Формирование рыночных отношений в аграрном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;
- выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;
- охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...5
1. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков…………..…..7
1.1. Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка………………………………………………………………….………..7
1.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь ……………………………..………..…….…………11
1.3.Аграрный рынок: виды и специфика…………………………………...14
2. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства...…………………………………………………………………20
2.1. Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь………………………………………………………………………20
2.2. Отрасли сельского хозяйства ......................................………………...22
2.3. Динамика производства сельскохозяйственной продукции……....…26
3. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты................................................……………...29
3.1. Государственное регулирование аграрных рыночных отношений….29
3.2. Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь.……………………………………………………………………...32
3.3. Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства…………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

А в краткосрочном периоде эта проблема проявляется в крайней нестабильности доходов аграриев в различные годы, в долгосрочном периоде — в ценовой неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты. Неэластичность спроса подтверждается такими расчетами по развитым странам: цены на сельскохозяйственные продукты нужно понизить на 40-50%, чтобы потребители увеличили их закупки на 10%.

Объяснить это можно двумя обстоятельствами. Во-первых, особенностями первичных потребностей. Потребность в пище имеет предел насыщения. И это влияет на величину спроса. Там, где население накормлено, достигнуто относительное насыщение пищей и сельскохозяйственным сырьем. Во-вторых, в последние десятилетия производительность отраслей земледелия и животноводства росла значительно быстрее производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики: сказались результаты стремительно набирающей темпы научной и биотехнической революции, позволяющие более полно использовать естественные производительные силы. Но эти достижения в условиях западной модели рыночной экономики не привели к увеличению доходов семей аграриев.

Крестьянские и фермерские хозяйства как субъекты рыночных отношений находятся в конкурентной сфере, которая подходит под характеристику свободного рынка. Как продавцы своей продукции они попадают в состояние «множество» — каждое из них предлагает такое малое количество продукта, что это не влияет на уровень цены, и они соглашаются с ценой, определяемой рынком. На рынке ресурсов господствуют негибкие цены. В промышленных отраслях АПК представлены монополии и олигополии, осуществляющие свою ценовую политику. Аграрии, попадая на этот рынок, оказываются снова в положении субъектов, соглашающихся с ценой. Разница цен действует не в их пользу.

Пример с аграрным производством — одно из свидетельств новой тенденции хозяйственной жизни: экономическое порождает неэкономическое. Во всех странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено от стихии рынка, осуществляется государственная политика его поддержки. Разработаны и осуществляются специальные аграрные программы, которые включают: цены на продукцию сельского хозяйства, объемы производства и доходы аграриев; мероприятия по охране почв и рационального использования земли, лесов, водных ресурсов; вопросы кредитной политики и страхования; основные направления научных исследований и т. д. [5]

Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.

Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Право и конкретные его носители - законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития.

Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.

В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:

- льготирование кредитов и субсидирование  процентных ставок;

- реструктуризацию непосильной  кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных);

- компенсацию части затрат по  договорам страхования имущества  и производства;

- уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот  и дифференциацию налогообложения  между отраслями и предприятиями  по уровням эффективности.

Поддержка рынка должна включать:

- закупочные и товарные интервенции  для поддержания баланса продовольственного  рынка по спросу и предложению;

- залоговые операции и ипотеку  для привлечения инвестиций;

- закупки продукции в государственные  фонды и резервы;

- информационное и консультационное  обеспечение, мониторинг и регулирование  земельных отношений, мониторинг  и регулирование межотраслевого  соотношения цен для поддержания  ценового паритета;

- антимонопольное вмешательство  и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);

- мониторинг и регулирование  процессов рыночного реформирования  предприятий, включая разгосударствление  и приватизацию собственности;

- мониторинг доходов сферы сельского  хозяйства и оперативные меры  по их формированию для обеспечения процессов воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий [5].

Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (при этом следует помнить, что при рынке производство - это функция предприятий, а социальная инфраструктура - это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культуры агроландшафтов и т.п.

Таким образом, рыночные отношения, складывающиеся в нашей республике, носят положительно эффективный характер. Развитию сельского хозяйства, организации деятельности по переработке и сбыту продукции на современном этапе способствует не только налаженная система управления, но и благоприятный климат Республики Беларусь. Своевременное привлечение в аграрную сферу иностранных инвестиций, целевое использование средств государственной поддержки на модернизацию и переоборудование предприятий, поиск новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, кадровое обеспечение предприятий – приоритетные направления деятельности государственной политики, исполнительных комитетов и руководителей предприятий.

 

3.3. Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства

 

Важнейшим направлением стабилизации агропромышленного производства в условиях перехода к рыночной экономике, является ценовая и финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий. С переходом промышленности на свободные цены резко нарушился паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

По данным Белорусского научно-исследовательского института экономики и информации АПК, в 1994 г. по сравнению с 1991 г. цены на промышленные средства производства, приобретаемые для сельского хозяйства, увеличились в 6818 раз, а на сельскохозяйственную продукцию - только в 1783 раза, что в 3.6 раза меньше. Это говорит о том, что в ходе межотраслевого обмена идет скрытая перекачка финансов из села, т.е. из сельского хозяйства систематически извлекается и перераспределяется на другие нужды значительная часть чистого дохода. Ценовая диспропорция между сельскохозяйственной и промышленной продукцией - одна из главных причин спада сельскохозяйственного производства в последние годы. В 1994 г. валовая продукция сельского хозяйства по сравнению со среднегодовым производством в 1986-1990 гг. сократилась на 30%. Ценовой диспаритет вызывает хронический недостаток средств в колхозах, госхозах и фермерских хозяйствах для осуществления нормальных темпов расширенного воспроизводства. Резко уменьшились возможности хозяйств в приобретении пики, удобрений, пестицидов, горюче-смазочных материалов, комбикормов, строительных материалов и других ресурсов. В результате уменьшается плодородие почвы, практически прекращено строительство, не обновляется состав машин и оборудования, сокращается их численность, снижается фондовооруженность сельскохозяйственного труда и как результат - падает его производительность и рентабельность производства.

Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса содержит целый комплекс мер по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства. Программа предусматривает:

1. Создать необходимые условия  для проведения структурной реорганизации  сельскохозяйственных предприятий путем преобразования колхозов, совхозов, иных государственных и государственно-кооперативных предприятий землепользователей в акционерные общества.

2. В целях преодоления монополизма  перерабатывающих и обслуживающих  предприятий и организаций осуществить  в 1994 г. -первом полугодии 1995 г их  преобразование в открытые акционерные общества с передачей не менее 40% акций производителям сельскохозяйственной продукции.

3. Создать акционерное общество  на базе льносеющих хозяйств, Льнозаводов и Оршанского льнокомбината.

4. Осуществить поэтапный переход  к применению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сформированных по затратам в средних условиях производства и обеспечивающих совокупную рентабельность сельхозпродукции в размере до 40%.

5. С учетом изменения ставок  платежей за землю установить  за счет средств бюджета удешевление стоимости вносимых минеральных удобрений, средств защиты растении, используемых зооветпрепаратов, производственных семян элиты и первой репродукции, племенных животных и расходов по искусственному осеменению скота.

6. Обеспечить привлечение дополнительных источников финансирования агрокомплекса через вовлечение в оборот земли, недвижимости и иных активов агрокомплекса, эмиссию ценных бумаг и их размещение на фондовых рынках республики и за ее пределами. В связи с этим предусмотреть создание системы ипотечных банков.

7. Предусмотреть государственную  поддержку и необходимое бюджетное  финансирование мероприятий по  повышению плодородия земель, социальному  развитию, развитию крестьянских  хозяйств, науки, подготовке и переподготовке кадров, а также целевых программ.

8. В интересах защиты агрокомплекса, его стабилизации и развития  ввести временно повышенные таможенные  пошлины и тарифы на импорт  продукции сельского хозяйства, в достаточном количестве производимой  отраслью, и льготные тарифы на экспорт продукции агрокомплекса и производственно необходимый технологический импорт для его нужд.

9. Компенсировать сельхозпредприятиям  затраты по содержанию жилищно-коммунального  хозяйства. Завершить в 1995 г. передачу  объектов социальной сферы АПК в ведение местных органов исполнительной власти.

В соответствии с Программой неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса Верховным Советом, Президентом и Кабинетом Министров приняты законодательные акты, регулирующие процессы реформирования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства от 6 февраля 1995 г.» № 51 предусматривается: введение свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; последовательное реформирование собственности сельскохозяйственных предприятий; преобразование предприятий и организаций, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий как главных производителей сельскохозяйственной продукции; заключение контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности для улучшения управляемости ими и др.

Так, в Указе обращается внимание на необходимость принятия действенных мер по улучшению использования ресурсов (земли, основных и оборотных фондов) всех видов сельскохозяйственных предприятий. Осуществление принимаемых мер укрепит продовольственную безопасность и независимость Республики Беларусь.

По мере перехода к рыночной экономике активизация производственно-хозяйственной деятельности предприятий АПК будет возрастать на основе развития предпринимательства. Оно предполагает свободу и самостоятельность в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, риск и ответственность хозяйствующего субъекта за конечные результаты, использование благоприятных возможностей для получения прибыли или дохода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изученный материал позволил прийти к следующим выводам:

1. Рынок – это сфера экономики, в которой совершается процесс  товарно-денежного обмена (превращения  товара в деньги и обратного  обращения денег в товар), это  система экономических отношений  между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями). По своей экономической сути рынок есть саморегулирующаяся система взаимоотношений между продавцом и покупателем.

2. Рыночные отношения – это  общественные отношения, обусловленные  функционированием  рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате общественного разделения труда и экономического обособления производителей.

3. Аграрный рынок, являющийся составной  частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру, включает специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья, продовольствия, материально-технических ресурсов, работ и услуг.

Информация о работе Формирование рыночных отношений в аграрном секторе