Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;
проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………...….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………......5
1.1. Сущность и виды фискальной политики………………………………….5
1.2. Значение фискальной политики для состояния экономики страны……10
1.3. Инструменты фискальной политики в современном государстве……..13
1.4. Проблемы фискальной политики…………………………………………19
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ …………………………………20
2.1. Анализ современной фискальной политики России…………………….20
2.2. Основные направления фискальной политики в современной России…24
2.3. Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
Несмотря на то, что данный документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.
Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В перспективе 2013 - 2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
Мнения экспертов в оценке «Основных направлений» неоднозначны. «В целом они не вызывают у палаты концептуальных возражений, но и не привносят каких-либо серьезных новелл в части налогового стимулирования бизнеса, процессов привлечения инноваций и инвестиций. Мы, в частности, не поддерживаем тезис о том, что задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. В этом процессе делать акцент следует не на количественные, а на качественные показатели, то есть активнее создавать механизмы эффективного и справедливого налогообложения, привлекать к такой работе бизнес. Итак, анализ фискальной политики в России показал, что главными целями налогового законодательства на современном этапе, является оздоровление экономики и защиты ее от пресловутой сырьевой зависимости и поднятие производства. Однако, результат может быть противоположным, так как колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, структурная составляющая обусловлена природой и структурой экономического роста в стране.
фискальный политика экономика государственный
2.3 Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса
Производство сельскохозяйственной продукции является материальной основой для развития всех отраслей народного хозяйства, в то же время это первое условие жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще. По оценкам многих видных экономистов, доля сельскохозяйственной продукции в розничном товарообороте страны составляет 65-70 % .
В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики определяется переплетением общемировых и специфических проблем. Сельскохозяйственная сфера в нашей стране характеризуется многообразием форм собственности и хозяйствования, а если иметь в виду фермерство, то это - новая, становящаяся форма, которая, безусловно, нуждается в поддержке. Более того, сельхозпроизводители подвергаются чрезвычайному риску - наводнениям, засухам, нашествию полчищ насекомых и другим напастям - которому другие отрасли не подвержены и от которого нельзя полностью застраховаться. Считается, к тому же, что стабильность этой отрасли служит основой стабильности экономики в целом.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Одним из приоритетных направлений достижения указанной цели является сохранение и защита природной среды путём создания и развития особо охраняемых природных территорий. Реализация данной задачи осуществляется на основе Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2322-р.
Финансирование из федерального бюджета мероприятий данной Концепции позволит создать в 2013-2015 годах 4 новых государственных природных заповедника и 9 национальных парков общей площадью 4,5 млн. гектаров.
Реализация бюджетной политики в сфере сельского хозяйства основана на принципах софинансирования из федерального бюджета расходов субъектов РФ на оказание поддержки сельскохозяйственного производства, относящейся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Очередной бюджетный цикл совпадает с началом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, имеющей статус национального приоритетного проекта. Объем бюджетных ассигнований на ее реализацию составит в 2013 г. 144,9 млрд. рублей, в 2014 г. - 146,6 млрд. рублей, в 2015 году - 146,8 млрд. рублей.
При выборе приоритетных расходных направлений Государственной программы будут учтены итоги реализации заканчивающейся Государственной программы, а также факторы, оказывающие влияние на государственную политику в области сельского хозяйства в связи с участием Российской Федерации в ВТО и ЕЭП.
Политика снижения издержек в сельском хозяйстве путем удешевления ресурсов приводит к росту прибылей производителей, увеличению спроса на удешевленный ресурс, росту объема предложения продукции, росту спроса на другие ресурсы. Меры, направленные на повышение поступлений от продаж и снижения издержек в сельском хозяйстве, - это меры, нацеленные на повышение прибыльности для всех сельхозпроизводителей или отдельных групп. Наряду с этими мерами правительство проводит структурную политику. Обычно структурная политика предполагает два типа мер: направленных на уменьшение числа фермеров и на увеличение средних размеров ферм.
Среди мер госрегулирования можно назвать еще меры, направленные на развитие сельской местности, - это многочисленные программы по развитию сельской производственной и социальной инфраструктуры; развитие несельскохозяйственной занятости в сельской местности, прямые выплаты фермерам, чьи доходы ниже определенной установленной границы и др.
Правительственная политика включает также различные программы поддержки потребителей, однако по содержанию мер они значительно скуднее, чем программы поддержки производителей, и применяются в основном в развивающихся странах.
Таким образом, в обобщенном виде государственная политика в мире в области сельского хозяйства представляется весьма разнообразной и разноплановой и в целом находит выражение в государственных и региональных программах.
Россия в плане принятия программ не составляет исключения, но наибольшее значение, имеет документ: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства».
В Законе под государственным регулированием понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
В России, когда большинство сельхозпредприятий остается убыточными и имеет большие долги, необходимо прежде всего поднять эффективность ценовых механизмов, включающих введение в действие гарантированных, целевых, пороговых и других цен. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, как определено в Законе о государственном регулировании агропромышленного производства, применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных правительством. Они обеспечивают с учетом других форм поддержки доходы, достаточные для ведения расширенного воспроизводства.
Нормативные индикаторы цены устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам; получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены можно назвать расчетными ценами, так как они используются в качестве основы для установления гарантированных, залоговых цен и для расчета дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям.
Пороговые цены в агробизнесе вводятся для определения уровня таможенных пошлин, рассчитываются на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке страны.
Цены закупочных и товарных интервенций используются при проведении интервенционных операций, цель которых состоит в ликвидации избытка или дефицита продукции на рынке, сопровождающихся резкими колебаниями цен.
Наконец, залоговые цены применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.
Специалисты Минсельхоза считают, что гарантированные цены должны обеспечивать товаропроизводителям нормальные условия для производства. Не определена сфера применения этих цен, поскольку закупки для специальных потребителей осуществляются на конкурсной основе и цены складываются в ходе тендера, оперативный резерв правительства в последние годы не формируется. Ежегодное согласование гарантированных цен указанными министерствами и Минфином РФ занимает много времени, а сами цены фактически являются ориентировочными.
Таким образом, как можно видеть, новая система регулирования цен в сельском хозяйстве, закрепленная в законе, сформировалась с использованием мирового опыта.
Цена - один из основных элементов рыночной экономики. Применение ценового регулирования в АПК - процесс противоречивый, но одновременно и необходимый для обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, снабжения населения продуктами питания, а промышленности - сырьем.
Наработки ученых и законодательство дают возможность сформировать эффективную ценовую политику, направленную на достижение единой цели - обеспечение продовольственной безопасности России, нужны лишь реальные действия со стороны федеральных и региональных органов власти.
Существует много других мер по стимулированию совокупного платежеспособного спроса на продовольствие и сырье. Некоторые экономисты считают, что более эффективным является механизм субсидирования потребителей. Если при субсидировании производителей (системе государственных цен) только часть средств реально работает на расширение сбыта, то при субсидировании конечных потребителей, при прочих равных условиях (продажа сельскохозяйственной продукции по свободным ценам на нерегулируемом рынке), вся сумма дотаций напрямую увеличивает сбыт. Нужно констатировать, что в программных документах правительства конкретные мероприятия по поддержанию и расширению спроса на продукцию сельского хозяйства не нашли отражения.
В плане льготного налогообложения в агропромышленном комплексе уже сделаны первые шаги. Так, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги собственного производства хозяйств, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности данного хозяйства, в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Кроме того, при приобретении материально-производственных ресурсов суммы налога, уплаченные при их приобретении, возвращаются сельскому товаропроизводителю.
Льгота по налогу на прибыль установлена также для кредитных организаций, обслуживающих агропромышленный сектор. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 8%.
Фермерские хозяйства имеют льготы при уплате подоходного налога. В совокупный годовой доход не включаются суммы оплаты труда за работы на уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов. Не включаются в совокупный годовой доход и доходы членов крестьянского хозяйства, полученные в хозяйстве от сельскохоздеятельности, - в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйства.
Государственная политика в области сельского хозяйства предусматривает предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все формы господдержки опираются на единый принцип: по мере роста доходов фермерского, коллективного хозяйства доля государственной помощи в общих производственных затратах данного хозяйства снижается.
Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы России находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.
В животноводстве выделяются дотации на поддержку племенного дела, компенсации части затрат на приобретение комбикормов, закупаемых крупными животноводческими комплексами и птицефабриками.
До 31 декабря 2012 г. в России действовала налоговая льгота, освобождающая сельхозпроизводителей от уплаты налога на прибыль. Ежегодный объем прибыли российских сельхозпроизводителей составляет около 100 млрд руб.
Ранее сельхозпроизводители с опаской смотрели в 2013 г., когда планировалось ввести налог на прибыль. Эту меру откладывали много лет подряд. Теперь потенциальная угроза изъятия 20 млрд руб. у сельхозпредприятий исчезла. Бессрочная нулевая ставка снимает этот вопрос с повестки дня.
Законодательство также освобождает от НДФЛ суммы грантов и субсидий, полученных из бюджета главами крестьянских и фермерских хозяйств. До сих пор государство предоставляло фермерам субсидии, с которых необходимо было платить подоходный налог. То есть государство давало, а потом забирало обратно в виде налогов. Теперь принято решение отказаться от такой практики. Нулевые налоговые ставки сельхозпроизводителям никак не противоречат принципам ВТО.
Однако если бы налоги взимались, то положение российских фермеров существенно ухудшилось бы. ВТО требует, чтобы постепенно сокращались прямые субсидии фермерам по мерам, искажающим рынок, - с 9 млрд долл. до 4,4 млрд долл. к 2018 г.