Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии
Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2
Собрание имеет председателя, трех его заместителей и восемь секретарей. Сессии проводятся обычно с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые и транслируются по телевидению.
Местное управление в Венгрии основано на деятельности местных, районных и окружных советов. В годы коммунистического правления советы в территориальных ячейках, как и общенациональный законодательный орган, избирались на пять лет. После краха коммунизма срок полномочий членов совета был сокращен до четырех лет, и члены совета стали избираться на свободных выборах. Во многих местностях был вновь введен пост мэра.
Парламент
Венгрии поддерживает идеи выделения
крупных государственных и
В Венгрии обеспечивается выделение из госбюджета в самостоятельное функционирование целого ряда социальных фондов, в частности, фонда социального страхования и пенсионного обеспечения, перевод на принципы смешанного финансирования (госбюджетного и хозрасчётного) ряда социальных услуг, предоставлявшихся ранее бесплатно. Это касается отдельных сфер здравоохранения, образования и культуры, не затрагивающих удовлетворения базовых потребностей населения.
Политические и общественные организации. В Венгрии зарегистрировано более 100 политических партий. В парламенте представлены:
ФИДЕС – ВГС (Союз молодых демократов – Венгерский гражданский союз). Партия создана в 1988 г. группой молодых диссидентов, впоследствии сменила ориентацию с национал-либеральной на правоконсервативную. Председатель – Виктор ОРБАН.
Христианско-демократическая
Венгерская социалистическая партия. Образована в 1989 г. реформистским крылом бывшей компартии (ВСРП) при ее роспуске. Ориентируется на социал-демократические ценности. Председатель – Аттила МЕШТЕРХАЗИ.
«Йоббик» («Самые правые»). Движение «Объединение правой молодежи» оформилось в партию «Йоббик» в 2003 г. Придерживается право-радикальных взглядов. Председатель – Габор ВОНА.
«За альтернативную политику». Образована группой представителей экологических, общественных и правозащитных организаций в феврале 2009 г., придерживается либеральных ценностей. Руководство осуществляется коллегиальным органом (с 14 января 2012 г.) – Правлением из 13 членов.
Профсоюзы в Венгрии представлены 8 объединениями, крупнейшими из которых являются Форум сотрудничества профсоюзов и Демократическая лига независимых профсоюзов. Численность профсоюзных объединений постепенно сокращается, составляя около 500 тыс. человек.
2. Характеристика
основных механизмов
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии
Меры социального обеспечения. В Венгрии обеспечивается выделение из госбюджета в самостоятельное функционирование целого ряда социальных фондов, в частности, фонда социального страхования и пенсионного обеспечения, перевод на принципы смешанного финансирования (госбюджетного и хозрасчётного) ряда социальных услуг, предоставлявшихся ранее бесплатно. Это касается отдельных сфер здравоохранения, образования и культуры, не затрагивающих удовлетворения базовых потребностей населения.
Правительство Венгрии уделяет
пристальное внимание пенсионному обеспечению.
В Венгрии сегодня Социальным законом установлено,
что порогом нуждаемости служит минимальная
пенсия по старости, получаемая при достижении
определенного законом трудового стажа.
Например, право на помощь по воспитанию
детей имеет только та семья, у которой душевой доход не превышает трех минимальных
пенсий. Размер различных видов социальной
помощи также связан с минимальной пенсией.
Так, социальная помощь, поддерживающая
(дополняющая) доход безработно
Размер ежегодного повышения пенсии определяет правительство с учетом предложения Самоуправления пенсионного обеспечения (общественный орган представительства интересов).
В данном варианте пенсионной системы есть доминирующим обязательное пенсионное страхование, «трудовая» по характеру пенсия по старости. Вместе с тем она теснее связывается с пенсионным возрастом, трудовым стажем и личным доходом. Для увязки всех этих элементов имеется апробированная мировым опытом методология.
Сформировались контуры
так называемой трехуровневой пенсионной
системы. Первый уровень – базовая
пенсия, определяемая на основе субъектного
права, финансируемая за счет уплачива
За
прошедшее десятилетие
Несмотря на заметные изменения в целом сохранилась централизация в управлении медучреждениями, не учитывающая должным образом потребности и финансовые возможности пациентов. Именно эти обстоятельства тормозят повышение эффективности системы здравоохранения.
Финансирование
здравоохранения перестает быть
традиционно централизованным, осуществляется
с учетом местных потребностей и
централизованно определяемых нормативов.
Легализируется элитное больничное
обслуживание, полностью оплачи
Меры денежно-кредитной политики. Центральные банки в кризисный период активизировали процесс предоставления государственных льготных кредитов коммерческим банкам (в основном на аукционной основе), получивши название стабилизационных, что имело целью увеличение кредитования частных лиц и реального сектора экономики (США, Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Венгрия, Италия, Швеция, Норвегия, Дания, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Казахстан). Льготные кредиты выдавались на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.
