Формирование рыночных отношений в аграрном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;
- выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;
- охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...5
1. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков…………..…..7
1.1. Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка………………………………………………………………….………..7
1.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь ……………………………..………..…….…………11
1.3.Аграрный рынок: виды и специфика…………………………………...14
2. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства...…………………………………………………………………20
2.1. Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь………………………………………………………………………20
2.2. Отрасли сельского хозяйства ......................................………………...22
2.3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции……....…26
3. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты................................................……………...29
3.1. Государственное регулирование аграрных рыночных отношений….29
3.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь.……………………………………………………………………...32
3.3. Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства…………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Рынок сельскохозяйственной продукции (аграрный рынок) имеет некоторые особенности и среди них:

- зависимость предложения от природно-климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайней мере три программы действий: на случай благоприятных погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных погодных условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции;

- большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации маркетинга. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.). На месте производства продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства оборудованных хранилищ;

- для реализации сельскохозяйственной продукции имеется целый ряд каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организации государственного заказа, фирменная торговля и др. [3].

Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулирующаяся система взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек производства, с одной стороны, а с другой — материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию и развитию сельскохозяйственного предприятия.

 

1.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

 

В процессе перехода к рынку белорусская экономика избежала «шоковой терапии» и радикальных реформ. Но глубокая интеграция в экономику бывшего СССР обусловила столь же резкое, как и в России, падение валового внутреннего продукта (ВВП). А медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, и проведение реструктуризации экономики применительно к собственным нуждам породила ряд негативных последствий. В последние годы доля инвестиций в основной капитал, позволяющий его обновлять, составлял 16-18% от ВВП республики. Как отмечают аналитики, «для экономически развитых стран такая доля является вполне достаточной - она позволяет нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе». Однако в Беларуси подобного процесса не наблюдается и происходит это, прежде всего, по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам [8].

В Беларуси предпочтение отдали последовательному, эволюционному вхождению страны в полноценные рыночные отношения. Модель социально-ориентированной рыночной системы хозяйствования, реализуемая в стране в последнее десятилетие, способствовала сохранению промышленного потенциала и позволила избежать резкого обнищания населения в переходный период. Достигнутая стабильность выдвигает на первый план целесообразность углубления рыночных и институциональных преобразований, инновационного пути развития. Проведение экономической политики без существенных изменений создает реальные угрозы социально-экономическому развитию страны, что проявляется в нарастании числа убыточных предприятий, росте неплатежей, снижении объемов инвестиций, падении конкурентоспособности экономики. Очевидно, что реформирование экономики на современном этапе должно иметь последовательный и системный характер и быть направленным па либерализацию, приватизацию, снятие барьеров в предпринимательской деятельности.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:

- переходом всей экономики страны  к рыночным отношениям. В этих условиях межхозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных отношениях (а не административных) отношениях и целиком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия;

- неэффективностью ранее действовавшей  системы управления сельским  хозяйством. В первую очередь  неэффективность была обусловлена  чрезмерной регламентацией деятельности  сельскохозяйственных предприятий, ограничением экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;

- отсутствием у государства  возможностей (бюджетных средств) для  полноценной поддержки сельского  хозяйства.

Любой переход к новым формам хозяйствования сопровождается, главным образом, большими организационными преобразованиями.

Центральной проблемой социально-экономического обновления агропромышленного комплекса (АПК) является переход к рыночным отношениям. Объективной основой такого перехода является:

- необходимость повышения уровня  экономической эффективности всех  видов предприятий АПК за счет  предоставления им полной свободы  предпринимательской деятельности  и отказа от администрирования;

- необходимость повышения уровня производительности труда как базы роста эффективности производства на предприятиях АПК республики посредством ускоренного внедрения в их деятельность лучших достижений научно-технического и социально-экономического прогресса.

Программа поэтапного перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения предусматривает: введение свободных розничных и закупочных цен с сохранением определенных дотаций на отдельные продукты; постепенное расширение сферы рыночных отношений при реализации плодоовощной продукции, картофеля, мяса, мясопродуктов, молокопродуктов и т.д.

Регулирование рыночных отношений со стороны государства будет сопровождаться: развитием разнообразных форм собственности и хозяйствования, признанием права на конкуренцию и предпринимательство, демонополизацией хозяйственной деятельности в государственном секторе АПК, переходом от жесткого образования на основе спроса и предложения, государственным экономическим регулированием через систему налогов, льгот, санкций, кредитов, субсидий, организации ярмарок, аукционов, бирж, социальной защиты населения.

Одновременно будут решаться задачи по созданию и поддержанию равных условий хозяйствования для государственных, кооперативных и частных предприятий. Все они должны стать собственниками производимой продукции и прибыли от ее реализации, иметь равные возможности материально-технического производства, распоряжаться по своему усмотрению полученным доходом, добровольно принимать на себя обязательства по поставкам сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, иметь право свободного выбора формы хозяйственной деятельности, создания на добровольной основе управленческих и обслуживающих структур, одинаково отвечать перед законом.

Программа перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения включает следующие разделы: принципы реформы экономических отношений в АПК; собственность; земельная собственность и земельная реформа; разгосударствление и приватизация; создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа; формирование продовольственного фонда; ценовой механизм; ценовой паритет; финансово-кредитные отношения и налоговая политика; усиление мотивации и стимулирования труда; развитие социальной инфраструктуры; подготовка кадров; организация управления; АПК в зоне радиоактивного загрязнения; целевые программы («Плодородие», «Зерно», «Картофель», «Овощи», «Плоды и ягоды», «Сахар», «Корма», «Лен», «Мясо», «Молоко»); внешнеэкономические связи и др. [8].

Программа содержит конкретные предложения, связанные с переходом АПК республики к рыночным отношениям, с обеспечением продовольственной безопасности населения и с экспортной ориентацией сельского хозяйства республики на перспективу.

Также переход АПК к рыночным отношениям подкреплен рядом законодательных актов. В законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» сказано, что предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). В Беларуси допускается частное и коллективное предпринимательство.

В Законе «О собственности в Республике Беларусь» отмечается, что государство обеспечивает равные права, необходимые для развития всех форм собственности: частной, коллективной, государственной. Допускается наличие смешанных форм собственности, а также долевой (совместной) собственности нескольких предприятий.

Согласно Закону Республики Беларусь «О праве собственности на землю», собственность на нее выступает в государственной и частной форме. В частную собственность могут переходить (продавать) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства. Закон «Об аренде» допускает аренду во всех отраслях народного хозяйства, в т.ч. и в АПК. Она может применяться в отношении всех форм собственности.

В соответствии с Законом «О предприятиях в Республике Беларусь» могут действовать различные предприятия, основанные на государственной, коллективной, частной и смешанных формах собственности. Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения крестьянских (фермерских) хозяйств и направлен на создание условий для равноправного развития их наряду с другими формами хозяйствования, обеспечение им гарантий хозяйственной и социальной защищенности.

Принят также Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве». Эти и другие законы закладывают юридическую основу для перехода народного хозяйства Республики Беларусь, в том числе его АПК, к рыночным отношениям.

Переход АПК Республики Беларусь на рыночные отношения ведет также значительному к высвобождению работников. Для обеспечения функционирования рынка труда необходимо ускорить создание различных учреждений по трудоустройству. К ним относятся биржи труда, центры подготовки и переподготовки кадров, страховые фонды, обеспечивающие смягчение последствий безработицы, компьютерные системы учета спроса и предложения на рынке труда. Значительную помощь могут оказать специальные инвестиционные фонды путем финансирования программ создания рабочих мест. Однако главным направлением в борьбе с безработицей в АПК является развитие массового строительства на селе новых жилых домов по индивидуальным проектам, фермерских усадеб, промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и торговых предприятий для фирменной торговли готовой продукцией, строительство новых и обустройство уже действующих объектов здравоохранения, образования, просвещения, культуры и спорта.

По мере перехода к рыночной экономике в республике активизация производственно-хозяйственной деятельности предприятий АПК будет возрастать на основе развития предпринимательства. Оно предполагает свободу и самостоятельность в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, риск и ответственность хозяйствующего субъекта за конечные результаты, использование благоприятных возможностей для получения прибыли или дохода.

Таким образом, единая рыночная система имеет сложную структуру, свой рыночный организм. Переход к рыночным отношениям в аграрном секторе РБ возможен в случае создания благоприятных условий и многообразных форм хозяйствования.

 

 

1.3. Аграрный рынок: виды и специфика

 

Аграрный рынок - рынок сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

По характеру продаж рынок может быть оптовым и розничным, а взаиморасчеты на них осуществляются как наличными деньгами, так и в безналичной форме. Особо выделяется рынок материально-технического снабжения и обеспечения сельскохозяйственных предприятий средствами и предметами труда для использования в сфере производства.

Оптовая торговля представляет собой; способ реализации (продажи) продукции в большом количестве, крупной партией. Осуществляется чаще всего с целью производственного потребления или последующей перепродажи. В первом случае продукция обычно реализуется самими товаропроизводителями, во втором — через оптовых посредников. Крупная партия продукции (товара), приобретаемая оптовыми посредниками, затем продается мелкими партиями непосредственно покупателям или розничным торговцам.

Розничная торговля — это реализация продукции (товара) малыми количествами покупателям для их личного потребления, чаще всего за наличный расчет. Выделяют два ее вида — магазинную и внемагазинную.

Условно аграрный рынок можно выделить по разным основаниям.

По транспортно-географическому фактору различают местный, региональный, республиканский и внешний рынки. Различия в потребностях покупателя и учет их особенностей проявляются в сегментации рынка, которая представляет собой выделение группы продаваемой продукции и покупателей однородных групп. Однородные группы продукции на рынке выделяют по назначению (мясной и молочный рынок, овощной, рыбный и т.п.). Критерии классификации покупателей могут быть самыми различными: демографические факторы, уровень доходов, социальные факторы (рынок товаров для молодежи, лиц среднего возраста, пенсионеров и т.п.).

Информация о работе Формирование рыночных отношений в аграрном секторе