Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 21:52, курсовая работа
Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;
- выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;
- охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...5
1. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков…………..…..7
1.1. Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка………………………………………………………………….………..7
1.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь ……………………………..………..…….…………11
1.3.Аграрный рынок: виды и специфика…………………………………...14
2. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства...…………………………………………………………………20
2.1. Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь………………………………………………………………………20
2.2. Отрасли сельского хозяйства ......................................………………...22
2.3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции……....…26
3. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты................................................……………...29
3.1. Государственное регулирование аграрных рыночных отношений….29
3.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь.……………………………………………………………………...32
3.3. Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства…………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
С позиций объектов купли-продажи на аграрном рынке принято различать рынок товаров и услуг (товарный рынок), рынок материально-технических ресурсов и земли, рынок жилья, финансовый рынок, рынок рабочей силы, рынок новаций и интеллектуального продукта. Главным среди них является товарный рынок.
Рынок товаров подразделяется на рынок продовольственных и промышленных (непродовольственных) потребительских товаров. На рынке продовольственных товаров (продовольственном рынке) торгуют всем, чем питаются люди и животные, и товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к нему относят продажу табачных, винных и водочных изделий. На этом рынке реализуют сельскохозяйственную продукцию и готовое продовольствие. Внутри продовольственного рынка выделяют продажу молочных и мясных изделий, хлебобулочных и кондитерских товаров, рыбный, овощной, плодово-ягодный и др. рынки.
Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров представлен товарами, изготовленными из сельскохозяйственного и иного сырья (одежда, ткани, меховые изделия, постельные принадлежности и др.).
Рынок услуг — это предоставление (продажа) за определенную плату производственных и консультационных, транспортных и коммунально-бытовых, социальных и иных услуг.
Рынок материально-технических ресурсов, на котором осуществляется купля-продажа производственных зданий и сооружений, тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, сырья и материалов, полуфабрикатов и др.
Рынок недвижимости — совокупность рынков купли-продажи земельных участков и естественных водоемов, жилых и производственных зданий и помещений.
Финансовый рынок — купля-продажа валюты, а также денег и валюты в кредит, акций, облигаций и других ценных бумаг, лотерейных билетов.
Рынок рабочей силы — продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых способностей и возможностей, свободный наём работников с выплатой им заработной платы.
Рынок инноваций — продажа технических и социально-экономических новшеств, патентов и изобретений, технологических нововведений (ноу-хау).
Рынок интеллектуального продукта: знания и обучение, учебники и учебные пособия, информационные ресурсы, культурные ценности, произведения литературы и искусства.
Каждый из этих видов рынка является комплексным, имеет свою внутреннюю структуру и основные элементы рыночных отношений — цену, спрос потребителя, предложение и рыночную конкуренцию. При этом главнейшим элементом рынка является цена.
Цена — это денежное выражение обязательства покупателя произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, товар или оказанные услуги. Цены на рынке формируются под влиянием ряда объективных и субъективных факторов: рыночной конъюнктуры — спроса и предложения, цены конкурента, покупательной способности потребителя, сегмента рынка; издержек товаропроизводителя — переменных и постоянных производственных затрат, сбытовых расходов; прибыльности производства сельскохозяйственной продукции — массы прибыли, рентабельности производственных затрат и продаж; наценок и скидок сбытовых организаций; государственного регулирования и воздействия на ценообразование [3, 23].
Следует отметить, что цена может существенно изменяться в меньшую или большую сторону. Маятник цен на рынке, как правило, колеблется в зависимости от спроса и предложения. Рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию может меняться ежедневно и даже в течение дня.
Товаропроизводитель, реализуя свою продукцию, обычно стремится получить максимальную прибыль, которая является основной движущей силой его предпринимательской активности. Сумма прибыли, как известно, зависит от количества реализованной продукции, цены реализации единицы продукции и величины издержек. Следовательно, он всегда заинтересован в увеличении ассортимента и количества реализованной продукции, в продаже продукции по более высокой (завышенной) цене, в наименьших производственных и внепроизводственных издержках на единицу продукции.
Цена — это главный нерв рыночной экономики. Она выполняет различные функции, и основная из них — регулирующая. Цена регулирует количество и ассортимент производимой сельскохозяйственной продукции, а также в определенной степени влияет на ее потребление.
В отечественном аграрном секторе существует несколько видов цен: закупочная — цена, по которой товаропроизводитель реализует произведенную по государственному заказу продукцию; оптовая цена — устанавливается по договору с потребителем, покупающим сельскохозяйственную продукцию в больших объемах, крупной партией; комиссионная — цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую через потребительскую кооперацию, а также на вторичном рынке средств и предметов труда; расчетная — применяется при реализации продукции, произведенной на арендном подряде, а также между производственными подразделениями на промежуточную продукцию (корма, органические удобрения, молодняк животных и т.п.); розничная — цена, по которой продукция реализуется населению поштучно или мелкими партиями; договорная (свободная) — устанавливается по согласованию между товаропроизводителем и покупателем, может фиксироваться в договоре купли-продажи или ином договоре; государственная — фиксированная или регулируемая путем установления предельного уровня цены [3,28].
Выбор того или иного вида цены обусловлен прежде всего желанием повысить рентабельность аграрного производства.
Остановимся на особенностях формирования оптовых рынков скота на базе перерабатывающих предприятий. Так как они должны обеспечить условия для реализации всех видов скотоводческой продукции, необходима специализированная инфраструктура рынка. Под рынок скота и стоянки автомобилей необходима территория в размере 5 - 6 га, с расположением на ней скотобоен, хранилищ для кормов, помещений для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарной службы, отделения банка. Загоны для животных следует разделять на несколько блоков по видам скота. В структуру оптовых рынков должны быть включены холодильные мощности для временного хранения мяса. Всем этим требованиям отвечают мощности и условия крупных перерабатывающих предприятий, расположенных в городах.
Процедура торгов может осуществляться с использованием терминальной (устанавливается на основании частных соглашений, либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка) и аукционной (цена устанавливается в ходе публичных торгов) форм торговли. Для торговли определенным видом скота целесообразно устанавливать специальный день. Регулярно (раз в неделю) необходимо издавать специальный бюллетень, освещающий итоги торгов, прогнозы цен на скот на ближайшую перспективу.
Размещение и количество оптовых рынков животноводческой продукции должно быть увязано: во-первых, с близостью к потребителю; во-вторых, со степенью концентрации животноводческих продукции; в-третьих, с численностью населения региона.
Развитие сети оптовых рынков, несомненно, означает появление посредников в цепи «производитель – покупатель», в связи с этим оправданы сомнения о целесообразности узаконивания посреднических структур. Но, несомненно, также и то, что при прямых связях производитель должен возложить на себя все бремя изучения спроса, организации сбора информации и рекламы, что под силу лишь очень крупным производственным структурам. Кроме того, в настоящее время различного рода посредники и перекупщики контролируют значительную долю продовольственного рынка, в том числе и рынка сырья. Регулировать и контролировать их деятельность практически невозможно, что создает благоприятную почву для различного рода правонарушений [5].
На наш взгляд, специализированные посредники, которые возьмут на себя частично функций предприятий по реализации продукции, будут способствовать общей экономии и снижению цен. Достигается это именно за счет установления посредниками равновесных цен, устранению случайностей при обмене. Равновесные цены предполагают эквивалентный обмен, они отражают реальное соотношение между производством и потреблением и передают реальную информацию, что обеспечивает развитие производства в соответствии с потребностями, экономию ресурсов и снижение потерь.
Оптовые рынки животноводческого сырья нацелены на ускорение процесса заключения сделок купли-продажи, то есть для производителя создаются возможности быстрой продажи товара, а для покупателя - быстрой покупки этого товара. Таким образом, создается высокая ликвидность рынка, создаваемая посредниками, что способствует быстрому восстановлению равновесия цен [5].
Таким образом, роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков достаточно велика. Современный аграрный рынок — это стройная и далекая от стихийности система, действующая в соответствии со специфическими законами формирования и функционирования, и являющаяся объектом управления, планирования и регулирования. Сельскохозяйственное предприятие, выступая на рынке вначале в качестве покупателя производственных ресурсов, а затем в качестве продавца своей продукции, сталкивается с весьма сложной рыночной системой, ее составом и элементами. Без всестороннего использования системы внутренних и внешних аграрных рынков не может быть высокоэффективного хозяйствования в аграрном секторе в целом.
ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь
В сельском хозяйстве, как и в других секторах, действуют основные закономерности экономического развития. Более того, многие законы рыночной экономики проявляются в аграрной экономике в более чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленными и сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга.
Сельскохозяйственные предприятия представляют собой коллектив трудящихся, вооруженных средствами производства и производящих сельскохозяйственную продукцию в соотношении с государственным законом, договорами и внутренними потребностями.
Сельскохозяйственное производство на современном этапе характеризует возникновение ряда новых форм хозяйствования. К числу основных принципов формирования фермерских хозяйств относят следующие: добровольность формирования и свобода выбора партнеров; перевод системы землепользования на основы частной собственности или пожизненного наследования; полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности [4].
Таблица 2.1.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
19951) |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Хозяйства всех категорий |
95,3 |
109,5 |
101,7 |
100,4 |
106,8 |
112,6 |
101,7 |
105,9 |
104,1 |
108,9 |
101,0 |
102,5 |
106,6 |
106,6 |
Сельскохозяйственные организации |
88,3 |
111,7 |
102,4 |
100,3 |
104,4 |
117,9 |
106,3 |
108,7 |
108,7 |
114,0 |
104,1 |
101,3 |
108,6 |
107,2 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
116,7 |
147,4 |
101,4 |
107,1 |
151,2 |
113,0 |
96,6 |
115,0 |
111,0 |
129,8 |
101,4 |
111,7 |
147,3 |
104,9 |
Хозяйства населения |
105,8 |
106,8 |
100,8 |
100,4 |
108,4 |
107,2 |
95,7 |
102,1 |
97,8 |
100,8 |
95,4 |
104,4 |
101,2 |
105,2 |
От степени развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальное благосостояние ее граждан, повышение или понижение общего уровня жизни. Сельскохозяйственное предприятие должно определять и учитывать эффективные сегменты аграрного рынка, потенциальных потребителей своей продукции.
Сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономического и промышленно-производственного благосостояния нашей страны.
Задачей сельского хозяйства (аграрного сектора) является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.
Ключевой особенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством производства в агропромышленном комплексе. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя из вышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производства сельскохозяйственной продукции.
Таблица 2.1.2. Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Зерновые и зернобобовые (в весе после доработки) |
5502 |
4856 |
5153 |
5990 |
5449 |
7016 |
6421 |
5923 |
7216 |
9013 |
8510 |
6988 |
8273 |
9227 |
Льноволокно |
60 |
37 |
32 |
26 |
41 |
57 |
50 |
29 |
39 |
61 |
47 |
46 |
46 |
52 |
Сахарная свекла |
1172 |
1474 |
1682 |
1146 |
1920 |
3088 |
3065 |
3978 |
3626 |
4030 |
3970 |
3773 |
4487 |
4774 |
Рапс |
26 |
73 |
95 |
60 |
55 |
143 |
150 |
115 |
240 |
514 |
611 |
375 |
379 |
705 |
Картофель |
9504 |
8718 |
7768 |
7421 |
8649 |
9902 |
8185 |
8329 |
8744 |
8749 |
7125 |
7831 |
7148 |
6911 |
Овощи |
1031 |
1379 |
1415 |
1507 |
2002 |
2035 |
2007 |
2173 |
2153 |
2296 |
2308 |
2335 |
1816 |
1581 |
Информация о работе Формирование рыночных отношений в аграрном секторе