Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;
проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………...….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………......5
1.1. Сущность и виды фискальной политики………………………………….5
1.2. Значение фискальной политики для состояния экономики страны……10
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве……..13
1.4. Проблемы фискальной политики…………………………………………19
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………………………………20
2.1. Анализ современной фискальной политики России…………………….20
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России…24
2.3. Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
1.2 Значение фискальной политики для состояния экономики страны
Фискальная политика играет огромную роль в экономике государства.
Экономическая система любой страны всегда колеблется. Существуют подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами.
Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Зачастую такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными. Нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, расходами и объёмами производства.
Как правило, политика государства зависит от состояния экономики страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из плохого положения. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, чтобы не допустить высоких темпов инфляции.
Если страна находится в стадии экономического кризиса, правительство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос. Стимулирующая фискальная политика приводит обычно к увеличению объёмов выпуска.
В случае, если экономика «перегрета», власти проводят сдерживающую фискальную политику. В данном случае проводятся меры, противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике.
Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Сдерживающая политика используется зачастую для того, чтобы замедлить темп инфляции, либо избежать её высоких темпов в случае бума в экономике.
Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.
Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать нужными ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
Именно налоги Фискальная политика и налоги неразделимы.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - это основная форма дохода государства. Налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений, а также способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство, одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.
Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты).
Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы благодаря прогрессивному налогообложению, быстрее увеличиваются суммы налогов, уменьшается безработица, улучшается положение семей, уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
Итак, совершенно очевидно, что фискальная политика играет значимую роль в экономике государства, влияя на ее подъемы и спады.
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Налоги выполняют три основные функции: фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства; экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности; социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В современной экономике существуют различные виды налогов.
Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги; личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные. В зависимости от использования налоги делятся на: общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов; специальные налоги, имеющие целевое назначение
В зависимости от характера ставок различают налоги: твердые, устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью; регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода; пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки; прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.
Кривая характеризует зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.
Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.
Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35 - 40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку» .
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.
Во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть.
В России налоговые ставки в российской экономике обусловлены бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели. В условиях действующего законодательства основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак закупок в том, что потребителем выступает само государство.
Государство увеличивает закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших функций государства.
Расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Государственные расходы выступают в форме: государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе; строительства за счет капитальных вложений; расходов на оборону, управление и т.д. Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий бюджеты федерального правительства и местных властей.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на осуществление антикризисных мероприятий.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Безвозвратное предоставление средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании.
Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.
Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.