Формирование рыночных отношений в аграрном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;
- выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;
- охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...5
1. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков…………..…..7
1.1. Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка………………………………………………………………….………..7
1.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь ……………………………..………..…….…………11
1.3.Аграрный рынок: виды и специфика…………………………………...14
2. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства...…………………………………………………………………20
2.1. Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь………………………………………………………………………20
2.2. Отрасли сельского хозяйства ......................................………………...22
2.3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции……....…26
3. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты................................................……………...29
3.1. Государственное регулирование аграрных рыночных отношений….29
3.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь.……………………………………………………………………...32
3.3. Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства…………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

На современном этапе происходит постоянная модернизация субъектов хозяйствования. Реконструировано и технически переоснащено 1104 молочно-товарные фермы, 184 комплекса по выращиванию и откорму свиней и крупного рогатого скота, 60 птицефабрик. Кроме того, сельхозорганизациям страны за это время было поставлено более 14 тыс. тракторов, 4 тыс. погрузчиков и другой техники. На техперевооружение объектов АПК только в 2010 году направлено Br1,5 трлн. К настоящему времени уже подготовлен проект соответствующего документа о финансировании данных мероприятий, идет его согласование с банками.

Таким образом, можно сделать вывод, что сельскохозяйственный комплекс состоит из собственно сельского хозяйства, предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства, и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Проблемы в аграрном секторе Республике Беларусь сегодня - это недостаток кадров, структура сельского хозяйства (колхозы, а не фермерские хозяйства), что выливается в дотационность данной отрасли.

 

2.3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции

 

В январе-апреле 2013 г. в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 19,8 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-апрелем 2012 г. в сопоставимых ценах на 2,3%.

В сельскохозяйственных организациях объем производства продукции за этот период увеличился на 3,1%. Результаты динамики производства можно представить в виде схемы.

 

Схема 2.3.1. Динамика производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года) 

 

 

Схема 2.3.2. Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям за январь-апрель 2013 года (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

Как свидетельствуют статистические данные, приведенные в таблице 2.3.2., производство сельскохозяйственной продукции за 1 квартал текущего года по областям распределился на разных уровнях. На первом месте по производству продукции сельского хозяйства находится Гродненская область, что составляет 104,9 % и является выше показателя по Республике. Более низкие показатели отмечаются в Витебской и Могилевской областях.

В январе-апреле 2013 г. хозяйствами всех категорий республики реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 559,9 тыс. тонн, что на 9% больше, чем в январе-апреле 2012 г., произведено молока – 2 106,1 тыс. тонн (на 1,5% меньше), яиц получено – 1 206 млн. штук (на 1,9% больше).

Сельскохозяйственными организациями в январе-апреле 2013 г. реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 498,1 тыс. тонн, что на 10,6% больше, чем в январе-апреле 2012 г. В структуре реализации скота и птицы на убой удельный вес крупного рогатого скота составляет 37,6%, свиней – 30,2%, птицы – 32,1%. Молока произведено 1 989,2 тыс. тонн (на 0,5% меньше, чем в январе-апреле 2012 г.). Яиц произведено 907,4 млн. штук, что на 3,5% больше, чем в январе-апреле 2012 г.

На 1 мая 2013 г. численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составила 4,2 млн. голов и по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличилась на 1,6%, в том числе коров – 1,4 млн. голов (на 4% больше). Поголовье свиней увеличилось на 6,6% и составило 3,3 млн. голов. Объемы сельскохозяйственной продукции значительно увеличиваются. Статистические данные по данному вопросу представлены в таблице 2.3.3.

 

Таблица 2.3.3. Индексы объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) 

 

 

19951)

20002)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

20123)

Республика Беларусь

95,3

109,5

101,7

100,4

106,8

112,6

101,7

105,9

104,1

108,9

101,0

102,5

106,6 

106,1

Области:

                           

Брестская

98,1

104,5

103,0

102,2

106,7

112,6

98,0

106,6

103,7

108,8

100,8

105,3

103,7

108,7

Витебская

95,2

107,8

100,5

100,4

104,4

112,0

101,7

106,3

106,0

106,9

100,7

103,7

108,1

100,1

Гомельская

90,4

112,8

100,3

102,2

107,2

112,8

107,4

104,9

104,2

109,2

103,6

97,7

109,0

106,0

Гродненская

99,4

104,7

102,1

98,4

106,9

109,9

100,8

102,5

104,4

109,6

99,3

100,3

106,3

108,7

Минская

91,6

119,7

102,0

99,4

107,3

115,9

100,5

107,4

102,2

108,9

99,8

105,1

106,4

106,6

Могилевская

98,8

104,2

101,7

100,7

108,0

110,6

104,5

107,7

105,3

109,7

102,7

101,0

107,1

104,8


 

 

Как свидетельствуют данные таблицы, с численного показателя 95,3 % в 1995 году наша республика по объему сельскохозяйственной продукции достигла рубежа в 106 %. И это, как свидетельствует практика, не предел. Отмечается по отдельным областям динамика  до 108 %.

 

ГЛАВА 3

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ И ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

3.1. Государственное регулирование аграрных рыночных отношений

 

На современном этапе Правительство Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства: разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций; одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. Большое значение для агропромышленного комплекса Республики Беларусь имела прежде всего реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005 -- 2010 годы, которая позволила поднять аграрное производство на качественно новый уровень. Существенно укрепилась инфраструктура отрасли. При постоянной и значимой поддержке государства реконструировано и технически переоснащено 1477 молочно-товарных ферм, 213 комплексов по выращиванию и откорму свиней и крупного рогатого скота, 60 птицефабрик. В каждом районе возведены современные молочно-товарные фермы мощностью до 1000 коров каждая, которые оснащены оборудованием, позволяющим максимально использовать биологический потенциал животных, получать молоко самого высокого качества [11, 29].

За программный период отмечен существенный рост производства во всех отраслях агропромышленного комплекса. Объем валовой продукции в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличен на 52,7 процента [9, 26] .

Достаточно успешно решалась социальная программа села. Создан 1481 агрогородок, где пакет социальных благ приближен к городским. За шесть лет почти 84 тысячи семей в сельской местности справили новоселье в новых квартирах или в добротных домах, преимущественно коттеджного типа. Существенно улучшились социальные условия проживания сельского населения.

В настоящее время отрасль работает в рамках новой Государственной программы устойчивого развития села на 2011--2015 годы. Она содержит большой блок мероприятий по дальнейшему развитию социальной сферы, направленных на приближение условий проживания сельского населения к городскому. На новый уровень намечено вывести производственную деятельность сельскохозяйственных организаций.

С учетом потенциала растительных ресурсов республики приоритет в аграрной отрасли отдан животноводству. В молочном скотоводстве намечено сосредоточить основные объемы производства в специализированных сельскохозяйственных организациях, провести реконструкцию и строительство новых ферм мощностью до 1000 коров, получить в среднем по республике годовой надой от коровы 6,3 тыс. килограммов, выйти на валовое производство молока более 10 млн. тонн в год, повысить его качество.

Намечается увеличить производство мяса до 2 млн. тонн. Развивается программа специализированного производства говядины. В 2015 году планируется получить 40 тыс. тонн деликатесной мясной продукции, пока мало известной белорусскому потребителю.

В зерновом хозяйстве намечается достичь валового производства 12 млн. тонн. Существенный рост предусмотрен в производстве кормовых и технических культур.

Получает дальнейшее развитие практика государственной поддержки села. В текущем году из республиканского и местных бюджетов по различным программам агропромышленному комплексу на 1 ноября выделено 5,8 триллиона рублей и 9,7 триллиона рублей льготных кредитов.

На лизинговой основе поставлено более 1000 тракторов, преимущественно высоко энергонасыщенных, свыше 1400 зерноуборочных, 400 кормоуборочных комбайнов и ряд других видов сельскохозяйственной техники. При поддержке государства под урожай сельскохозяйственных культур текущего года больше предшествующего внесено минеральных удобрений. Завезено необходимое количество пестицидов. Своевременное обеспечение топливом позволило абсолютному большинству хозяйств вовремя провести сев озимых и яровых сельскохозяйственных культур, выполнить необходимый объем защитных мероприятий.

Для финансирования приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства предусмотрены государственные инвестиции на мелиорацию земель и известкование, семеноводство и зооветеринарные мероприятия. Выделяются льготные кредиты на реконструкцию животноводческих комплексов и молочнотоварных ферм, птицефабрик и перерабатывающих предприятии, на строительство жилья и приобретение сельскохозяйственной техники. Дотируются цены на сельскохозяйственную продукцию пропорционально росту цен на энергоносители, а также на зерно- и кормоуборочные комбайны. Предусмотрены субсидии на развитие базовых сельскохозяйственных предприятий

Программа развития отрасли на 2011--2015 годы станет новым вкладом в формирование белорусской модели АПК. Ее полная реализация позволит достичь среднеевропейского уровня продуктивности с корректировкой на потенциал природных условий, на основе укрепления социальной сферы и увеличения доходов населения до среднереспубликанского уровня существенно повысить привлекательность сельского труда и образа жизни.

Агропромышленный комплекс ежегодно получает государственную поддержку в размере около 3,0 трлн. Эти средства направляются на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, на удешевление комбайнов и энергонасыщенных тракторов, а также на другие инвестиционные проекты. Выделяются краткосрочные кредитные ресурсы для организации посевной, заготовки зерна по государственному заказу и закупок его для животноводческих комплексов. Банками выдаются льготные долгосрочные кредиты на реконструкцию и техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий, строительство жилья на селе.

Государство в значительных размерах финансирует подготовку специалистов и рабочих массовых профессий по различным специальностям для сельского хозяйства. В рамках государственной научно-технической программы осуществляется научное обеспечение агропромышленного комплекса по различным направлениям.

Целью государственного регулирования аграрных рыночных отношений является создание экономических и иных условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства: обеспечение условий, способствующих эффективному функционированию рынков товаров и услуг, развитию конкуренции между товаропроизводителями и защите прав потребителей; развитие производственной кооперации и иных форм сотрудничества, в том числе по производству машин и оборудования, а также других материально-технических ресурсов для нужд агропромышленных комплексов , стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов рыночных отношений в развитии производства и инфраструктуры рынка; правовое и экономическое содействие образованию совместных предприятий и организаций; разработку и реализацию совместных программ; защиту сельского населения сближение законодательства, регулирующего отношения в агропромышленном комплексе.

 

3.2.Специфика формирования  рыночных отношений в аграрном  секторе Республики Беларусь

 

При достаточной поддержке государства в аграрном секторе республики отмечается ряд специфических проблем. Аграрное производство является оплотом чистой конкуренции, но оно не вписывается в современную рыночную экономику. С одной стороны, уникальность аграрного труда и его продукта, удовлетворяющего первичные потребности людей, обеспечивает достаточное предложение, стабильный спрос и высокие цены, что позволяет обществу сохранять земельную ренту как излишек. С другой стороны, наблюдается устойчивая тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от изменения цен и доходов в экономике в целом, что лишает этот вид предпринимательства мотивации [5].

Информация о работе Формирование рыночных отношений в аграрном секторе