Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты фискальной политики
1.1 Общее понятие фискальной политики и её виды
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия
1.4 Эффективность фискальной политики: достоинства и недостатки
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

  Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим  фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.[7,176-177]

Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

1. расходы на  социально-культурные нужды;

2. расходы на  народное хозяйство и поддержку  экономики;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  перечисленными группами расходов в  бюджете государства, неодинакова  в разных странах и даже в одной  стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под  влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

По роли в  воспроизводственном процессе государственные  расходы делятся на три группы:

1. расходы в  сферу материального производства;

2. расходы на  непроизводственную сферу;

3. расходы на  создание резервов.

По целевому назначению государственные расходы  делятся на:

1. капитальные  затраты - затраты на расширенное  воспроизводство и реконструкцию  (основная доля этих расходов  направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).

2. текущие затраты  государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на  пенсии и пособия и т.д.

3. затраты на  формирование и обслуживание  страховых и резервных фондов.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации  и местные расходы.

По источникам государственные расходы делятся  на три группы:

1. бюджетные  ассигнования;

2. расходы за  счет резервных и страховых  фондов;

3. кредитные  источники финансирования;

4. самофинансирование.

     Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов - создавать наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

В настоящее  время участие государства в  хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.

1. Финансирование  отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование  новых отраслей, имеющих стратегическое  назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей  химической промышленности и  т.п. Эти отрасли обычно требуют  больших разовых вложений и  не гарантируют получения прибыли.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности.

4. Финансирование  отраслей, требующих больших первоначальных  вложений и имеющих длительный  срок окупаемости.

5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование  научно-исследовательских работ  фундаментального и поискового  характера. Участие государства  в этих затратах вызвано рисковым  характером научных изысканий.

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

- утверждение  налогов - прерогатива законодательной  власти;

- налог является  индивидуально безвозмездным;

- односторонний  характер установления налога;

- уплата налога  как обязанность налогоплательщика  не порождает встречной обязанности  государства;

налог взыскивается в условиях безвозвратности;

цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Классификация налогов может быть проведена  по разным критериям:

1. По способу  взимания:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые  налоги, уплачиваемые с учетом  не действительного, а предполагаемого  среднего дохода плательщика  (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые  налоги, взимаемые с реально полученного  дохода с учетом фактической  платежеспособности налогоплательщика  (например, налог на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:

- косвенные  индивидуальные налоги, которыми  облагаются строго определенные  группы товаров (например, акцизы);

- косвенные  универсальные налоги, которыми  облагаются в основном товары;

- фискальные  монополии, распространяемые на  все товары, производство и реализация  которых сосредоточены в государственных  структурах;

- таможенные  пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости  от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и  конкретизировать налоги, они подразделяются  на:

- федеральные  (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

- региональные, которые устанавливаются в соответствии  с законодательством страны, законодательными  органами ее субъектов;

- местные, которые  вводятся в соответствии с  законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой  направленности введения налоги  классифицируются:

- абстрактные  (общие) налоги, предназначенные  для формирования доходов государственного  бюджета в целом;

- целевые (специальные)  налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости  от субъекта-налогоплательщика это  налоги:

- взимаемые  с физических лиц (например, налог  на наследование или дарение);

- взимаемые  с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

- смежные, которые  уплачивают как физические, так  и юридические лица (например, земельный  налог).

5. По срокам  уплаты налоги бывают:

- срочные, которые  уплачиваются к сроку, определенному  нормативными актами (например, государственная пошлина);

- периодично-календарные,  которые подразделяются в свою  очередь на: декадные, ежемесячные,  ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Реализация  практического назначения налогов  осуществляется посредством функций  налогов.

Фискальная  функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Регулирующая  функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

Социальная  функция затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется  посредством:

- неравного  обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения);

- применения  налоговых скидок (например, с доходов  граждан, направляемых на приобретение  или строительство нового жилья);

- введения акцизов  на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить  в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов  физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в  соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В экономической  теории существуют различные точки  зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники  кейнсианского направления традиционно  ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула  экономического развития. Поэтому они  рассматривают сокращение налогов  как основной фактор роста совокупного  спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники  теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).

 

 

 

 

1.3 Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия

 

 

«Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

  В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.

Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

  Фискальная политика современного государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом, выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Беларусь на современном этапе