Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;
проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………...….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………......5
1.1. Сущность и виды фискальной политики………………………………….5
1.2. Значение фискальной политики для состояния экономики страны……10
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве……..13
1.4. Проблемы фискальной политики…………………………………………19
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………………………………20
2.1. Анализ современной фискальной политики России…………………….20
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России…24
2.3. Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………......5
1.1. Сущность и виды фискальной политики………………………………….5
1.2. Значение фискальной политики для состояния экономики страны……10
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве……..13
1.4. Проблемы фискальной политики…………………………………………19
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………………………………20
2.1. Анализ современной фискальной политики России…………………….20
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России…24
2.3. Фискальная политика государства
в сфере агропромышленного комплекса………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
Введение
Фискальная политика - главный инструмент
государственного регулирования экономики.
В отличие от методов прямого регулирования,
которые свойственны централизованно
управляемой экономике в переходной экономике,
сейчас все чаще используются косвенные
методы государственного регулирования.
Это: бюджетно-налоговый метод - через
фискальную политику, и кредитно-денежный
метод - через монетарную политику.
Стабилизация экономики - главная задача любого государства на любом его развитии. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. Указанные выше инструменты - основные два вида вмешательства государства в российскую рыночную экономику.
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Фискальные отношения составляют важный по своей сути элемент взаимоотношений в экономическом базисе, и предопределяют наличие ряда особенностей в формировании фискальных отношений в зависимости от сферы хозяйствования субъекта.
Выявление особенностей фискальных отношений в агропромышленном сектора экономики, изучение способов учета в плоскости фискального регулирования производства и переработки сельскохозяйственной продукции, анализ мирового опыта в этой области имеют большую значимость в упрочнения позиций АПК в российской экономике.
Ясно, что роль фискальной политики в экономическом управлении достаточно велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, доходы государства. Фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Однако, данная область экономической науки не исчерпала себя до конца. Существует много спорных проблем реализации фискальной политики, а также влияния ее влияния на развитие государства.
Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для правильной ориентации в стране с целью правильного принятия управленческого решения. В связи с этим, становиться очевидным изучение принципов деятельности корпоративных предприятий на современном этапе, чем и вызвана актуальность темы.
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;
проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составили законодательные и распорядительные акты Российской Федерации, переводные труды зарубежных и ведущих российских ученых в области экономики и менеджмента, таких как Макконнелл К.Р., Агапова Т.А., Капитоненко В.В., Матвеева Т. Ю., Романовский Н.В., Шишов А. Л., и др.
1. Теоретические основы фискальной политики
1.1 Сущность и виды фискальной политики
Фискальная политика любого государства включает в себя возможности правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.
Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.
Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы, различают ее разные виды. Единой, общепринятой классификации видов фискальной политики не существует, по-разному трактуются ее отдельные виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства.
В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.
Что же такое фискальная политика с очки зрения терминологии? В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, однако, существует много ее определений. Вот некоторые из них:
Деятельность правительства в области налогообложения и расходования бюджетных средств. Обеспечивает правительству повышение доходов для предоставления общественных благ (public goods), существующих в рыночной системе, таких как полиция, национальная оборона и т.д. Налогообложение может также влиять на распределение доходов и ресурсов на рынке. Еще более мощное влияние фискальная политика правительства может оказывать на экономическую деятельность, уровень безработицы и инфляционный процесс .
Политика в области государственных (правительственных) расходов и налогов. В зависимости от механизмов регулирования ее разделяют на две части: первая - так называемая дискреционная политика, вторая - политика так называемых встроенных стабилизаторов. Ф. п. зарубежных стран включает ряд важных элементов автоматической стабилизации: Автоматическое изменение налоговых поступлений. Налоговая система до некоторой степени обладает гибкостью с тенденцией повышать поступления в период инфляции и сокращать их в период депрессии; пособия по безработице и прочие социальные выплаты: программы помощи фермерам .
Деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства .
Эти понятия отражают сущность фискальной политики. Из них следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета.
С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции.
Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.
В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.
Однако, современные экономисты считают, что задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.
Главным моментом при определении сущности характеристики фискальной политики являются ее цели. Цели бывают следующие: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Важнейшая задача ее - привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.
Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика расходов и налогов государства и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития.
Фискальная политика включает: дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику; недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.
Дискреционная политика - политика, которая предполагает, что выбор политических мер, их масштабности и времени принятия оставлен на усмотрение самих политиков. Эту политику следует отличать от основанной на правилах политики (rules-based policy), когда политические деятели либо придерживаются заранее объявленных правил игры, либо постоянно принимают решения исходя из устоявшихся прецендентов.
Если в экономике происходит нечто совершенно новое, такие правила оказываются совершенно бесполезными. Даже если государственным органам приходится реагировать на ожидаемые нарушения в экономике, лежащие в основе политики правила могут быть хороши лишь настолько, насколько хороша модель экономики, на которой эти правила базируются. Многие экономисты сомневаются в том, что существующего уровня понимания механизма функционирования экономики вполне достаточно, для того чтобы можно было сформулировать какие-либо лежащие в основе политики правила поведения; таким образом, политики должны пользоваться значительной свободой выбора.
Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):
Стимулирующая фискальная политика. Она осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.
Рестриктивная фискальная политика - осуществляется в период бума и инфляции. Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска, снижение инфляции и направление на сокращение совокупного спроса. Инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.
Главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса, по этой причине она также носит название «антициклическая».
Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.
Фискальная политика связана с автоматическими стабилизаторами. Встроенные или автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (к примеру, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.
Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий.
Недостаток автоматической фискальной политики. Он состоит в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но устранить их не в силах. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.