Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа
В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения. Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.
Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В последние годы в Беларуси
осуществлен ряд мер по совершенствованию
пенсионной системы, ее финансовому
укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный)
учет плательщиков взносов на социальное
страхование; в систему обязательного
пенсионного страхования
В течение 2008 года дважды пересматривались
размеры стипендий учащейся молодежи.
В настоящее время в
С начала 2008 года существенно
расширены критерии предоставления
малообеспеченным и нуждающимся
гражданам государственной
Финансовые потрясения последнего года заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
В начале 2009 года в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. При этом Правительством осуществляется комплекс мер, направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности, предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, в области оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле, проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сфер экономики. Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта [16].
Одна из интересных особенностей неравенства в Беларуси в том, что неравенство расходов здесь больше неравенства доходов, хотя обычно в странах с переходной экономикой оно меньше, потому что домашние хозяйства с низким уровнем доходов используют долги или какие-то другие способы для поддержания уровня потребления. Если предположить, что домохозяйства не утаивают ни доходы, ни расходы, тогда разное неравенство доходов и расходов будет означать разные уровни сбережений для разных уровней дохода. Если же имеет место частичное сокрытие доходов (которое обычно происходит при выборочных обследованиях домашних хозяйств), большее неравенство расходов может означать, что более богатые люди и скрывают свои доходы в большей степени. К сожалению, в Беларуси вдобавок еще и нельзя исключить сокрытие расходов: из-за более высоких цен и меньшего выбора высококачественных (импортных) товаров многие белорусы отправляются за покупками за границу, обычно в Москву, Киев, Вильнюс или Варшаву. Конечно, это относится, прежде всего, к богатым людям. Это сокрытие расходов невозможно измерить, можно лишь приблизительно оценить, например, по количеству виз, выданных белорусам. Кстати, видимое сближение уровней неравенства доходов и расходов (рисунок 2.1) [13] может означать увеличение сокрытия расходов до уровня сокрытия доходов.
На рисунке 2.1 тонкие линии
показывают 95% доверительные интервалы
(вычислены с помощью
Неравенство доходов достигло своего максимума в Беларуси в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалось на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и в индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999 году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов, так и расходов.
Рисунок 2.1 - Изменение индекса Джини в Беларуси
Интересная особенность - в Беларуси неравенство расходов выше, чем неравенство доходов, хотя обычно оно ниже (этот феномен детально рассмотрен в отдельном разделе). Тем не менее, оба вида неравенства в Беларуси ниже, чем в других постсоветских странах.
Региональное неравенство
распределено почти равномерно между
областями, ни в одной из них оно
не отличается в значительной мере
от других. Изменения в уровне неравенства
для всей страны в основном обусловлены
изменениями неравенства в
3. Политика
государства по регулированию
доходов населения в
Центральное место в доходах
населения занимает заработная плата.
Механизм государственного регулирования
оплаты труда реализуется через
Конституцию Республики Беларусь; Трудовой
кодекс Республики Беларусь от 26 июля
1999 года (с изменениями и дополнениями)
Основными элементами тарифной
системы являются Единая тарифная сетка
работников Республики Беларусь, имеющая
в настоящее время обязательное
применение в бюджетной сфере
и для работников коммерческих организаций;
тарифные ставки (должностные оклады);
тарифно-квалификационные справочники.
В нее также включаются предусмотренные
законодательством повышения
На протяжении продолжительного времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной гарантии, поскольку служила основой не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда. С 1 января 2009 года МЗП установлена в размере 229700 рублей, однако ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) составляет только 98%.
За 1996-2008 годы заработная плата в нашей стране выросла в 4,9 раза. Как показал анализ, истекший период характеризуется положительными тенденциями ее номинального и реального значений. Намеченные высокие темпы экономического роста в минувшем году, предпринятые меры по смягчению последствий мирового кризиса помогли обеспечить рост реальной заработной платы - 109,9%.
В 2008 году, согласно утвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшего года ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисных явлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 года величину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.
МЗП к концу 2008 года не достигла уровня бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, что повлекло необходимость ее повышения с начала 2009 года.
Последствия мирового финансового кризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашей стране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем в предыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате они составят 113%, к реальной - 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009 года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы и повышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулирования заработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намечено регулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями, развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей [16].
Политика оплаты труда
будет и дальше основываться на сочетании
государственных, рыночных и коллективно-договорных
механизмов регулирования заработной
платы при постепенном
На первый план выходят
необходимость увеличения заработной
платы у низкооплачиваемых
В связи с этим важнейшим
направлением совершенствования
Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.
Главное в условиях либерализации
экономики - предоставить больше самостоятельности
коммерческим организациям в установлении
форм и систем оплаты труда исходя
из сложившейся рыночной конъюнктуры
и собственных целей
Нужно отметить, что в условиях контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности труда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитой рыночной экономикой.
Что касается Беларуси, в
период 1996-2000 годов наблюдался устойчивый
рост коэффициента эластичности реальной
заработной платы по производительности
труда от 1,3 до 2,1%. В результате стабильного
роста экономики реальная заработная
плата вплотную приблизилась к уровню
1990 года уже в 2000 году, а в 2001 превысила
его на 23,1%. Однако в ее динамике обозначилась
явная тенденция падения
Таблица 3.1 - Эластичность реальной зарплаты по производительности труда в экономике Беларуси в 1991-2007 годах
Годы |
Индекс производительности труда в% к предыдущему году** |
Индекс реальной заработной платы в% к предыдущему году |
Коэффициент эластичности реальной заработной платы по производительности труда |
|
1996 |
103,8 |
105,1 |
1,3 |
|
1997 |
111,3 |
114,3 |
1,3 |
|
1998 |
107,2 |
118,0 |
2,5 |
|
1999 |
102,8 |
107,3 |
2,6 |
|
2000 |
105,8 |
112,0 |
2,1 |
|
1996-2000* |
6,15 |
11,3 |
1,84 |
|
2001 |
105,2 |
129,6 |
5,7 |
|
2002 |
105,9 |
107,9 |
1,3 |
|
2003 |
108,0 |
103,2 |
0,4 |
|
2004 |
112,0 |
117,4 |
1,5 |
|
2005 |
108,5 |
120,9 |
2,5 |
|
2001-2005* |
7,95 |
15,4 |
1,94 |
|
2006 |
108,6 |
117,3 |
2,0 |
|
2007 |
107,7 |
109,5 |
1,2 |
|
2008 |
109,3 |
109,9 |
1,06 |
|
Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования