Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;
проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………...….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………......5
1.1. Сущность и виды фискальной политики………………………………….5
1.2. Значение фискальной политики для состояния экономики страны……10
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве……..13
1.4. Проблемы фискальной политики…………………………………………19
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………………………………20
2.1. Анализ современной фискальной политики России…………………….20
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России…24
2.3. Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
Итак, очевидно, что инструменты фискальной политики влияют на экономическую ситуацию в любом государстве, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики связаны между собой и их роль в реализации политики государства достаточно велика.
1.4. Проблемы фискальной политики
Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее.
Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, последний - к росту инфляции;
Следующая проблема - проблема вытеснений частных инвестиций. Эффект вытеснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов.
Существует проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать только на крупные дестабилизирующие изменения.
Далее - политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.
Дисбаланс государственного бюджета. Постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так, к примеру, правительство не может регулярно повышать расходы государства, чтобы увеличить свой ВВП, так как оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в его интересах государства. Также есть весьма серьезная проблема - это неопределенность: невозможно предугадать состояние экономики, предсказать дальнейшее развитие невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все инструменты экономики действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибка при проведении политики, не подходящей для страны, может сказаться на развитии экономики.
2. Фискальная политика в России
2.1. Анализ современной фискальной политики России
Экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества, и ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках. Кроме того, рост экономического бюджета России зависит от национального бюджета, гибкости налоговой системы и динамики инвестиций в экономику.
На данном временном этапе главная задача, стоящая перед российским правительством - стабилизация и контроль ситуации на финансовом рынке страны.
Существуют задачи, которые касаются именно фискальной политики и требуют немедленного решения. Первым делом, это использование мер монетарной и фискальной политик.
Для этого следует принять меры денежно-кредитной политики при наличии резервов. Но здесь нужно установить, какие должны быть оптимальные меры и объемы средств из бюджета, чтобы они оказали положительное влияние на финансовый сектор, одновременно не приводя к неблагоприятным последствиям в виде инфляции или роста бюджетного дефицита.
Необходимо осуществить меры, которые помогут усовершенствовать фискальную политику России. Прежде всего, нужно выработать новые правила регулирования финансовых рынков и расширить финансовые возможности МВФ. Так же следует создать единую систему для регулирования деятельности агентств по рейтингам.
Международный финансовый фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Наибольшую часть Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений, что значимо для России.
Важно, что официальные цели МВФ заключаются в следующем: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах» .
Предельно понятно, что России важно участие в «форуме» кредитно-валютных отношений, на благо состояния государства.
Однозначно, что мировой банковский кризис повлиял на экономику всех стран. Думается, что России финансовые кризисы нужно использовать в качестве пересмотра приоритетов политики экономического развития.
В настоящее время экономика России занимает шестое место среди стран мира по объему ВВП. По данным на 2011 год, общий объем ВВП за год составил 44,5 трлн. рублей.
Однако развитие экономики России происходило не так активно, как этого бы хотелось властям. На первом этапе ВВП постоянно снижался, и лишь к 1999 году эта отрасль начала восстанавливаться. В настоящее время экономика России находится в стадии стабильного роста, обусловленного, в первую очередь, высокими ценами на нефть, а также развитием производства и сферы услуг в стране.
Однако не все отрасли экономики России развиваются сейчас одинаковыми темпами. В стране в последние годы наметился отрыв сектора услуг, который включает в себя торговлю, транспорт, связь, финансовую деятельность и т.п. Все эти виды деятельности в настоящее время идут вперед семимильными шагами. А вот добывающая и обрабатывающая промышленность развиваются и растут не так стремительно.
Сейчас состояние экономики, в т.ч. фискальной, в России оценивается экспертами неоднозначно. Стабильный рост вызван, в основном, постоянным подорожанием нефти, так что высокое положение России в мировой экономике на деле оказывается весьма непрочным. Мировая общественность все чаще употребляет в этой связи понятие «нефтяная игла», с которой Россия должна «слезть» для дальнейшего уверенного развития экономики.
Для обеспечения устойчивого экономического развития Россия нуждается в достаточном количестве материальных и трудовых ресурсов.
Так, в доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы.
Становление и развитие постиндустриального общества всегда базируется на человеческом капитале. Именно накопленные знания, информация и опыт людей образуют основу экономического процветания ведущих стран мира. Именно за счет человеческого капитала многие страны (такие, как Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг), почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия усиления темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национального хозяйства.
На основе анализа национального богатства почти двухсот стран, эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов сегодня приходится 16 % национального богатства, природных ресурсов - 20 %, человеческого и социального капитала - 64 %.
Итак, обеспечение экономического роста и благосостояния народа - главная цель государства. Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение на его основе уровня жизни в обществе, а следовательно, и качества человеческого капитала.
Этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, а следовательно, и эффективности производства.
Рассматривать меры бюджетно-налогового регулирования следует в виде возможности создания основы долгосрочного роста и модернизации экономики. Должен быть заложен фундамент для новой, после кризисной экономики.
Именно фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации всегда важна, в связи с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования .
Именно фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации всегда важна, в связи с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Итак, борьба с кризисом и классические модели налогообложения должны стать основой для формирования фискальной политики Российской Федерации.
Предельно ясно, что экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества, и ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках.
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России
В ближайшей перспективе решение задач социально-экономического развития России будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.
В 2013 – 2014 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Одним из основных направлений фискальной политик сегодня - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. Однако, здесь новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.
Сейчас в России основную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы.
С целью снижения налоговой нагрузки на инновационные предприятия предусматриваются следующие мероприятий: корректировка ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование; модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ порядка ведения налогового учёта расходов на НИОКР; создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, «единое окно» постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам; передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и др.
«Следует отметить принятые в 2012 г. поправки в НК РФ о реформировании специальных налоговых режимов (94-ФЗ). При рассмотрении проекта удалось сохранить до 2018 г. действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек. Палата также поддержала в 2012 г. пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Это было сделано, чтобы нивелировать некоторые их издержки в связи с вступлением России в ВТО» - отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, председатель экспертного совета палаты по совершенствованию налогового законодательства, доктор юридических наук Вадим Чубаров .
Россия предприняла на ближайшие три года налоговый маневр. Он заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. А вот налоги «на престижное потребление» и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить. Такой посыл содержится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», разработанный Министерством финансов Российской Федерации летом прошлого года.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Здесь, например, идет речь и о снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, и о совершенствовании амортизационной политики, о поддержке плательщиков налога на доходы физических лиц.
Интересен раздел об оценке величины налоговой нагрузки. Минфин делает вывод: при анализе в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. И предупреждает, что величина налоговых поступлений в бюджет не является корректным критерием оценки динамики фискальной нагрузки на бизнес.
Тем временем, по расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране за шесть лет снизились с 36,5 процента ВВП в 2005 году до 35,6 процента по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять сборы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.