Формирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия ОАО «Рунь» и поиск путей повышения ее использования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность прибыли, факторов, влияющих на ее формирование;
определить формирования прибыли;
проследить как происходит распределение и использование прибыли.
проанализировать формирование, распределение и использование прибыли на ОАО «Рунь»
предложить пути совершенствования использования прибыли.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 192.30 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования рыночной экономической системы в Республике Беларусь происходит значительное изменение  в отношении к показателю прибыли  в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку  в рыночных условиях прибыль выступает  не только основным источником развития хозяйственной деятельности любой  организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной  деятельности.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна  себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует  и прибыль как источник производственного  и социального развития. При затратах, превышающих выручку, организация  получает убытки – отрицательный  финансовый результат, что ставит его  в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что показатели финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий  и организаций. Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для  оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют  степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли  определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в  активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть  обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Прибыль является реальной базой налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  финансово-хозяйственной деятельности, состояние производительности труда. Вместе с тем прибыль оказывает  стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме  собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. [1, с 140]

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем  на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них.

Выбранная тема курсовой работы, включающая в себя изучение методики формирования и распределения прибыли организации является сегодня особенно актуальной и вполне современной и требует дальнейшего исследования и изучения.

Целью работы является анализ формирования, распределения и использования  прибыли предприятия ОАО «Рунь» и поиск путей повышения ее использования.

Объект исследования –  ОАО «Рунь».

Предмет исследования –  формирование, распределение и использование  прибыли на ОАО «Рунь».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность прибыли, факторов, влияющих на ее формирование;
  • определить формирования прибыли;
  • проследить как происходит распределение и использование прибыли.
  • проанализировать формирование, распределение и использование прибыли на ОАО «Рунь»
  • предложить пути совершенствования использования прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ

 

    1. Понятие прибыли, ее сущность, факторы, влияющие на нее

 

Основой рыночного механизма  являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в  работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.

Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует  об эффективности производства, о  благополучном финансовом состоянии.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.

Прибыль предприятия можно  рассматривать с нескольких сторон:

  • как экономическую категорию;
  • как форму денежных накоплений;
  • как результат деятельности предприятия;
  • как источник финансирования развития предприятия;
  • как критерий оптимизации текущих затрат;
  • как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория  прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли  проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно  выделить следующие (рисунок 1):

  • Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.
  • Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом. [2, с. 206]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Функции прибыли

 

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

  • получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
  • обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
  • получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
  • обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Основные факторы, влияющие на прибыль делятся на внешние и внутренние.

    1. Внешние:

а) социально-экономические условия в стране;

б) цена на производственные ресурсы;

в) уровень развития внешнеэкономических связей;

г) транспортные и природные условия.

    1. Внутренние:

а) основные

1. объем продаж;

2. рост цен (в период  высокой инфляции);

3. себестоимость (необходимо  снижать себестоимость продукции  в области расходов за улучшение  управляемости производства);

4. обновление ассортимента  и номенклатуры выпускаемой продукции;

5. величина амортизационных  отчислений.

б) неосновные

1. нарушение хозяйственной  дисциплины;

2. нарушение условий труда;

3. нарушение требований  к качеству продукции.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей  суммы доходов от реализации и  прочих доходов в действующих  ценах (без НДС и акцизов) над  общей суммой расходов по обычным  видам деятельности и прочих расходов.

Валовая прибыль — это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли). [3, с. 652]

Прибыль (убыток) от реализации — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму расходов на реализацию и управленческих расходов. Тем самым прибыль от реализации есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Факторы влияющие на прибыль

 

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период. [4, с. 214]

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме  № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение  к предприятию, организации. Так, для  собственников основным показателем  является чистая прибыль. С позиций  интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Таким образом, сущность рассматриваемой  экономической категории заключается  в том, что необходимый уровень  прибыли - это:

    1. основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
    2. главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
    3. индикатор кредитоспособности организации;
    4. главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
    5. индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

6. гарант выполнения организацией  своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных  потребностей общества.

 

1.2 Формирование прибыли

 

Прибыль как финансовый результат  выступает в следующих основных видах: балансовая (валовая) прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Основой формирования прибыли является следующая модель (рисунок 3).

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли  является планирование прибыли и  других финансовых результатов с  учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что  позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия  в его развитии. При этом важно  исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли  предприятия тесно связана с  оптимизацией величины уплачиваемых налогов  в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли