Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты фискальной политики
1.1 Общее понятие фискальной политики и её виды
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия
1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

    Значительную долю в доходной части бюджета составляют доходы от внешне экономической деятельности — 7,4 трлн. руб. (83,7% годового плана), что в 1,7 раза выше поступлений аналогичного периода предыдущего года. Вызвано это главным образом увеличением ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Иными словами, наблюдается рост зависимости бюджета страны от довольно нестабильных доходных источников, что предъявляет дополнительные требования к обеспечению устойчивости бюджетно-налоговой системы республики.

Основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную стоимость—6,0 трлн. руб. (101,7% плана 9 месяцев и 80,4% годового плана), акцизы - 2.8 трлн. руб. (105,0 и 91,0%), налог на прибыль—2,5 трлн. руб. (102,4% и 99.8%).                                                                        

Бюджет республики сохраняет свою социальную направленность — здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика профинансированы в целом на 96,8% к плану 9 месяцев и на 75,0% к годовому плану. Расходы из республиканского бюджета на финансирование отраслей национальной экономики составили 10,0 трлн. руб. За счет поступающих в республиканский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты предоставлены субсидии нефтеперерабатывающим предприятиям для компенсации стоимости импортируемого угле водородного сырья в сумме 4,4 трлн. руб., или 100% плана 9 месяцев и 79,3% годового плана.

Помимо этого, в анализируемом периоде оказана  существенная государственная поддержка реальному сектору экономики. Из республиканского бюджета предоставлены бюджетные займы, ссуды на общую сумму 973,7 млрд. руб., включая выданные бюджетам областей.

Таким образом, исполнение бюджета за 9 месяцев  текущего года было стабильным: обеспечено его наполнение, произведены запланированные расходы, бюджет сбалансирован. Вместе с тем сохраняют свою актуальность вопросы снижения налоговой нагрузки на экономику и упорядочение государственных обязательств.[10,31-32]

   Что касается 2009 года, то тут заметно осложнилась ситуация с наполнением государственного бюджета Республики Беларусь, что является прямым следствием проблем в производственной сфере. В реальном выражении доходы консолидированного бюджета за январь-август 2009 г. сократились на 18,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате произошло снижение показателя централизации финансовых ресурсов государством с 52,7 до 45,6% ВВП. Наибольшее влияние на его значение оказало сокращение налоговых доходов бюджета. За январь-август 2009 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего уменьшились поступления по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизам, а также налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Относительно стабильными остаются поступления по налогам, исчисляемым от заработной платы: доля подоходного налога в ВВП увеличилась с 3,1 до 3,3%, а взносов на социальное страхование - с 11,5 до 12% (табл. 2.1).

 

 

Таблица 2.1 «Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008-2009 гг.»

 

Показатель

Январь-август 2009 г.

Январь-август 2008г.

млрд. руб.

% к  ВВП

млрд. руб.

% к  ВВП

Доходы - всего

39177,0

45,6

42053,9

52,7

Налоговые доходы

25815,1

30,0

29950,7

37,5

подоходный  налог

2828,2

3,3

2454,1

3,1

налог на прибыль

2850,7

3,3

3890,0

4,9

налог на добавленную            стоимость

7611,2

8,9

7432,4

9,3

акцизы

2244,8

2,6

2587,7

3,2

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

4502,3

5,2

6504,6

8,1

взносы на государственное  социальное страхование

10311,7

12,0

9171,9

11,5

Неналоговые доходы

3050,2

3,6

2931,2

3,7

Расходы – всего

40552,8

47,2

37308,2

46,8

общегосударственная деятельность

5815,4

6,8

4956,2

6,2

национальная  экономика

9935,4

11,6

9788,8

12,3

охрана окружающей среды

170,7

0,2

280,0

0,4

жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

2040,0

2,4

1827,7

2,3

здравоохранение

3314,2

3,9

3122,6

3,9

физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации

865,0

1,0

851,4

1,1

образование

4443,0

5,2

4182,9

5,2

социальная  политика

11689,6

13,6

10016,3

12,5

Дефицит (-), профицит

-1375,8

-1,6

4745,7

5,9


 

      Расходы консолидированного бюджета за январь-август 2009 г. составили 40552,8 млрд. руб. Из них на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) направлено 50,1%; национальной экономики» жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства - 29,5%; расходы на общегосударственную деятельность составили 14,3%. Сохранение приоритетов социальной составляющей проявляется в увеличении удельного веса расходов на социальную политику и поддержку жилищно-коммунального хозяйства, а также жилищного строительства.

   Одним из критериев реализации программы Правительства, которая поддерживается кредитом Международного валютного фонда, является бездефицитность бюджета Беларуси по итогам 2009 г. В качестве целевого показателя по итогам 9 месяцев 2009 г. МВФ определил Беларуси профицит консолидированного бюджета в размере 1 трлн. руб. За январь-август 2009 г. дефицит республиканского бюджета составил 185,5 млрд. руб., а консолидированного бюджета - 1375,8 млрд. руб. Таким образом, выполнение обязательств перед МВФ по размеру дефицита бюджета находится под угрозой. (табл. 2.2, табл. 2.3)

 

 

Таблица 2.2 «Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2005-2009 гг. (миллиардов рублей)»

 

 

Периоды

Доходы

Расходы

Дефицит (-), профицит бюджета

всего

в % к ВВП

2005

30824,9

31256,8

-431,9

-0,7

2006

38391,3

37256,2

1135,1

1,4

2007

48049,0

47626,9

422,1

0,4

2008

65663,3

63811,3

1852,0

1,4

2009   I

4766,6

3653,9

1112,7

12,4

I-II

9172,7

8261,3

911,4

5,1

I-III

13525,6

12915,6

610,0

2,2

I-IV

18699,5

18671,4

28,1

0,1

I-V

23342,1

23394,4

-52,3

-0,1

I-VI

28227,9

29061,2

-833,3

-1,4

I-VII

33839,8

35749,3

-1909,5

-2,6

I-VIII

39177,0

40552,8

-1375,8

-1,6

I-IX

44771,4

44805,9

-34,5

-0,03

I-X

50468,1

51288,0

-819,9

-0,7

I-XI

55896,7

56696,0

-799,3

-0,6

I-XII

62807,6

63765,9

-958,3

-0,7


 

 

 

Таблица 2.3 «Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009 г.»

Периоды

Всего

Из них

налоги на доходы и прибыль

налоги на собственность

налоги на товары(работы, услуги)

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

Миллиардов  рублей

2009 I

4766,6

737,8

213,9

1638,0

473,8

I-II

9172,7

1433,8

364,5

3043,5

971,3

I-III

13525,6

2039,7

396,9

4597,3

1461,5

I-IV

18699,5

2919,3

621,9

6071,9

1950,2

I-V

23342,1

3633,6

758,8

7624,6

2470,0

I-VI

28227,9

4410,9

778,5

9187,4

3088,5

I-VII

33839,8

5362,7

1018,6

10912,6

3793,0

I-VIII

39177,0

6136,0

1161,9

12639,2

4502,3

I-IX

44771,4

6977,4

1190,5

14461,8

5145,5

I-X

50468,1

7966,9

1444,1

16315,4

5813,0

I-XI

55896,7

8756,5

1604,4

17999,4

6796,6

I-XII

62807,6

9630,7

1626,7

19907,2

7969,5

В процентах  к валовому внутреннему продукту

2009 I

53,3

8,2

2,4

18,3

5,3

I-II

51,1

8,0

2,0

17,0

5,4

I-III

47,7

7,2

1,4

16,2

5,2

I-IV

49,7

7,8

1,7

16,1

5,2

I-V

48,5

7,5

1,6

15,8

5,1

I-VI

46,9

7,3

1,3

15,3

5,1

I-VII

46,9

7,4

1,4

15,1

5,3

I-VIII

45,9

7,2

1,4

14,8

5,3

I-IX

44,7

7,0

1,2

14,4

5,1

I-X

45,3

7,2

1,3

14,6

5,2

I-XI

45,2

7,1

1,3

14,6

5,5

I-XII

45,9

7,0

1,2

14,6

5,8


 

 

  Несмотря на плохое наполнение бюджета в 2009 году, в качестве антикризисных мер для снижения экспортных цен, повышения конкурентоспособности и увеличения собственной ресурсной базы отечественных производителей предполагалось ослабление налоговой нагрузки на реальный сектор экономики. Речь шла об отмене с 1 июня 2009 г, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с продаж и целевых сборов, взимаемых по ставке 3% от прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования. Однако использование повышения ставки НДС в качестве компенсационной меры по выпадающим в данном случае доходам бюджета могло оказать неблагоприятное воздействие на финансовое положение субъектов хозяйствования и повлиять на стоимость товаров, услуг и уровень цен на них. Очевидно, необходимость тщательного анализа данных соображений обусловила то, что указанные меры не были введены и во втором полугодии текущего года.

    Для привлечения в государственный бюджет дополнительных финансовых ресурсов с 1 июля 2009 г. были увеличены ставки акцизов. Их повышение в среднем на 5% планировалось в начале года, однако Указом Президента № 332 от 25 июня 2009 г. акцизы были увеличены дополнительно на 10%. Также был расширен перечень подакцизных товаров за счет газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного, используемых в качестве автомобильного топлива для заправки транспортных средств при реализации через АЗС. Планируется, что увеличение акцизов позволит дополнительно привлечь в бюджет республики в 2009 г. 185 млрд. руб., установление ставок акцизов на сжатый и сжиженный газ - 13 млрд. руб.  В целом исполнение бюджета в 2009 уже характеризуется отставанием доходов в номинальном выражении от полученных в аналогичный период 2008 г. на 2-3 трлн. руб., что обусловливает проблематичность восстановления годовых объемов консолидированного бюджета страны на уровне прошлого года. Главная проблема белорусской экономики, которая в значительной степени повлияла и на наполнение государственной казны, заключается в сокращении экспорта продукции белорусских предприятий.[11,64-66]

Таким образом, согласно Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг., основной целью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, на повышение жизненного уровня населения. Будет продолжена налоговая реформа, одним из приоритетных направлений которой станет упрощение данной системы и реальное снижение налоговой нагрузки на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе