Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения. Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Содержание работы

Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формирование доходов населения и политика их регулирования.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Формирование  доходов населения и политика их регулирования

Формирование  доходов населения и политика их регулирования

2

Реферат курсовой работы

 "Формирование доходов населения и политика их регулирования"

Объем работы _____ с., в том числе 2 табл., 2 рис., 17 наим. лит.

Ключевые слова: доход, формирование дохода, регулирование дохода, распределение дохода, социальное неравенство.

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы  доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения.

Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт  механизм реализации политики государства  по регулированию распределения  доходов населения.

В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в  Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Белорусская модель формирования доходов населения строится на создании высокоэффективной экономики с  развитым предпринимательством, действенным  государственным регулированием, направленным на заинтересованность предпринимателей в расширении и совершенствовании  производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она  гарантирует высокий уровень  доходов добросовестно работающим членам общества при соблюдении законодательства, обеспечение увязки доходов населения  с результатами труда, социальную защиту нетрудоспособным и другим группам  граждан. В то же время малообеспеченные в Беларуси, как правило, имеют  сравнительно хорошие жилищные условия, высокий уровень образования, относительно неплохое здоровье.

Оглавление

  • Введение
    • 1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
    • 1.1 Доходы населения и их формы
    • 1.2 Факторы, определяющие доходы населения
    • 2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
    • 3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
    • Заключение
    • Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям  макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного  благосостояния людей, в их положении  в системе социальных отношений. Осуществляемые преобразования, связанные  с формированием рыночных отношений, актуализируют вопросы регулирования  социально-экономических процессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования, доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.

На начальном этапе  коренных экономических преобразований в бывших республиках СССР заметно  снизилась роль государства в  регулировании социально-экономических  процессов, в результате которого оно  не смогло обеспечить должный переход  от централизованного механизма  распределения доходов с его "уравнительной" направленностью к гибкому рыночному  распределению. В итоге, с начала проведения реформ, происходит резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребления  благ и услуг, рост бедности, наблюдается  резкая отраслевая и территориальная  дифференциация в уровне доходов  населения, снижающая уровень благосостояния людей.

Исходя из этого, проблема разработки эффективного механизма регулирования доходов населения становится чрезвычайно актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Рыночная экономика предполагает не только выработку новых теоретических  подходов, но и выбор таких форм, методов и средств регулирования  доходов населения, которые соответствуют  принципам экономической и социальной эффективности. Разработка методологических принципов определения основных направлений государственной политики роста благосостояния населения, ее целей, методов, приоритетов и научно обоснованных положений позволит решать социально-экономические проблемы переходного периода.

С позиции концепции человеческого  развития как фактора экономического роста, регулирование доходов населения  выполняет важную роль в создании условий для формирования высококвалифицированных  работников и решении социальных проблем общества, способствующие росту  благосостояния населения и развитию экономики. Важность проблемы создания эффективного механизма регулирования доходов населения в системе государственной политики роста благосостояния, ее сложность и актуальность требуют теоретического осмысления, разработки методологических подходов и направлений ее решения.

Актуальность и недостаточная  научная разработанность проблемы государственного регулирования денежных доходов населения определили выбор  темы, цели и задачи исследования.

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и  источники формирования в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

изучить понятие, формы и  факторы доходов населения;

проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;

разработать политику государства  по регулированию распределения  доходов населения.

Предметом исследования выступает  система экономических отношений, складывающаяся в процессе формирования, регулирования доходов населения  и роста благосостояния общества.

Объектом исследования являются доходы населения как основной фактор роста благосостояния в условиях рыночной экономики.

Методологической основой  исследования выступают совокупность общенаучных методов познания и, прежде всего, диалектический, историко-генетический, системно-функциональный, единство качественного  и количественного анализа и  другие методы.

Взаимосвязь основных задач  исследования и элементов механизма  регулирования доходов населения  позволило использовать и последовательно  реализовать системный подход в  процессе анализа предмета и объекта  исследования. С помощью данного  подхода была определена структура  механизма регулирования доходов  населения, определены его звенья, формы, методы и инструменты. Системность  исследования позволила провести микро- и макроэкономический анализ формирования к регулирования доходов как фактора роста благосостояния населения.

1. Доходы  населения, формы и факторы  их определяющие

1.1 Доходы  населения и их формы

Переход от экономики, основанной на общей собственности на средства производства, а также централизованно  управляемом производстве и распределении, к экономике с многообразием  форм собственности обуславливает  трансформацию экономических и, в частности, распределительных  отношений, источников и механизмов возмещения затрат труда посредством  формирования и регулирования доходов.

Переход к рынку внес существенные изменения в структуру доходов  населения, в которой важное значение имеют новые формы - предпринимательский доход, доход от собственности и другие, значение которых для различных групп населения неодинаковы. Для большей части граждан заработная плата остается основной формой дохода, и ввиду того, что в последние годы ее доля в общем доходе населения падает, ее реформирование предстает как одна из самых значимых социально-экономических проблем общества. Чрезмерная дифференциация доходов и заработной платы по отраслям и территориям ведут к нарастанию негативных процессов и обострению противоречий в обществе.

Исходя из вышеизложенного  и с целью разработки действенных  мер по преодолению негативных моментов в сфере формирования и распределения  доходов населения, учитывая национальные особенности, необходимо обозначить контуры  концепции государственной политики доходов.

Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикаторов  уровня жизни в стране. Доходы населения - средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства [1, с.630]. Доход может быть получен  от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

Доходы населения представляют собой сумму натуральных и  денежных поступлений. Денежные доходы весьма разнообразны по форме - заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе  пенсии, стипендии, пособия), поступления  от продажи личного и домашнего  имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи  сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы - это в стоимостной  оценке натуральные поступления  от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией [2, с. 203].

Реальные доходы населения - количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут  быть фактически приобретены человеком  на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен  на товары и услуги и налогами. Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми  законным путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит нелегитимными [2, с. 204].

На основе баланса денежных доходов и расходов населения  рассчитываются и публикуются следующие  статистические показатели, характеризующие  доходы и расходы населения:

денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи  продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов  по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской  деятельностью; страховые возмещения и пр.

денежные расходы и  сбережения населения, охватывающие расходы  на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку  иностранной валюты и прирост  сбережений во вкладах и ценных бумагах;

располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов  за минусом обязательных платежей и  взносов;

реальные располагаемые  денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен [7, с.350].

Рисунок 1.1 - Основные формы  доходов

Кроме перечисленных показателей  органы государственной статистики строят следующие показатели доходов  на основе данных статистической отчетности:

среднемесячную номинальную  начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работниками из государственных  и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату;

средний размер назначенной  месячной пенсии одного пенсионера;

реальную начисленную  заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);

реальный размер назначенных  месячных пенсий [7, с.351].

Сопоставление показателей  между собой позволяет расширить  возможности анализа. Сравнивая  динамику располагаемых денежных доходов  с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения  при опережении (отставании) индекса  по первому показателю над вторым.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного  участника рыночной экономики, объективным  и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это  и общественно-значимая выгода, поскольку  они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также  поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования  дохода и оправданность налогового бремени. Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под "доходом" имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен  деньгами, это значит, что условием его получения является эффективное  участие в экономической жизни  общества, сам факт получения денежного  дохода есть объективное свидетельство  участия данного лица в экономической  жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности  участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования