Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии

Содержание работы

Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая по МСЭР.docx

— 125.86 Кб (Скачать файл)

Собрание  имеет председателя, трех его заместителей и восемь секретарей. Сессии проводятся обычно с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые и транслируются по телевидению.

Местное управление в Венгрии основано на деятельности местных, районных и окружных советов. В годы коммунистического  правления советы в территориальных  ячейках, как и общенациональный законодательный орган, избирались на пять лет. После краха коммунизма срок полномочий членов совета был  сокращен до четырех лет, и члены  совета стали избираться на свободных  выборах. Во многих местностях был вновь  введен пост мэра.

Парламент Венгрии поддерживает идеи выделения  крупных государственных и коммерческих средств на проведение широкомасштабных программ переподготовки, на создание новых рабочих мест и готов приложить максимальные усилия для сохранения высокого уровня социальной защищенности работников.

В Венгрии обеспечивается выделение из госбюджета в самостоятельное функционирование целого ряда социальных фондов, в частности, фонда социального страхования и пенсионного обеспечения, перевод на принципы смешанного финансирования (госбюджетного и хозрасчётного) ряда социальных услуг, предоставлявшихся ранее бесплатно. Это касается отдельных сфер здравоохранения, образования и культуры, не затрагивающих удовлетворения базовых потребностей населения.

Политические и общественные организации. В Венгрии зарегистрировано более 100 политических партий. В парламенте представлены:

ФИДЕС – ВГС (Союз молодых демократов – Венгерский гражданский союз). Партия создана в 1988 г. группой молодых диссидентов, впоследствии сменила ориентацию с национал-либеральной на правоконсервативную. Председатель – Виктор ОРБАН.

Христианско-демократическая народная партия. Воссоздана в конце 1989 г. В 2010 г. в парламент прошла по единому списку с ФИДЕС. Председатель – Жолт ШЕМЬЕН.

Венгерская социалистическая партия. Образована в 1989 г. реформистским крылом бывшей компартии (ВСРП) при ее роспуске. Ориентируется на социал-демократические ценности. Председатель – Аттила МЕШТЕРХАЗИ.

«Йоббик» («Самые правые»). Движение «Объединение правой молодежи» оформилось в партию «Йоббик» в 2003 г. Придерживается право-радикальных взглядов. Председатель – Габор ВОНА.

«За альтернативную политику». Образована группой представителей экологических, общественных и правозащитных организаций в феврале 2009 г., придерживается либеральных ценностей. Руководство осуществляется коллегиальным органом (с 14 января 2012 г.) – Правлением из 13 членов.

Профсоюзы в Венгрии представлены 8 объединениями, крупнейшими из которых являются Форум сотрудничества профсоюзов и Демократическая лига независимых профсоюзов. Численность профсоюзных объединений постепенно сокращается, составляя около 500 тыс. человек.

 

2. Характеристика  основных механизмов экономической  политики Венгрии

2.1. Выявление  эффективных мер экономических  мер Венгрии

Меры социального  обеспечения. В Венгрии обеспечивается выделение из госбюджета в самостоятельное функционирование целого ряда социальных фондов, в частности, фонда социального страхования и пенсионного обеспечения, перевод на принципы смешанного финансирования (госбюджетного и хозрасчётного) ряда социальных услуг, предоставлявшихся ранее бесплатно. Это касается отдельных сфер здравоохранения, образования и культуры, не затрагивающих удовлетворения базовых потребностей населения.

Правительство  Венгрии уделяет пристальное внимание пенсионному обеспечению. В Венгрии сегодня Социальным законом установлено, что порогом нуждаемости служит минимальная пенсия по старости, получаемая при достижении определенного законом трудового стажа. Например, право на помощь по воспитанию детей имеет только та семья, у которой душевой доход не превышает трех минимальных пенсий. Размер различных видов социальной помощи также связан с минимальной пенсией. Так, социальная помощь, поддерживающая (дополняющая) доход безработного, не может быть меньше трехкратной пенсии, полученной на основесубъективного права. При этой системе разовое повышение пенсии кругами расходится по всей системе социальной помощи.

Размер ежегодного повышения пенсии определяет правительство с учетом предложения Самоуправления пенсионного обеспечения (общественный орган представительства интересов).

В данном варианте пенсионной системы есть доминирующим обязательное пенсионное страхование, «трудовая» по характеру пенсия по старости. Вместе с тем она теснее связывается с пенсионным возрастом, трудовым стажем и личным доходом. Для увязки всех этих элементов имеется апробированная мировым опытом методология.

Сформировались контуры  так называемой трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень – базовая  пенсия, определяемая на основе субъектного  права, финансируемая за счет уплачиваемого каждым работником налога в размере «какой-то небольшой доли» прожиточного минимума, второй уровень – обязательный пенсионный страховой тариф. Эти два уровня обеспечивают примерно 60% нынешнего пенсионного обеспечения. Остающуюся часть дополняет третий уровень – добровольный пенсионный страховой взнос. Комитет бюджетной реформы поставил задачу поэтапного формирования единой пенсионной системы с нормативным возрастом в 65 лет. Данный этап реформирвания начался в 2004г. с постепенного увеличения пенсионного возраста. В отличие от Комитета бюджетной реформы Минфин в последствие предложил повысить пенсионный возраст до 62 лет, но сделать это «гибко», предоставляя возможность выбора и даже «возврата» к нынешнему пенсионному возрасту. По мнению Минфина, постепенный уход государства из двух традиционных для него сфер социального обеспечения – пенсионного и здравоохранения – в конечном счете, должен сопровождаться снижением страховых тарифов.

За  прошедшее десятилетие кардинально  изменилась система финансирования здравоохранения. В Венгрии обязательное медицинское страхование было выведено из госбюджета, что способствовало автономииздравоохранения. Государственные лечебные учреждения перешли на уровень местного самоуправления, получила легальную нишу частная врачебная практика. Решающая часть оплаты семейного врача зависит теперь от результативности лечения.

Несмотря на заметные изменения в целом сохранилась  централизация в управлении медучреждениями, не учитывающая должным образом  потребности и финансовые возможности  пациентов. Именно эти обстоятельства тормозят повышение эффективности  системы здравоохранения. 

Финансирование  здравоохранения перестает быть традиционно централизованным, осуществляется с учетом местных потребностей и  централизованно определяемых нормативов. Легализируется элитное больничное обслуживание, полностью оплачиваемое пациентом, вводится дополнительная оплата ряда больничных услуг для пациентов, обслуживаемых в рамках обязательного медицинского страхования. Подготовка концепции реформирования здравоохранения находится на стадии альтернативных вариантов. Первый вариант: общественныйсектор сохраняется доминирующим как в финансировании, так и в предоставлении медицинских услуг, но наряду с ним формируется сеть добровольного медицинского страхования, которая играет дополнительную роль.Второй вариант: государственный сектор и обязательное медицинское страхование остаются ведущими в финансировании здравоохранения, а частный сектор развивается параллельно. Действующие частные клиникиуказывают на перспективность этого варианта. Оставаясь частными, они могут обращаться за финансовой помощью из фонда социального страхования на оказание социально значимых видов медицинских услуг. Третий вариант: ликвидируется единый фонд медицинского страхования, и вместо него вводятся страховые кассы, действующие на принципах: а) обязательного территориального медицинского страхования; б) профессионального, отраслевого, корпоративного. Четвертый вариант: лица с доходами выше среднего исключаются из сферы обязательного медицинского страхования и лечатся только в частном секторе. Обязательное медицинское страхование распространяется только на ограниченный круг медицинских услуг. Частный сектор становится ведущим в оказании медицинских услуг. Последствие этого варианта очевидно – легализовалось бы серьезное социальноенеравенство в медицинском обслуживании.

Меры денежно-кредитной  политики. Центральные банки в кризисный период активизировали процесс предоставления государственных льготных кредитов коммерческим банкам (в основном на аукционной основе), получивши название стабилизационных, что имело целью увеличение кредитования частных лиц и реального сектора экономики (США, Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Венгрия, Италия, Швеция, Норвегия, Дания, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Казахстан). Льготные кредиты выдавались на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Необходимо отметить, что  практически все страны в борьбе  с мировым финансовым кризисом обратились к использованию такого макроэкономического  инструмента, как ставка рефинансирования. Подавляющее большинство центральных банков для стимулирования процесса кредитования реального сектора экономики последовательно снижали уровень базовой ставки, а также выделяли дополнительные средства на программы кредитования с целью опять-таки снизить ставки по кредитам, особенно по ипотеке. В некоторых странах ставка доходила почти до нулевой отметки, однако, по пути повышения своих базовых ставок в период разрастания финансового кризиса для предотвращения массового оттока капитала пошла Венгрия, но в первом полугодии 2009 г. на фоне появления первых признаков стабилизации финансовой системы она стала активно снижать базовые ставки.

Для повышения конкурентоспособности своей продукции и стимулирования экспорта некоторые Венгрия снизила курс национальной валюты относительно доллара США и евро, хотя впоследствии начался обратный процесс укрепления валюты [10].

Отдельные антикризисные  мероприятия касались  поддержки малого и среднего бизнеса, который в Венгрии производит значительную долю валового внутреннего продукта. Программы поддержки включали:

•  увеличение объема прямой помощи малым предприятиям.

В Венгрии был выделен  льготный кредит мелким и средним  предпринимателям для пополнения оборотных  средств в размере около 700 млн  долл.;

•  увеличение государственных  гарантий по займам представителям малого и среднего бизнеса. В Венгрии на снижение величины комиссии при выдаче кредитов и увеличение объема государственных гарантий по займам малому и среднему бизнесу в феврале 2009 г. было зарезервировано 3,4 млрд долл.;

•  предоставление гарантий финансовым учреждениям, кредитующим малый и средний бизнес;

 •  введение временного  моратория на проверки субъектов  малого и среднего бизнеса.

Налоговые Меры. Многие антикризисные программы содержали планы по снижению налогов в 2009 г. и касались как населения, так и юридических лиц.

Программу снижения налогов  и обязательных взносов для юридических  лиц, а в некоторых случаях  и полного освобождения от уплаты налогов (касается в основном малого бизнеса) представили США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Венгрия, Норвегия, Дания, Китай, Индия, Тайвань, Казахстан. Данная мера касалась в первую очередь налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, взносов  в фонд социального страхования, акцизных сборов.

Китай и Венгрия объявили о повышении НДС, хотя в Китае  это коснулось только добычи полезных ископаемых (ставка налога на минеральные  продукты там повышена с 13 до 17%).

В заключение, следует также отметить, что Европейский инвестиционный банк до конца марта 2009г. выделил 8,5 млрд евро малым и средним компаниям в Центральной и Восточной Европе, а также в ряде Балканских стран. Кроме того, Еврокомиссия в 2009 г. направила 7 млрд евро из структурных фондов Евросоюза на оказание финансовой помощи новым членам ЕС в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Из этих средств 2,5 млрд получит Польша, по 1 млрд — Венгрия и Чехия [11].

Частичная национализация важнейших  отраслей промышленности в пределах Евросоюза за счет средств госфондов [12].

Меры институциональной  политики Венгрии 

Признание эквивалентности мер регулирования, применяемых в других странах

Венгрия обязалась укрепить институциональную основу контроля качества, сертификации и аккредитации. Это включает в себя деятельность органов проверки и сертификации, инспекций и организаций, занимающихся аккредитацией. В настоящий момент в области оценки соответствия существуют серьезные недостатки. Необходимо развивать сеть испытательных лабораторий и контрольных органов. Венгрия намерена развивать такую сеть в контексте реализации положений PECA (Протокола оценки соответствия европейским требованиям). За время, прошедшее с момента составления рассматриваемого отчета,

Венгрия завершила переговоры с Европейским Союзом о путях  присоединения Венгрии к сети PECA.

Применение  принципов развития конкуренции  с точки зрения обеспечения открытости международного рынка

применяемые в Венгрии  процедуры заявления претензий  и подачи жалоб на ограничивающие конкуренцию действия регулирующих органов и частных лиц удовлетворительны  с точки зрения обеспечения открытости международного рынка. Равные возможности  подачи жалоб, существующие для иностранных  и отечественных предприятий, и  независимость органов, призванных обеспечивать развитие конкуренции, служат серьезной гарантией применения конкурентных принципов, способствующих увеличению открытости рынка для  глобальной конкуренции.

В отраслевом разделе посвященной  вопросам торговли главы аналитического отчета о реформе регулирования  говорится о том, какое влияние  на открытость международного рынка  может оказать применение нормативных  актов Венгрии в ряде отраслей. С общего согласия членов Комитета ОЭСР по торговле был проведен мониторинг отрасли связи (включая и оборудование, и услуги), автомобилестроения и  электроэнергетики, позволяющий оценить  влияние отраслевых нормативных  актов на международную торговлю и инвестиции и степень непосредственного  или косвенного применения шести  принципов эффективного регулирования.

Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины