Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты фискальной политики
1.1 Общее понятие фискальной политики и её виды
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия
1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.

    Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:

1.  состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

2. принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

3. имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

4. степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

   Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов.

  Каждая в отдельности функция налогообложения и все функции налогов, вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.

  Так, правительство страны еще только приступает к разработке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты, тем не менее, незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономические интересы хозяйствующих субъектов. Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.

Оценивая потенциал  налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения  воздействуют на экономические процессы косвенным образом, При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов.

Такой же разнобой может происходить и тогда, когда, государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

Современная налоговая  политика непосредственно затрагивает амортизационную политику. Чем выше норма амортизации, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, которая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одновременно это должно увеличивать инвестиционные возможности предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчислений слабо воздействует на инвестиционную активность.

Инструменты налоговой  политики различаются и по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.

Другое дело, когда налогообложение затрагивает  прибыль предприятия. Тогда реакция  предпринимателя обнаружится Далеко не сразу.

Повышение налогов  вряд ли можно отнести к популярным мерам. Поэтому любое правительство, выстраивая отношения с электоратом, в современных условиях предпочитает реже затрагивать такие «нервные окончания».[5,358-363]

  Таким образом, фискальная политика современного государства – это  важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки

 

 

 

    К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.

Временные проблемы.

1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем  моментом, когда происходит осознание  этих явлений. Исключительно трудно  точно предсказать будущий характер экономический характер экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих показателей, дают представление о направлении развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный  разрыв. Обычно значительный промежуток  времени отделяет момент, когда  происходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента,  когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономической ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.

3. Функциональный  разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки  фискальной политики: 
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики. 
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад. 
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики, а также проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.[13,109-110]

Рассмотрев  все достоинства и недостатки фискальной политики можно сделать  вывод о том, что бюджетно-налоговая  система должна  совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

1. Требуется  уменьшение налогового бремени.  Оно  является  чрезмерным,

поскольку налоговые  изъятия при составлении бюджета  государства до их пор планировались  в размере около половины ВНП. Мировой опыт и  теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от  налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей  предприятий подрываются условия непрерывного производства;

2. Необходимо  изменение структуры налоговых  поступлений за счет

поэтапного  увеличения уровня  налогообложения  физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество  и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное

налогообложение физических лиц невозможен, так как  невысокие доходы

основной массы  населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

3. Необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период,   когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь

 

 

В трансформационный  период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:

1  выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

2 сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;

3 освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

О том, как в  условиях современной Беларуси выглядят бюджетная и налоговая системы, какие существуют неотложные задачи по ее дальнейшему совершенствованию, речь шла выше. Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Необходимо своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе.

Что касается выработки  принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.

Впрочем, нет  сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

    Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

       Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998-1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995-1996 гг. Пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику ВВП.

     Основные  направления реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.

    Важнейшей задачей правительства любой страны является повышение уровня благосостояния граждан. Достижение этой цели связано с обеспечением устойчивого экономического роста, постоянным совершенствованием всех сфер и условий функционирования экономики, обновлением производства, технологий, систем управления.

В январе-сентябре 2008 г. в республиканский бюджет поступило 35,9 трлн. руб., что составляет 108,1% плана 9 месяцев текущего года. Расходная  часть республиканского бюджета  профинансирована в сумме 32,5 трлн. руб., или в размере 943% плана 9 месяцев. Сверхплановое исполнение доходной части бюджета обусловлено, в первую очередь, поступлениями в Фонд социальной защиты населения (10,6 трлн. руб., или 112,5% плана 9 месяцев) и инновационные фонды (1,6 трлн. руб. - 115,3%). В целом по итогам исполнения республиканского бюджета за январь-сентябрь 2008 г. превышение доходов над расходами составило 3,4 трлн. руб. (в том числе без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения - 2,1 трлн. руб.).

Информация о работе Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе