований.
Темпы роста ВВП, согласно бюджету, в 2010 году должны составить порядка 1,6 процентов. Инфляция не превысит 10 процентов, а среднегодовой курс доллара США определяется в 33,9 руб. за доллар. Среднегодовая прогнозируемая цена нефти марки "Юралс" - 58 долларов за баррель.[4]
Согласно ст. 12 Кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов:
• федеральные налоги и сборы;
• налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные);
• местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;
3. Налог на прибыль (доход) организаций;
4. Налог па доходы от капитала;
5. Подоходный налог физических лиц;
6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
8. Государственная пошлина;
9. Налог на пользование недрами;
10. Налог па воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11. Налог па дополнительный доход от добычи углеводородов;
12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13. Лесной налог;
14. Водный налог;
15. Экологический налог;
16. Федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1. Налог на имущество организаций;
2. Налог на недвижимость;
3. Дорожный налог;
4. Транспортный налог;
5. Налог с продаж;
6. Налог на игорный бизнес;
7. Региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
1. Земельный налог;
2. Налог на имущество физических лиц;