Необходимо отметить, что практически все страны в борьбе с мировым финансовым кризисом обратились к использованию такого макроэкономического инструмента, как ставка рефинансирования. Подавляющее большинство центральных банков для стимулирования процесса кредитования реального сектора экономики последовательно снижали уровень базовой ставки, а также выделяли дополнительные средства на программы кредитования с целью опять-таки снизить ставки по кредитам, особенно по ипотеке. В некоторых странах ставка доходила почти до нулевой отметки, однако, по пути повышения своих базовых ставок в период разрастания финансового кризиса для предотвращения массового оттока капитала пошла Венгрия, но в первом полугодии 2009 г. на фоне появления первых признаков стабилизации финансовой системы она стала активно снижать базовые ставки.
Для повышения конкурентоспособности своей продукции и стимулирования экспорта некоторые Венгрия снизила курс национальной валюты относительно доллара США и евро, хотя впоследствии начался обратный процесс укрепления валюты [10].
Отдельные антикризисные мероприятия касались поддержки малого и среднего бизнеса, который в Венгрии производит значительную долю валового внутреннего продукта. Программы поддержки включали:
• увеличение объема прямой помощи малым предприятиям.
В Венгрии был выделен льготный кредит мелким и средним предпринимателям для пополнения оборотных средств в размере около 700 млн долл.;
• увеличение государственных гарантий по займам представителям малого и среднего бизнеса. В Венгрии на снижение величины комиссии при выдаче кредитов и увеличение объема государственных гарантий по займам малому и среднему бизнесу в феврале 2009 г. было зарезервировано 3,4 млрд долл.;
• предоставление гарантий финансовым учреждениям, кредитующим малый и средний бизнес;
• введение временного
моратория на проверки
Налоговые Меры. Многие антикризисные программы содержали планы по снижению налогов в 2009 г. и касались как населения, так и юридических лиц.
Программу снижения налогов и обязательных взносов для юридических лиц, а в некоторых случаях и полного освобождения от уплаты налогов (касается в основном малого бизнеса) представили США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Венгрия, Норвегия, Дания, Китай, Индия, Тайвань, Казахстан. Данная мера касалась в первую очередь налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, взносов в фонд социального страхования, акцизных сборов.
Китай и Венгрия объявили о повышении НДС, хотя в Китае это коснулось только добычи полезных ископаемых (ставка налога на минеральные продукты там повышена с 13 до 17%).
В заключение, следует также отметить, что Европейский инвестиционный банк до конца марта 2009г. выделил 8,5 млрд евро малым и средним компаниям в Центральной и Восточной Европе, а также в ряде Балканских стран. Кроме того, Еврокомиссия в 2009 г. направила 7 млрд евро из структурных фондов Евросоюза на оказание финансовой помощи новым членам ЕС в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Из этих средств 2,5 млрд получит Польша, по 1 млрд — Венгрия и Чехия [11].
Частичная национализация важнейших отраслей промышленности в пределах Евросоюза за счет средств госфондов [12].
Меры институциональной политики Венгрии
Признание
эквивалентности мер
Венгрия обязалась укрепить институциональную основу контроля качества, сертификации и аккредитации. Это включает в себя деятельность органов проверки и сертификации, инспекций и организаций, занимающихся аккредитацией. В настоящий момент в области оценки соответствия существуют серьезные недостатки. Необходимо развивать сеть испытательных лабораторий и контрольных органов. Венгрия намерена развивать такую сеть в контексте реализации положений PECA (Протокола оценки соответствия европейским требованиям). За время, прошедшее с момента составления рассматриваемого отчета,
Венгрия завершила переговоры с Европейским Союзом о путях присоединения Венгрии к сети PECA.
Применение принципов развития конкуренции с точки зрения обеспечения открытости международного рынка
применяемые в Венгрии
процедуры заявления претензий
и подачи жалоб на ограничивающие
конкуренцию действия регулирующих
органов и частных лиц
В отраслевом разделе посвященной вопросам торговли главы аналитического отчета о реформе регулирования говорится о том, какое влияние на открытость международного рынка может оказать применение нормативных актов Венгрии в ряде отраслей. С общего согласия членов Комитета ОЭСР по торговле был проведен мониторинг отрасли связи (включая и оборудование, и услуги), автомобилестроения и электроэнергетики, позволяющий оценить влияние отраслевых нормативных актов на международную торговлю и инвестиции и степень непосредственного или косвенного применения шести принципов эффективного регулирования.
Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины