Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты фискальной политики
1.1 Общее понятие фискальной политики и её виды
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия
1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)


                                  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      

1.Теоретические  аспекты фискальной политики

1.1 Общее понятие  фискальной политики  и её виды

1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги

1.3 Фискальная  политика современного государства  и потенциал её воздействия 

1.4 Эффективность  фискальной политики: достоинства  и недостатки 

2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях

2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь

2.2 Проблемы  реализации фискальной политики  в Республики Беларусь в условиях  мирового экономического кризиса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

3

4

4

 

9

 

18

21

 

26

 

26

 

35

42

44


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Данная работа направлена на разностороннее изучение фискальной политики, рассмотрение видов фискальной политики и инструментов её проведения, а также анализ сильных и слабых сторон фискальной политики.

      Тема фискальной политики весьма актуальна и на сегодняшний день, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение  субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия  для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто  в них действительно нуждается.      

       В данной курсовой работе выделяются две основных главы – в первой

дается общее  понятие и представления о сути фискальной политики, и рассматриваются её виды, во второй – сделана попытка проанализировать фискальную политику правительства Республики Беларусь.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её  видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

   Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей.

В процессе выполнения работы использовались следующие методы:

—     изучение и анализ научной литературы;

—     изучение и обобщение отечественной  и зарубежной практики;

—     моделирование, сравнение, анализ.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

1.1 Общее  понятие фискальной политики и её виды

 

       Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика является частью финансовой политики государства.

      Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

      Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Её основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная  политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная  политика государства предполагает использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета  для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная  политика представляет собой воздействие  государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.

Государственные расходы представляют собой закупки  государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.

По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные закупки и трансферты — его расходы. Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы.

Во-первых, насколько  широка степень государственного влияния  в современной экономике, а именно: какая доля национального дохода перераспределяется через госбюджет, какова степень централизации финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов?

Во-вторых, каким  образом изменение величины госрасходов  и объема налогов влияет на экономическую  конъюнктуру?

В-третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом  или избытком?

Степень государственного влияния в экономике непосредственно связана с целями общественного развития и функциями, исполнение которых берет на себя государство. Так, для стран с планово-централизованной экономикой характерен широкий диапазон исполняемых государством функций - от государственного управления до освоения капитальных вложений — и доля национального дохода, перераспределяемого через госбюджет, достигает 75%. В рыночной экономике степень государственного вмешательства значительно ниже, соответственно ниже, примерно в два раза, и доля централизованно распределяемого национального дохода.

В то же время за последнее столетие наблюдается ярко выраженная тенденция к усилению роли государства. Если в начале XX века государство фактически исполняло лишь функции управления и обеспечения безопасности, и доля централизованно распределяемого национального дохода не превышала 10 %, то сейчас в большинстве развитых стран государство все в возрастающей степени берет на себя исполнение социальных программ, соответственно растет и степень государственного влияния в экономике. С одной стороны, данная тенденция отражает возрастание социальной ориентации развития рыночных процессов, с другой — порождает проблему «инвестиционного голода» как результат перераспределения средств из частного сектора в государственный сектор.

Второй и  третий вопросы тесно взаимосвязаны  между собой. Уже сама по себе тенденция к усилению роли государства придает особое значение проблеме формирования спроса государства как составной части совокупного спроса. Однако финансовую политику необходимо рассматривать не только исходя из задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и как важнейший инструмент стабилизации экономического развития.

Общее правило  таково: государство стимулирует  совокупный спрос, увеличивая госрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебания экономического цикла. Особенно широко распространение использование фискальной политики в качестве инструмента стабилизации наблюдалось во второй половине ХХ столетия, когда оно получило теоретическое обоснование в рамках кейнсианской экономической доктрины.[6,184-185]

 

        Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования и

изменения экономической  ситуации делится на дискреционную и  автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

       Дискреционная фискальная политика — политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Ее еще называют активной фискальной политикой.  Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым  – изменения в налогообложении ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения, политику ускоренной амортизации.

Примеры дискреционного вмешательства можно найти в  практике любого правительства.

    Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (устроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный  налог (включающий в себя и  налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные  налоги (в первую очередь, налог  на добавленную стоимость);

3) пособия по  безработице; 

4) пособия по  бедности. 
       Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. 
     Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог. 
    Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. 
  Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.  
     В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.[6,185-186]

Выделяют два  вида дискреционной политики: стимулирующая и рестриктивная.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

     Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

     Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование  дефицитов;

2) ликвидацию  бюджетных излишков.

     Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.[16]

 

 

1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги

 

 

Фискальная  политика строится на использовании  двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они  могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Все расходы государства отражаются в статьях бюджета. Они должны быть достаточно эффективны, обеспечивать рост ВНП и другие цели фискальной политики.

Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные  закупки; 

2) налоги;

3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос  разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).  
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.  
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. 
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.  
Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе