Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии
Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2
Следует отметить, что Республика Венгрия в торговле с ЕС не выбирает согласованные квоты по большинству сельскохозяйственных товаров из-за значительного снижения объема производства сельскохозяйственной продукции, ее неконкурентоспособности, низкого технического и технологического уровня перерабатывающей промышленности, а также жестких ветеринарных и гигиенических требований, предъявляемых со стороны ЕС. Так, в частности, в 2003 г. по этим причинам не поставлялись молочные продукты.
Несмотря на неоднократные
обращения, Венгрия не может получить
разрешение на поставку своей алкогольной
продукции в страны ЕС, и вынуждена
искать другие рынки сбыта своей
продукции. Большие надежды связываются
с рынком России, о чем свидетельствуют
неоднократные обращения
В соответствии с действующим
законодательством в Венгрии
могут приниматься защитные меры
против импорта товаров. Это предусмотрено
и Соглашением с ЕС, в соответствии
с которым разрешено принимать
в торговле защитные двусторонние меры
(действующие для 2-х стран) и односторонние,
которые могут приниматься
К односторонним защитным
мерам, которые может принимать
Республика Венгрия, относятся: меры обеспечивающие
защиту отраслей промышленности при
реструктуризации, но таможенные пошлины
в этом случае не должны превышать 25%
от таможенной стоимости товара и
не должна охватывать более 25% от общего
венгерского импорта
Таким образом, на сегодняшний
день внешнеэкономическую политику
Венгрии можно
1.2 Социально-экономический анализ
Венгрия — государство с быстро развивающейся экономикой, рыночные преобразования в ней практически завершены.
Венгрия небогата природными ресурсами. Единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы. Эта страна имеет довольно благоприятный предпринимательский климат и высокое положение в рейтинге международных агентств. Все это привлекает в страну иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала привел к коренной перестройке структуры венгерской экономики. Венгрия относится к странам с переходной экономикой. Что касается внешнеэкономических связей, то они осуществляются не только на государственно-формальном уровне, но и на уровне бизнес кругов.
Валютно-финансовое положение Венгрии достаточно устойчиво. Несмотря на значительное ухудшение для страны условий внешней торговли, в допустимых пределах удается удерживать дефицит внешнеторгового и платежного балансов страны.
Инфляция является важнейшей
экономической проблемой
Экономическая политика руководства
страны в последние годы направлена
на углубление рыночных преобразований,
закрепление тенденций
Форсированный приток иностранного капитала привел к коренной перестройке структуры венгерской экономики. В Венгрии за последние годы сформировалась индустриально-аграрная структура экономики западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30% произведенного ВВП, сельское хозяйство – около 5%, а сфера услуг – 65%.
Довольно прочным и устойчивым представляется нынешнее валютно-финансовое положение Венгрии. Несмотря на значительное ухудшение для страны условий внешней торговли, в допустимых пределах удается удерживать дефицит внешнеторгового и платежного балансов страны.
Степень либерализации внешнеторгового
режима, осуществленной в Венгрии, оценивается
секретариатом ВТО в основном
положительно, хотя отмечается сравнительно
высокий средний уровень
Венгрия отличается сравнительной сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение нарастает.
Система социальных пособий перестраивается по принципу нуждаемости. Основными целями реформирования являются снижение бремени государственного бюджета и уменьшение объёмов теневой экономики. Однако начатый переход к страховому финансированию здравоохранения сопровождается сокращением больничных мест и медперсонала, пересмотром системы компенсаций за лекарства и расширением номенклатуры платных услуг [9].
Основные социально-
Важно
и то, что экономическая реформа в Венгрии началась
с сельского хозяйства. В результате
страна выдвинулась на одно из первых мест в мире по
показателю ВВП на душу населения, а также
производству сельскохозяйственной продукции. Это позволило населению сразу ощутить преиму
Удалось создать и основы рыночной инфраструктуры: получило развитие мелкое предпринимательство, возникла сеть коммерческих банков, появился рынок ценных бумаг, стали создаваться акционерные фирмы и совместные предприятия.
Политическая
стабильность, предсказуемость политики, длит
Основные экономические
Показатели 2012
г. формируются под влиянием продолжающегося
в Европе экономического кризиса: рост
ВВП и промышленного
Уровень безработицы составляет 11,7%, инфляции – 5,2%, дефицит госбюджета – 2,8% ВВП, государственный долг – 80,6% от ВВП.
В 2010 г. в Венгрии были введены т.н. «антикризисные налоги», охватившие банковский сектор, энергетические компании, телекоммуникационные и торговые сети, совокупные поступления в госбюджет от которых оцениваются в 360 млрд. фор. (1,7 млрд. долл.).
В 2011 г. кабинет В.Орбана принял меры для решения массовой ипотечной задолженности населения. Госпрограмма помощи заемщикам позволила 142 тыс. чел. погасить долги на общую сумму 1 трлн. фор. (4,7 млрд. долл.).
Международные золотовалютные резервы страны на январь 2012 г. составляли 44 млрд. долларов.
Социальное обеспечение. Среди стран с переходной экономикой Венгрия выделяется сравнительной сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение значительно – 2,8 млн. чел. относится к категории бедных, доходы которых не превышают 300 долл. США. Минимальная зарплата составляет 325 долл. США, минимальная пенсия – 155 долл. Экономически активное население в стране составляет 4,3 млн. чел. (43% от общего населения).
Средняя заработная плата составила 1 тыс. долл., реальные доходы населения – с учетом инфляции – выросли на 0,5%.
В стране насчитывается 2,9 млн. пенсионеров (около трети населения). средняя пенсия составляет 375 долл.
Особое внимание
в социальной политике Венгрии традиционно
уделяется вопросу поддержки
семьи, материнства и детства. Основным
инструментом ее реализации является
разветвленная система
Внешняя торговля. Общий объем внешней торговли в 2011 г. составил 152,9 млрд. евро. В структуре экспорта (79,9 млрд. евро, увеличение на 11,8%) доминируют комплектующие изделия, полуфабрикаты и продовольствие; импорта (73 млрд. евро, увеличение на 10,8%) – энергоносители, сырье, машины и оборудование, потребительские товары. Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 6,9 млрд. евро.
Доля ЕС достигает в товарообороте 73%, экспорте – 76%, импорте – 69,5%. Крупнейшим среди торговых партнеров является Германия. Россия в 2011 г. среди торговых партнеров занимала второе место. Внешнеторговый оборот с ней приблизился к докризисному уровню и составил 12,5 млрд. долл. В 2012 г. наблюдается стагнация и даже спад товарооборота – на 12,6%, при этом российского экспорта – на 15%, импорта – на 6,9%.
1.3 Оценка
состояния институциональной
Венгрия является парламентской республикой. Глава государтва — президент, который избирается парламентом на 4 года. Законодательная власть принадлежит однопалатному Государственному собранию в составе 386 депутатов, избранных общими прямыми выборами на 4 года. Высшим органом исполнительной власти является правительство во главе с премьер-министром. Страна является унитарным государством, разделенным на 19 областей , 6 городских округов вместе со столицей.
С внесением изменений
в конституцию в 1989 и в августе
1990 Венгрия стала парламентской
республикой. Согласно конституции, Венгерская
Республика – суверенное и демократическое
правовое государство, вся власть принадлежит
народу, осуществляющему суверенитет
непосредственно или через
Однопалатный парламент
– Государственное собрание –
избирается по смешанной системе. 176
депутатов выбираются по одномандатным
округам, 152 – по многомандатным округам
на основе пропорционального
Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины