Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения. Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Содержание работы

Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формирование доходов населения и политика их регулирования.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

В Беларуси наблюдается позитивная тенденция сокращения малообеспеченности, что подтверждается в том числе и международной статистикой. По данным последнего Доклада о развитии человека, в Беларуси на 4 доллара США в день в 2005 году проживало 15,9% населения. Для сравнения: в России - 45,3%, Казахстане - 56,7%, Украине - 44,7% населения. Из восточноевропейских стран бывшего социалистического лагеря: в Польше - 20,6%, Болгарии - 39,9%, Румынии - 54,8% населения [13].

Наибольшему риску бедности в Беларуси подвержены лица, проживающие  в сельской местности, малых городах, а также семьи с высокой  степенью иждивенчества. Однако следует  отметить, что в сельской местности  значительная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах, что  позволяет компенсировать расходы  семей, связанные с приобретением  продуктов питания. Поэтому для  проживающего там населения наибольшую актуальность имеют "денежные" аспекты  бедности, связанные с доступностью непродовольственных товаров и  услуг.

Вторым по значимости местом концентрации бедности в Беларуси выступают  малые города, где проживает примерно 6% населения страны. Это явление  в малых городах страны, как  и в сельской местности, во многом определяется неразвитостью локальных  рынков труда, а также неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих предприятий.

К наименее проблемным в  данном отношении регионам Беларуси относится Минск, областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим, социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.

Для решения проблем малообеспеченности (бедности) в Беларуси разработаны и реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь, Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года и другие.

Расходы на социальные программы  в Беларуси являются одними из самых  высоких среди стран СНГ. Широко задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот  и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному принципу. В последние  годы была проведена рационализация льгот и выплат населению и  их значительное сокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы  адресной социальной помощи, предоставляются  наименее защищенным гражданам, а также  ветеранам Великой Отечественной  войны, инвалидам.

Не менее значимый аспект предотвращения бедности - обеспечение  доступности жилья для малообеспеченных граждан и снижение социальных издержек при повышении оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Для этого  разработаны и реализуются программы  жилищного строительства с учетом потребности в социальном жилье, использование по соответствующему назначению пустующих домов в  сельской местности, сохранение системы  безналичных жилищных субсидий для  малообеспеченных граждан, снижение предельной нормы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи  для предоставления жилищных субсидий.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие  выводы.

Доходы населения рассматриваются  как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая  рассмотреть доходы населения:

во-первых, как подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов  населения, включают доходы хозяйствующих  субъектов и государства;

во-вторых, доходы населения  представлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;

в-третьих, доходы населения  это целостная система, имеющая  свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических  отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;

в-четвертых, рассмотрение доходов  населения как фактора роста  благосостояния обосновывается тем, что  от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей  в обществе;

в-пятых, регулирование доходов  населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

Особенно важное место  в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы  получаемой заработной платы, поступлений  от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и  некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между  работниками и работодателями, систему  налогообложения, создание условий  для роста заработной платы и  другие элементы.

Список  использованных источников

1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.

2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.

3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.

4. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.

5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.

6. Макроэкономика: Социально-ориентированный  подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.

7. Макроэкономика: учебник  / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О.  Тихонов и др.; под ред. И.В.  Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.

8. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - 244 с.

9. Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П. Морозова. - Минск: ИСПИ, 2000. - 176 с.

10. Плотницкий, М.И. Курс  экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.

11. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей / Под ред. Н.А. Волгина. - Москва: Экзамен, 2002. - 734 с.

12. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.

13. Социально-экономическое  развитие Республики Беларусь  в 2008 году. - Экономический бюллетень  НИЭИ Министерства экономики  Республики Беларусь. Минск, 2009. - №  2.

14. Статистический ежегодник  Республики Беларусь. - Минск, 2008.

15. Тур, А.Н. Цели, задачи  и приоритеты в Программе социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2010 годы: пособие для студентов  и учащихся / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. - Минск: Мисанта, 2007. - 120 с.

16. Электронный ресурс  Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010

17. Электронный ресурс  Министерства труда и социальной  защиты населения Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010.

 

 

http://www.0ck.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/formirovanie_doxodov_naseleniya_i.html


Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования