Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии
Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2
2.3. Оценка
совместимости инструментов
Несмотря на ощутимые успехи в реформах, у трансформационной экономики Венгрии все еще присутствуют существенные проблемы. Так, в структуре экономики наблюдаются диспропорции, которые привели к следующей дуализации: неравномерность поступления инвестиций и усиление централизации Будапешта привело к увеличениюразрыва между центрами и регионами. Занимая 33 место в мире по экономической конкурентоспособности Венгрия имеет высокие доходы на душу населения, хотя по условиям жизни она занимает только 54 место, показывая низкие значения по таким показателям как: равенства возможностей и жизни семьи и общества.
Социальная дотационная политика Венгрии в последние годы подлежит свертыванию из-за направленности на уменьшение государственного долга. Такие меры политики приводят к недовольству, которое переходит в массовые протесты. Проведенные исследования показывают что большинство венгерцев настроены пессимистично относительно их жизненных возможностей и только 40% удовлетворены свободой выбора. Также отмечается низкий уровень социального доверия, увеличение количество суицидов, увеличение доли курящего населения.
Наблюдается определенное разочарованием в свободной рыночной экономике и отходе от мер государственного регулирования экономики и социальной защиты населения [16].
Все эти показатели говорят о преобладании классического подхода к управления экономикой Венгрии над кейнсианской. Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Мейнардом Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу.
В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Современное кейнсианство – это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов.
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии.
3.1. Сравнительная
оценка уровня
Геополитическое положение Украины способствует ее объединению со многими государствами по принципу общности политических и экономических интересов с целью обеспечения более высокой эффективности производства и усиления обороноспособности, проведению многовекторной политической и взаимовыгодной экономической политики.
Геополитическое положение Украины стало реальностью, с которой считается и будет считаться мир. Ее статус как независимого европейского государства неуклонно набирает новое геополитическое содержание, большей весомости, реалистичности. Это вполне объективный процесс создания украинского государства на европейском и мировом геополитическом фоне.
Положительным моментом следует
геоэполитического положения
Вместе с тем надо обратить внимание и на отдельные негативные особенности геополитического положения Украины.
1. Украина фактически стала буферной (переходной) государством между странами НАТО на западе и Российской Федерацией на востоке и северо-востоке. Это может создавать много новых непростых проблем в отношениях с соседями - экономических, политических, военных.
2. Украина размещена вблизи традиционных очагов политической и военной напряженности (Балканы, Северный Кавказ, Закавказье, Ближний и Средний Восток). Это в известной степени ухудшает геополитическую ситуацию в прилегающих или близко расположенных регионах, в том числе в нашем государстве.
3. Определенный дискомфорт для Украины создает размещение на ее территории или в приграничных воинских формирований Российской Федерации.
Геополитическое положение Украины в Центрально-Восточной Европе определяет ее важную роль в решении ключевых экономических и политических проблем всего континента. Геополитические интересы Украины расширяются. Углубляется ее сотрудничество с теперь независимыми странами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Центральной и Западной Европы, Соединенными Штатами Америки, Китая. Усиливаются военно-политические контакты нашей страны.
Геоэкономическое положение
2011 год стал, по данным статистики (доклад Государственной службы статистики «Социально-экономическое развитие Украины за 2011 год» [www.ukrstat.gov.ua]), весьма успешным для Украины. Реальный рост ВВП - 5,2%, при этом объём промышленной продукции вырос на 7,3%, а объём сельхозпроизводства – на 17,5%. Реальная заработная плата увеличилась на 8,7%. К тому же зафиксирована рекордно низкая инфляция – индекс потребительских цен составил всего 4,6% (см.Приложение 2).
Прежде всего, приходится констатировать тот факт, что на 21-м году независимости ВВП Украины не превышает 70% от уровня 1990 года. На волне роста в 2000-е годы удалось выйти (в 2008-м) на отметку 74,2%, но последовавший затем жестокий кризис опять отбросил Украину назад. К сожалению, понадобится еще не один год, чтобы достигнуть метки уровня ВВП 1990-го года (см.Приложение 2). А ведь низкий ВВП – «двадцати-, если не тридцатилетней давности», тогда как иные страны за это время ВВП удвоили-утроили, – это не только низкие доходы массы населения и неразвитость социальной сферы, но и ограниченный потенціал экономического роста, недостаток инвестиционных ресурсов внутри страны, в особенности – ресурсов для инновационного развития.
Вопросы возникают и при рассмотрении структуры валовой добавленной стоимости. С 1990 по 2010 год удельный вес обрабатывающей промышленности снизился с 30 до 17%, в то время как доля добывающей индустрии возросла. Доля строительства уменьшилась с 7,5 до 3,5%. Зато «вес» финансовой деятельности, во многом носящей паразитический характер, поднялся с 1 до 6% (см.Приложение 2).
Если же брать структуру
промышленного производства, то доля
продукции машиностроения составляет
просто-таки неприличные для нас
11,9% (в УССР в 1981 году – 30,2%). Первые позиции
занимают металлургия (22,2%) и пищевая
промышленность (14,7%). Материал Госстата
«О социально-экономическом
Притом даже отрасли т.н.
«первого передела», которые ныне определяют
хозяйственную специализацию
Более того, у нас есть все основания полагать, что Украине не удастся поддерживать устойчивый экономический рост, она ещё будет сталкиваться с немалыми трудностями и испытывать новые «кризисы» и даже «обвалы». Потому как, системный кризис – всесторонний и всеохватывающий – по-прежнему продолжается и даже углубляется, вопреки лежащим на поверхности макроэкономическим успехам.
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины.
Глобализация означает: тесное взаимодействие и переплетение экономических, политических, социальных, правовых, информационных, культурных и иных трансакций на мировой арене; распространение непосредственных и опосредованных связей между субъектами экономической деятельности всех стран мира; формирование единой (глобальной) для всего мирового общества системы мирохозяйственных отношений; связь с интернацiоналiзацiею хозяйственной жизни и сопровождается образованием международных организаций, являющихся регуляторами этого процесса; предоставление интеграционным процессам общемировой характер: каждая страна взаимодействует с другими странами не только непосредственно (например, через внешнюю торговлю), но и через механизм опосредования, - включаясь в мировой рынок, мировой валютной системы, в систему международных организаций глобального типа.
Процесс непрерывной интернационализации и интеграции экономик предполагает существование в соответствии с определенной мировой стратегией развития: стратегии консервации природной среды, стратегия роста производства и стратегия устойчивого развития, предпочтение которой отдают все больше европейских и других стран, основываясь на суждении о том, что экономическое развитие тесно связано с экологическими аспектами жизни.
Глобализация является магистральным
направлением мирового развития, но не
в безальтернативном
По мнению Ю.В. Павленко, односторонняя ориентация на Запад,имела место быть в последнее десятилетие, как следствие ложного суждения, что Украина принадлежит Западной культуре. Хотя развитие взаимовыгодных связей со странами Запада, имеющих необходимые для развития Украины капиталы и технологии, является крайне важным, западные цивилизационные достижения еще должны быть адаптированы к украинской специфике. Ориентация на высокие Западно-христианские гражданско-правовые стандарты и стремление к тесному сотрудничеству с соответствующими странами не должны создавать иллюзии относительно западной идентичности с Украиной.
Через Крым Украина связана
с Исламской цивилизацией. Кроме
того, благодаря своему географическому
положению и наличию
Вместе с тем, европейский вектор остается для Украины главным, а интеграция в европейские экономические структуры и в евроатлантическое блоки выступают одной из важнейших целей на ближайшее будущее. Следовательно, насущной проблемой выступает обеспечение ускоренного анедрение социально-экономические стандарты.
Важную роль в оценке интеграционных
перспектив нашего государства играют
не только цивилизационные аспекты,
но и экономическая составляющая.
В этом смысле, не последнее значение
для Украины имеют последствия
расширения ЕС на восток и юг. В целом
присоединение к ЕС исторически
близких Украины стран, традиционно
важных торговых партнеров предоставляет
объективные основания для
Впрочем, существуют и негативные последствия такого расширения. Это приведет к повышению уровня нетарифного протекционизма в отношении отдельных отечественных товаров, ухудшит возможности поставок в новых членов ЕС высокотехнологичной продукции через действие сложных по выполнению стандартов, приведет к распространению сферы применения антидемпинговых мер в отношении отечественной продукции.
Окончательное решение проблемы вступления Украины в ЕС - дело не ближайших лет. Значительное отставание нашей страны по ряду позиций делает невозможным быстрое продвижение в этом направлении. Так, по уровню развития человеческого потенциала, который является на сегодня одним из важнейших факторов конкурентоспособности нации, Украина занимает лишь 80-е место среди 173 стран мира, а большинство членов ЕС входят в первую "двадцатку". Лучшие же из новых членов ЕС уже подтянулись до уровня наименее отсталой в этом отношении страны ЕС - Португалии: Кипр - 26, Словения - 29, Мальта - З0.
Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины