Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии

Содержание работы

Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая по МСЭР.docx

— 125.86 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что Республика Венгрия в торговле с ЕС не выбирает согласованные квоты по большинству  сельскохозяйственных товаров из-за значительного снижения объема производства сельскохозяйственной продукции, ее неконкурентоспособности, низкого технического и технологического уровня перерабатывающей промышленности, а также жестких ветеринарных и гигиенических требований, предъявляемых  со стороны ЕС. Так, в частности, в  2003 г. по этим причинам не поставлялись молочные продукты.

Несмотря на неоднократные  обращения, Венгрия не может получить разрешение на поставку своей алкогольной  продукции в страны ЕС, и вынуждена  искать другие рынки сбыта своей  продукции. Большие надежды связываются  с рынком России, о чем свидетельствуют  неоднократные обращения венгерских производителей в Посольство России и Торговое представительство с  просьбой о снижение ввозных российских пошлин на данный вид продукции, об оказании помощи в установлении контактов  с потенциальными российскими покупателями.

В соответствии с действующим  законодательством в Венгрии  могут приниматься защитные меры против импорта товаров. Это предусмотрено  и Соглашением с ЕС, в соответствии с которым разрешено принимать  в торговле защитные двусторонние меры (действующие для 2-х стран) и односторонние, которые могут приниматься только Венгрией. Двусторонние защитные меры включают:

  • защитные меры в торговле сельхозпродукцией;
  • антидемпинговые меры, применяемые в случае демпингового экспорта;
  • общие защитные меры, применяемые в случаях, когда экспорт не ограничен количественными ограничениями;
  • меры против возникновения дефицита на внутреннем рынке;
  • меры при возникновении дефицита платежного баланса, содержащиеся также в правовых актах ВТО и ГАТТ.

К односторонним защитным мерам, которые может принимать  Республика Венгрия, относятся: меры обеспечивающие защиту отраслей промышленности при  реструктуризации, но таможенные пошлины  в этом случае не должны превышать 25% от таможенной стоимости товара и  не должна охватывать более 25% от общего венгерского импорта промышленных товаров из отдельной страны ЕС. Эти меры могут применяться только в течение срока действия Соглашения; защитные меры при сооружении странами ЕС своих предприятий на территории Венгрии. Цель этих мер, которые могут  применяться в течение первых пяти лет со дня подписания Соглашени я с ЕС, в защите венгерских предприятий в процессе реструктуризации от резкого сокращения доли их участия на внутреннем рынке страны [7].

Таким образом, на сегодняшний  день внешнеэкономическую политику Венгрии можно охарактеризовать, как политику, направленную на получение  твердой валюты через экспорт  товаров (в основном это сырье, стройматериалы, продукция легкой промышленности и  сельского хозяйства). С помощью  предоставленных статистических данных было доказано, что экономика Венгрии  характеризуется открытостью (экспортная, импортная и внешнеторговая квота  высоки), изучаемая страна активно  участвует в МЭО – не только импортирует товары но и продвигает свою продукцию на мировой рынок (показатели экспорта и импорта примерно одинаковы). В изучаемой стране существует законодательство, которое регулирует внешнюю торговлю страны, Венгрия  имеет возможность защищать отечественную  промышленность по средствам различных  квот и пошлин. В рамках данного  пункта был произведен расчет индекса  внутриотраслевой торговли, показывающий, что основная продукция, которой  торгует Венгрия это – продукция  химической и пищевой промышленности, а также драгоценные металлы  и камни. Серьезным минусом экономической  политики государства, является нежелание  властей вкладывать полученные от экспорта и туризма деньги, в химическую и горнодобывающую отрасль, так  как Венгрия располагает не очень  выгодными с технической точки  зрения сырьевыми материалами, разумно  было бы, их, перерабатывать и экспортировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социально-экономический  анализ

Венгрия — государство  с быстро развивающейся экономикой, рыночные преобразования в ней практически  завершены.

Венгрия небогата природными ресурсами. Единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы. Эта страна имеет довольно благоприятный предпринимательский климат и высокое положение в рейтинге международных агентств. Все это привлекает в страну иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала привел к коренной перестройке структуры венгерской экономики. Венгрия относится к странам с переходной экономикой. Что касается внешнеэкономических связей, то они осуществляются не только на государственно-формальном уровне, но и на уровне бизнес кругов.

Валютно-финансовое положение  Венгрии достаточно устойчиво. Несмотря на значительное ухудшение для страны условий внешней торговли, в допустимых пределах удается удерживать дефицит  внешнеторгового и платежного балансов страны.

Инфляция является важнейшей  экономической проблемой Венгрии [8].

Экономическая политика руководства  страны в последние годы направлена на углубление рыночных преобразований, закрепление тенденций хозяйственного роста, расширение географии внешнеэкономических  связей и интеграции в европейские  экономические структуры. Она базируется на законодательной защите всех видов  собственности, и частной в том  числе, приватизации и широком привлечении  иностранных инвестиций. Доля частного сектора в экономике страны превысила 75%, а по объему иностранных инвестиций Венгрия является лидером среди  стран Центральной, Юго-Восточной  и Восточной Европы. Наиболее значительными  инвесторами являются США, Германия, Австрия.

Форсированный приток иностранного капитала привел к коренной перестройке  структуры венгерской экономики. В  Венгрии за последние годы сформировалась индустриально-аграрная структура  экономики западноевропейского  типа: промышленность и строительство  обеспечивают более 30% произведенного ВВП, сельское хозяйство – около 5%, а сфера услуг – 65%.

Довольно прочным и  устойчивым представляется нынешнее валютно-финансовое положение Венгрии. Несмотря на значительное ухудшение для страны условий  внешней торговли, в допустимых пределах удается удерживать дефицит внешнеторгового  и платежного балансов страны.

Степень либерализации внешнеторгового  режима, осуществленной в Венгрии, оценивается  секретариатом ВТО в основном положительно, хотя отмечается сравнительно высокий средний уровень таможенных пошлин, применяемых Венгрией в рамках режима наибольшего благоприятствования..

Венгрия отличается сравнительной  сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение нарастает.

Система социальных пособий  перестраивается по принципу нуждаемости. Основными целями реформирования являются снижение бремени государственного бюджета и уменьшение объёмов  теневой экономики. Однако начатый  переход к страховому финансированию здравоохранения сопровождается сокращением  больничных мест и медперсонала, пересмотром  системы компенсаций за лекарства  и расширением номенклатуры платных  услуг [9].

Основные социально-экономические  показатели представлены в Приложении 1. Проанализировав представленные графики можно сделать следующий  вывод: не смотря на статус транзитивной экономики, Венгрия характеризуется, как страна с активно развивающимся  социально-экономическим положением в позитивном направлении. Графики  в Приложении 1 также иллюстрируют упадок экономических показателей  во время мирового финансового кризиса 2008 года, однако, уже в 2009 году, присутствует положительная тенденция развития экономики страны.

Важно и то, что экономическая реформа в Венгрии началась с сельского хозяйства. В результате страна выдвинулась на одно из первых мест в мире по показателю ВВП на душу населения, а также производству сельскохозяйственной продукции. Это позволило населению сразу ощутить преимущество реформы – сбалансированность на потребительском рынке – и способствовало благоприятной социальной атмосфере при проведении дальнейших реформ. Насыщенность рынка продовольственными товарами стала одним из важнейших элементов социальной стабильности в самые острые моменты политического и экономического кризиса, охватившего страну в последующем.

Удалось создать и основы рыночной инфраструктуры: получило развитие мелкое предпринимательство, возникла сеть коммерческих банков, появился рынок ценных бумаг, стали создаваться акционерные фирмы и совместные предприятия.

Политическая  стабильность, предсказуемость политики, длительный опыт предшествовавших трансформации экономических реформ сделали Венгрию с самого начала наиболее привлекательной страной для Запада, который охотно вкладывал свои капиталы в эту страну. На протяжении многих лет объем иностранных капиталовложений в венгерскую экономику превышал объем вложений в экономику других стран региона вместе взятых.

Основные экономические показатели в 2011 г.: по данным ЦСУ Венгрии, объем ВВП вырос на 1,7%. Среди отраслей экономики в условиях кризиса наибольшую устойчивость демонстрировал туризм. Промышленное производство выросло на 5,4%, производство продукции сельского хозяйства на 10%. Объем инвестиций сократился на 4,5%.

Показатели 2012 г. формируются под влиянием продолжающегося  в Европе экономического кризиса: рост ВВП и промышленного производства практически прекратился.

Уровень безработицы  составляет 11,7%, инфляции – 5,2%, дефицит  госбюджета – 2,8% ВВП, государственный  долг – 80,6% от ВВП.

В 2010 г. в Венгрии были введены т.н. «антикризисные налоги», охватившие банковский сектор, энергетические компании, телекоммуникационные и торговые сети, совокупные поступления  в госбюджет от которых оцениваются  в 360 млрд. фор. (1,7 млрд. долл.).

В 2011 г. кабинет  В.Орбана принял меры для решения  массовой ипотечной задолженности  населения. Госпрограмма помощи заемщикам  позволила 142 тыс. чел. погасить долги  на общую сумму 1 трлн. фор. (4,7 млрд. долл.).

Международные золотовалютные резервы страны на январь 2012 г. составляли 44 млрд. долларов.

Социальное обеспечение. Среди стран с переходной экономикой Венгрия выделяется сравнительной сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение значительно – 2,8 млн. чел. относится к категории бедных, доходы которых не превышают 300 долл. США. Минимальная зарплата составляет 325 долл. США, минимальная пенсия – 155 долл. Экономически активное население в стране составляет 4,3 млн. чел. (43% от общего населения).

Средняя заработная плата составила 1 тыс. долл., реальные доходы населения – с учетом инфляции – выросли на 0,5%.

В стране насчитывается 2,9 млн. пенсионеров (около трети  населения). средняя пенсия составляет 375 долл.

Особое внимание в социальной политике Венгрии традиционно  уделяется вопросу поддержки  семьи, материнства и детства. Основным инструментом ее реализации является разветвленная система налоговых  льгот и вычетов. В 2011 г. увеличен период выплат пособий по уходу за детьми с одного до двух лет. Финансирование мер социальной поддержки семьи, материнства и детства за 2011 год  составило 2,6 млрд. долл.

Внешняя торговля. Общий объем внешней торговли в 2011 г. составил 152,9 млрд. евро. В структуре экспорта (79,9 млрд. евро, увеличение на 11,8%) доминируют комплектующие изделия, полуфабрикаты и продовольствие; импорта (73 млрд. евро, увеличение на 10,8%) – энергоносители, сырье, машины и оборудование, потребительские товары. Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 6,9 млрд. евро.

Доля ЕС достигает  в товарообороте 73%, экспорте – 76%, импорте  – 69,5%. Крупнейшим среди торговых партнеров  является Германия. Россия в 2011 г. среди  торговых партнеров занимала второе место. Внешнеторговый оборот с ней  приблизился к докризисному уровню и составил 12,5 млрд. долл. В 2012 г. наблюдается  стагнация и даже спад товарооборота  – на 12,6%, при этом российского  экспорта – на 15%, импорта – на 6,9%.

 

 

1.3 Оценка  состояния институциональной среды  Венгрии.

Венгрия является парламентской  республикой. Глава государтва —  президент, который избирается парламентом  на 4 года. Законодательная власть принадлежит  однопалатному Государственному собранию в составе 386 депутатов, избранных  общими прямыми выборами на 4 года. Высшим органом исполнительной власти является правительство во главе с премьер-министром. Страна является унитарным государством, разделенным на 19 областей , 6 городских округов вместе со столицей.

С внесением изменений  в конституцию в 1989 и в августе 1990 Венгрия стала парламентской  республикой. Согласно конституции, Венгерская Республика – суверенное и демократическое  правовое государство, вся власть принадлежит  народу, осуществляющему суверенитет  непосредственно или через избираемых представителей. Отношения между  тремя институтами управления –  парламентом, главой государства и  главой правительства – строятся на основе демократических принципов  контроля и равновесия.

Однопалатный парламент  – Государственное собрание –  избирается по смешанной системе. 176 депутатов выбираются по одномандатным  округам, 152 – по многомандатным округам  на основе пропорционального представительства, 58 – на основе общего пропорционального  представительства в масштабах  страны. Избирательным правом пользуются граждане, начиная с 18-летнего возраста. Собрание избирает президента, премьер-министра, членов Конституционного суда, спикера  национальных и этнических меньшинств, председателя Верховного суда и генерального прокурора. Важнейшие законы должны приниматься большинством в две  трети, что обеспечивает права в  законотворчестве и представителям оппозиции. Для внесения изменений  в конституцию необходимо две  трети голосов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти с помощью депутатских  запросов и интерпелляций, а также  работы парламентских комиссий.

Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины