Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты фискальной политики
1.1 Общее понятие фискальной политики и её виды
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия
1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса

Растут доходы бюджета (вернее, правительственный прогноз на этот счет), власти наращивают расходы. Так, почти на четверть вырос трансферт из бюджета Пенсионному фонду: ему перечислят 526 млрд. рублей, чтобы обеспечить повышение пенсий. Увеличены расходы по графе "Национальная оборона и безопасность", причем акцент сделан именно на составляющей, ответственной за внутреннюю безопасность: от спецслужб и милиции до МЧС. Урезана на 150 млрд. рублей и одна из главных антикризисных статей — докапитализация банков.

С другой стороны, на бюджет процветающего государства  документ не похож: на фоне роста пенсий заморожены зарплаты бюджетникам, а  средства, которые забрали у банков, пойдут опять на антикризисные меры, но только в реальном секторе. Они будут аккумулированы в правительственном фонде, его объем составит 195 млрд. рублей,— пояснил первый зам.председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба.— За счет сокращения расходов "нашли" 26,2 млрд. Разделили следующим образом: на проведение переписи населения (10,5 млрд.), соц. гарантии и компенсации военнослужащим, сотрудникам МВД и прокуратуры (6,1 млрд.), на зарплату гражданского персонала Минобороны (3,7 млрд.), на поддержку сельского хозяйства (3,5 млрд.), на содержание инфраструктуры ОАО "АвтоВАЗ" (926 млн.). С поддержкой собственно производства должно определиться правительство.

Но сэкономленные 26 млрд. рублей, которыми распоряжается правительство, лишь капля в море: бюджет составлен исходя из цены на нефть в 58 долларов, дефицит при таком раскладе составит 3 триллиона рублей.

Возможно, в  реальности он окажется заметно меньше: цена нефти марки Brent последнее время подбирается к отметке 86,03 долларов за баррель, а Всемирный банк прогнозирует среднюю цену в 2010 году на уровне 75 долларов за баррель. Напомним, каждый дополнительный доллар на ценнике — это 60 млрд. рублей доходов в бюджет.

Дефицит, правда, сохранится и при таких цифрах. Покрывать его планируют двумя  способами. Первый — внешние и  внутренние заимствования. Так, при 58 долларах за баррель правительство займет за границей 17,8 млрд. долларов, еще по 20 миллиардов планируется взять в долг в 2011 и 2012 годах.

Второй источник борьбы с дефицитом: повышение налогов. По рядовым гражданам сильнее  всего ударит удвоение транспортного налога. По стране цифра выйдет небольшая — 7,5 млрд. рублей, но все эти деньги поступят в региональные бюджеты, которые пострадали от кризиса сильнее всего. Бизнес столкнется с заменой единого социального налога на страховые взносы — меру введут с 2011 года и она фактически обернется ростом ЕСН в полтора раза. Для многих видов бизнеса, в первую очередь высокотехнологических, такой рост смертелен.

Республика  Беларусь быстро входит в состояние  финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий. Беларусь не накопила достаточного количество резервов, не развила те конкурентные преимущества, активизация которых позволила бы снизить издержки адаптации к внешним шокам.

Ситуацию усугубило  накопление внутренних инвестиционных ошибок, вытеснение частных инвесторов, крайне неблагоприятный деловой  климат, неэффективная система защиты прав собственности, низкое качество государственного управления, отсутствие политического и общественного контроля над действиями республиканских и местных органов власти.

Экономическая политика правительства направлена на выполнение формальных прогнозных показателей, а не на нейтрализацию  рисков попадания в рецессию и  даже в депрессию. Слепо следовать  планам, утвержденным в ситуации быстрого экономического роста и иной фазы бизнес цикла (бума), контрпродуктивно и опасно.

Белорусские власти пытаются свалить вину за резкое ухудшение  экономического положения на ошибки США, стран ЕС, финансовых корпораций, на демократические свободные страны в целом. На самом деле главным  виновником резкого ухудшения ситуации в белорусской экономике является выбранная нашими властями социально-экономическая модель развития. Акцент на государственную собственность и инвестиции, жесткие торговые ограничения, мягкую фискальную политику при высокой инфляции и искусственном снижении стоимости кредита, перераспределение через бюджет более 50% ВВП при низком качестве государственного управления – все эти факторы предопределили попадание Беларуси в острый финансовый и структурный кризис.

Неотъемлемой  частью комплексной антикризисной программы является бюджетно-налоговая политика. Она должна тесно координироваться с мерами монетарной политики, чтобы максимально быстро преодолеть кризисные явления и сократить издержки ликвидации искажения структуры капитала. Для этого предлагается следующее:

1. Отмена принятого  закона о бюджете на 2009 год.  Принятие бюджетного плана финансирования  государственных расходов на 2009 год. Разработка и принятие  принципиально иного бюджета  на 2010 год. 

2. Введение предела  государственных расходов консолидированного бюджета на 2009г. в размере 35% ВВП, в 2010г. – 30% ВВП. Министр (начальник департамента финансов Администрации президента или госсекретарь по финансам) финансов автоматически уходит в отставку, если в данные лимиты будут нарушены.

3. В 2009г. допускается  предельный дефицит консолидированного  бюджета в размере 2% ВВП. В  случае если Министерство финансов  допускает дефицит бюджета больше 2% в течение трех лет подряд, оно автоматически уходит в  отставку.

4. Введение нормы, которая обязывает местные органы власти не допускать дефицит бюджета более 2% ВВП области в год. В случае превышения дефицита бюджета 2% ВВП в год в течение трех лет подряд, руководитель и заместителя руководителя данной территориальной единицы автоматически уходят в отставку.

5. Введение предельного  размера государственного внешнего  долга 12% ВВП в 2009г. и 15% ВВП  в 2010гг. В случае превышения  лимита внешнего долга более  чем на 5% от установленного лимита  министр финансов автоматически  уходит в отставку и лишается возможности занимать руководящие должности в органах государственной власти в течение пяти лет.

6. Утверждение  списка несеквестируемых статей  консолидированного бюджета на 2009 - 2010гг. К ним относятся пенсионные  выплаты, социальные трансферты инвалидам, многодетным семьям, расходы на образование и здравоохранение, переобучение безработных, а также расходы на адресные социальные выплаты.

7. Создание в  рамках бюджета на 2009г. Фонда  антикризисного реагирования. Его  размер не должен превышать  8% доходов консолидированного бюджета. В 2010г. его предельный размер сокращается до 5% доходов консолидированного бюджета. Данные ресурсы предназначены для экстренного пополнения ликвидности банков или коммерческих предприятий, которые испытывают негативные последствия внешнеэкономического шока. Рекомендации по предоставлению экстренной помощи выдает Группа антикризисного управления. Окончательное решение о выделении экстренной помощи принимает президент Беларуси.

8. Введение таких  норм учета бюджетных расходов, которые позволяют четко отслеживать доходы, обязательства, платежи, долги и активы всех органов государственного управления.

9. Введение нормы  о ежегодной публикации результатов  независимого аудита деятельности  по распределению, расходованию  ресурсов республиканского и местных бюджетов.

10. Ликвидация  всех внебюджетных счетов органов  государственного управления. В  бюджете необходимо четко и  подробно указывать все источники  бюджетных поступлений, в том  числе детализированное описание  поступлений в утвержденные бюджетные фонды.

11. Введение  нормы, обязывающей правительство  регулярно публиковать информацию  об уровне и составе внутреннего  и внешнего государственного  долга и состоянии финансовых  активов, а также значимых нефинансовых  обязательствах государства. Бюджетная документация должна отражать фискальную позицию местных органов власти и финансовое состояние государственных предприятий и тех предприятий, где доля государства превышает 50%.

12. Введение  единой ставки налога на прибыль  юридических лиц, НДС и социального налога (взносы в Фонд социальной защиты населения) в размере 15%. Ставка подоходного налога на доходы физических лиц остается в размере 12%. Отменяются следующие налоги и сборы: налог на недвижимость, налог на землю, на дивиденды, сборы в бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе инновационные), транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) и иных местных сборов. В 2010г. предлагается ввести принципиально новую налоговую систему, основанную на трех налогах: плоском налоге на розничный оборот товаров и услуг, акцизах (уровень ставок, приближенных  стандартным в ЕС) и плоском социальном налоге.

13. Ставки акцизов  на топливно-энергетические ресурсы, алкогольную продукцию, пиво, сигареты, порядок уплаты экологического налога в 2009г. остаются на уровне 2008г.

14. Введение  единой ставки импортной таможенной  пошлины на все товары в  размере 3% за исключением сырой  нефти, газа и электроэнергии. Импорт данных товаров облагается налогами по ставкам и методике уплаты 2008г.

15. Введение  единой ставки НДС на все  товары импорта в размере 15% от их стоимости. 

16. Введение  в Налоговый кодекс Беларуси нормы, обязывающие трактовать все противоречия налогового законодательства в пользу налогоплательщика.

Подводя итоги  рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно сделать вывод о том, что воздействие на экономику  государственных расходов и налогов  противоречиво: с одной стороны, государственные расходы  создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют  стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать  его потребительский спрос.

Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

  Как крупнейшая  экономическая реальность, охватывающая  все сферы жизни страны, государственные  расходы  играют центральную  роль при  определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

  Изменение  государственных расходов и налогов  оказывает влияние на

величину дохода. Это повышает возможности использования  фискальной  политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или  увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Подводя итог данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. По поводу  государственных финансов возникают  такие экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях.

2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки.

3. Налоги выполняют  не только фискальную, но и  экономическую функции. Являясь  важнейшим рычагом воздействия  на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета.

4. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают  прямое воздействие на динамику  ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики.

5. Местные налоги, занимающие в структуре доходной части госбюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.

6. Налоговая  система любой страны эффективна  в том случае, если сформирована  на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др.

7. Дискреционная  и недискреционная фискальная  политика проводятся в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП, дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

8. Согласно кейнсианской  концепции фискальной политики  дефицит государственного бюджета,  как правило, увеличивается в  период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечиваются стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост госрасходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту госрасходов (теорема Хаавельмо).

9 Согласно классической  концепции фискальная политика  рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины доходным статьям бюджета, относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т. д.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита — эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе