Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения. Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Содержание работы

Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формирование доходов населения и политика их регулирования.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

* Среднегодовые темпы  прироста (снижения)

** Расчет на основе  данных, представленных в Статистическом  ежегоднике Республики Беларусь. Минск, 2008 год. С.36,37.

Соотношение между темпами  прироста этих двух показателей зависит  от конкретных условий развития той  или иной страны. В переходных экономиках ускоренный прирост заработной платы  инициирует перераспределительные процессы, направленные на снижение социально-экономического неравенства населения и сокращение уровня его малообеспеченности. Необходимость существенного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательные услуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, как общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.

Размер заработной платы  должен устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику  и его семье удовлетворять  возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого  потенциала.

Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего  рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной  способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость  повышения реальной заработной платы.

К тому же следствием перехода к рынку стала необоснованная дифференциация заработной платы в  различных отраслях экономики. Поэтому  до ее устранения более быстрый рост заработной платы по сравнению с  производительностью труда в  отдельных отраслях является правомерным.

Вместе с тем, несмотря на допустимость и даже известную  желательность, в качестве фактора  увеличения стоимости живого труда  в структуре цены конечной продукции  и повышения уровня жизни населения  опережение темпов роста заработной платы по сравнению с производительностью  труда должно носить кратковременный  характер, а именно, до выхода на оптимальное  соотношение оплаты труда в ВВП, за которое может быть принят, например, средний уровень в развитых странах (55-60%).

Значимая статья доходов  населения - пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, из них 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% - по инвалидности, 5,3% - по случаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока и  равняется в настоящее время  около 11% ВВП.

За период с 1996 по 2007 год  среднемесячный размер назначенной  пенсии реально увеличился в 4,4 раза. Минимальный размер пенсии по возрасту был доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, что явилось  важным социальным достижением. Выплата  социальных пенсий стала производиться  в размере не ниже 50% БПМ в среднем  на душу населения.

С 1997 года у нас в стране осуществляется пенсионная реформа - многоаспектная программа, реализуемая в интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно "мягкий" вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное использование результатов экономического роста.

Привязка повышения пенсий в республике к росту средней  заработной платы позволяет реально  увеличивать их размеры и соответствующие  надбавки.

В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права  на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.

Усилена дифференциация в  отношении тех, кто в свое время  был занят на высокооплачиваемых работах и, соответственно, внес наибольший финансовый вклад в пенсионную систему.

В 2000 году изменен порядок  определения и механизм корректировки  минимальных пенсий. Теперь минимальная  пенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматически  перерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) - в связи с ростом заработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком же порядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярно автоматически пересматриваются.

Была введена еще одна рациональная норма - расширен временной  период, из которого определяется заработок  для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, а также 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, стал ежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактического стажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию).

Наступившее с 2002 года ухудшение  финансового состояния Фонда  социальной защиты населения (ФСЗН), связанное  как с ростом числа лиц пенсионного  возраста, так и с образовавшейся значительной просроченной задолженностью субъектов хозяйствования по уплате взносов на пенсионное страхование, потребовало принятия дополнительных мер. В частности, было введено обязательное социальное страхование индивидуальных предпринимателей, что в целом  позволило расширить доходную часть  ФСЗН.

Важным шагом по совершенствованию  организации пенсионной системы  стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет максимально  защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования ее многоуровневой структуры. Кроме того, индивидуальный учет способствует легализации трудовой деятельности и заработка, а также помогает решать проблему сохранности документов, которые необходимо предоставлять для начисления пенсий. В перспективе его роль будет еще более значимой, поскольку исчисление размеров пенсий предусматривается производить в зависимости от объема уплаченных взносов на пенсионное страхование.

Сегодняшнее развитие пенсионной системы происходит в условиях неблагоприятной  демографической ситуации, при опережающих  темпах роста численности пенсионеров  над численностью занятого в экономике  населения. Причем этот процесс будет  усиливаться в последующие десятилетия, что связано с достижением  пенсионного возраста лицами, рожденными в послевоенные годы.

Важным элементом комплекса  мер по снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1 января 2009 года Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". Им предусмотрено финансирование пенсий в рамках профессиональной системы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

Один из резервов пенсионной системы, используемый многими странами мира - стимулирование более позднего выхода на пенсию. К концу текущего года будет подготовлен законопроект, призванный сбалансировать интересы пенсионеров  и возможности пенсионной системы.

Дальнейший ход преобразований пенсионной системы в Беларуси видится  как продолжение процесса поэтапного создания всех необходимых новых  компонентов пенсионной системы  на основе закрепления и развития имеющегося опыта и достижений.

Одно из важнейших направлений  политики доходов - оказание государственной  материальной поддержки семьям с  детьми.

В Республике Беларусь назначаются  следующие виды государственных  пособий семьям, воспитывающим детей: по беременности и родам; в связи  с рождением ребенка; женщине, ставшей  на учет в медицинских учреждениях  до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18 лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

Система социальной поддержки  семей в связи с рождением  и воспитанием ребенка постоянно  совершенствуется. Сегодня действующей  в стране системой государственных  пособий охвачено более 512 тыс. детей  в возрасте до 18 лет. В 2008 году вступил  в действие Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О  государственных пособиях семьям, воспитывающим  детей", в котором содержится норма  об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в размере 80% БПМ вместо ранее действующей - 65% БПМ.

Помимо этого в Беларуси широкое распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них - льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество получателей  которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание  школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.

Существенным достижением  социально-экономического развития страны последних лет является сравнительно низкий уровень регистрируемой безработицы. Даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса за 2008 год в Беларуси уровень  регистрируемой безработицы снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного  населения [13]. Это один из самых низких показателей среди европейских  стран.

В республике создана действенная  система адресной поддержки социально  уязвимых слоев и групп населения. В 2008 году увеличение объема ресурсов, направляемых на эти цели, повышение  критерия нуждаемости для предоставления такой помощи с 60% бюджета прожиточного минимума до 100% позволило расширить  охват нуждающихся. Увеличились  размеры единовременной и ежемесячной  помощи. Количество белорусов, которым  государство помогло таким образом, в последнее время значительно возросло: в 2008 году поддержку получил каждый третий малообеспеченный житель Беларуси (в 2007 году - каждый тринадцатый). Социально уязвимым слоям населения предоставляется гарантированная адресная социальная поддержка в виде натуральной помощи, а также выделения безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.

Рост заработной платы  и других доходов населения позволил существенно снизить в Беларуси уровень малообеспеченности (бедности), который в 2007 году равнялся 7,7% [13]. Необходимо иметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всем государствам мира.

Согласно определению  бедных как "отдельных лиц или  семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываются исключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, в которых  они проживают" [13], определенный минимум здесь

необходимо увязывать  с национальными и культурными  особенностями страны, и он может  существенно различаться по странам.

В Беларуси в основе официально принятого метода измерения уровня бедности лежит концепция абсолютной бедности, базирующаяся на учете величины среднедушевого дохода (лица) и его  соотнесения с бюджетом прожиточного минимума. В стране, как известно, рассчитываются два потребительских  бюджета - минимальный потребительский  бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Порядок формирования МПБ, представляющего  собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг  для удовлетворения основных физиологических  и социально-культурных потребностей человека, определен Законом Республики Беларусь от 9 января 1992 года "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета". Правовой основой для  определения БПМ, под которым  понимается минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, является Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь".

Первоначально к малоимущим (бедным) категориям населения в  Беларуси относились лица с уровнем  располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета. Указанный  норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Однако негативные явления в экономике  середины 90-х годов прошлого века вызвали необходимость введения нового, усеченного норматива для  оказания государственной социальной помощи, которым стал БПМ. В натурально-вещественном выражении в состав БПМ, в отличие  от МПБ, не включены расходы человека или семьи на культурно-просветительские мероприятия, отдых, услуги связи и  некоторые другие услуги. Остальные  же статьи расходов в обоих бюджетах совпадают и включают: продукты питания, одежду, обувь, предметы общесемейного  пользования; лекарства; предметы санитарии  и гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги; услуги детских дошкольных учреждений.

Таким образом, в соответствии с белорусским законодательством  малообеспеченными гражданами (семьями) считаются граждане (семьи), имеющие  по объективным причинам среднедушевой  доход ниже бюджета прожиточного минимума. Для международных сравнений  ООН и Всемирным банком в качестве пороговых значений бедности в стране было предложено использовать показатели долей населения, имеющих различный  доход на человека в день, - менее 1 доллара США, менее 2,15 доллара и  менее 4 долларов в день по паритету покупательной способности (ППС).

Перед международным сообществом (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать как бедность. Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача успешно реализована уже сегодня.

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования