Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения. Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Содержание работы

Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формирование доходов населения и политика их регулирования.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных  источников, основными из которых  являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных  программ помощи в виде выплат и  льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и  др. [1, с.634].

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов  этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его  трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы  доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

выплат по государственному страхованию;

банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное  обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ

процентов по вкладам в  сберегательных кассах, начисляемых  по итогам года;

доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и погашении  по займам;

выигрышей по лотереям;

временно свободных средств, образующихся в результате покупки  товаров в кредит;

выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр) [7, с.352].

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи  вещей через комиссионные и скупочные  магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно  допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает  пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время  для высоких доходов устанавливаются  прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также социальные трансферты.

1.2 Факторы,  определяющие доходы населения

На уровень доходов  населения непосредственное влияние  оказывает состояние экономики  страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать  также влияния на уровень доходов  населения индивидуальных свойств  людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и  трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности  к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих  влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения  и удачи [2, с. 207].

С другой стороны доходы сами оказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим на занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек  может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать  профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения  в нем неравенства. При этом различают  социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключатся в неодинаковом доступе различных  категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным  ценностям. Экономическое неравенство  состоит в том, что меньшинство  всегда владеет большей частью национального  богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов  и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

С одной стороны, население  любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий объем доходов также  неравномерно распределяется по группам  населения. Для измерения уровня неравенства в распределении  доходов используются так называемые кривые Лоренца и индексы Джини.

Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных  за год доходов получили различные  процентные доли населения, начиная  с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми [1, с.635].

Методика построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего "ранжируются" граждане или домохозяйства в  соответствии с уровнем полученного  ими годового дохода. Граждане или  домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп (по двадцать процентов в каждой группе), либо на десять децильных групп (по десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. "нарастающим итогом". На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы, затем - точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей за ней группы и т.д., вплоть нанесения последней точки, соответствующей доли суммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже сто процентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся - точкой соответствующей ста процентам доходов и ста процентам населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов в стране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.

Кривая Лоренца абсолютного  равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает  форму прямой линии в случае, когда  первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно  двадцать процентов всех доходов, сорок  процентов населения - соответственно сорок процентов всех доходов  и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения  доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее  в этой стране неравенство в распределении  доходов между различными группами населения.

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об "абсолютном неравенстве". Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране [1, с.636].

Более простым способом определения  неравенства в доходах населения  является определение соотношения  в доходах между высокодоходными  и низкодоходными слоями населения, например между "верхней" и "нижней" квинтильными группами населения или домохозяйств.

2. Распределение  доходов населения республики  беларусь и проблема социального неравенства

Государственная политика доходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только к разработке государственных прогнозов и  программ и представляет собой достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения  доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и  других рычагов. Она включает меры и  нормы законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов  населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.

О важности продуманных шагов  в этой области говорит то обстоятельство, что снижение стимулов к высокопроизводительному  труду, ставшее следствием уравнительной  системы распределения доходов, послужило одной из причин краха  советской социально-экономической  системы. Распад СССР и переход к  новой для страны форме социально-экономического развития, основанной на рыночных отношениях, потребовал совершенно новых социальных институтов новообразованного суверенного  государства, регулирующих, в том  числе, и формирование доходов населения.

Результатом начального этапа  переходного периода (1991-1995 годы) явился экономический спад и, как его  следствие, падение доходов населения. Однако последовательная и взвешенная политика государства позволила  к концу 1995 года добиться стабилизации, а начиная с 1996-го обеспечить их постоянный рост, который продолжается и в  настоящее время [13].

За период 1996-2008 годов  реальные денежные доходы увеличились  в 5,3 раза, чему способствовали высокие  темпы роста ВВП, изменение доли в нем конечного потребления, а также снижение инфляции. В течение 1996-1998 годов денежные доходы населения  выросли в 1,7 раза. Однако последствия  российского дефолта (1998 год) негативно  сказались и на благосостоянии белорусских  граждан - в 1999 году их доходы снизились  до уровня 97,5% по отношению к предыдущему  году. В последующие годы целенаправленные меры правительства позволили обеспечить дальнейший стабильный рост денежных доходов, темпы которого в 2008 году составили 112,7% по сравнению с 2007 г. В Беларуси, в отличие от других стран с переходной экономикой, не произошло значительного расслоения населения по доходам: децильный коэффициент не превышает 6 (пороговым значением считается 8-10 раз).

При развитии рыночных отношений  возможно нарастание дифференциации населения  по доходам, которую следует удерживать в рамках, не превышающих критического значения. Вместе с тем в сфере  денежных доходов населения сохраняется  ряд проблем, в частности, доля оплаты труда в общей сумме доходов, несмотря на увеличение темпов их роста, продолжает оставаться относительно невысокой - 56,1% в 2008 году (таблица 2.1) [14].

Таблица 2.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах  к итогу)

 

Показатель

1996г. 

1998г. 

2000г. 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

2008г. 

 

Денежные доходы населения - всего

100

100

100

100

100

100

100

 

Оплата труда

46,4

49,9

55,9

58,0

63,7

58,9

56,1

 

Трансферты населению

16,9

16,8

19,3

21,6

21,8

21,0

19,8

 

Доходы от собственности

36,7*

33,3*

2,0

1,6

1,5

1,7

2,0

 

Прочие доходы

   

22,8

18,8

16,0

18,4

22,1

 
                 

* Доходы от собственности  в сумме с прочими доходами

Содержание политики доходов  населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельность государства  в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

В 2001-2008 гг. денежные доходы населения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата - в 2,9, реальный размер пенсии - в 2,7 раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м - только 6,1%. В 2008 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4%, а с учетом инфляции - на 12,7%. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета [13].

В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась  на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата  выросла на 9,9% (прогноз - 8,5%). В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда - в г. Минске (1 178 тыс. руб), самый низкий - в Брестской (775 тыс. руб) и Могилевской (795 тыс. руб) областях. Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сферах образования (115,6%), социального обеспечения (118,4%), здравоохранения (118,5%).

Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники  финансово-банковской сферы, органов  государственного управления, науки  и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального  обеспечении и образования. При  этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной  гарантии в области оплаты труда  и формы социальной защиты низкооплачиваемых  работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов  граждан.

Предметом особой заботы государства  является последовательное повышение  уровня пенсионного обеспечения. За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% при прогнозе 18,3% и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 9,1% (прогноз - 8%). Финансирование выплат пенсий и пособий производится в  полном объеме и в установленные  сроки.

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования