Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии
Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2
С.И. Киреев в качестве главных факторов значительного отставания Украины по уровню институционального развития выделяет следующие.
• незавершенность
• невыразительность политики относительно структурных реформ в экономике. В результате продолжают доминировать устаревшие, бесперспективные в долгосрочном аспекте отрасли, отрасли нет будущего в европейском тренде развития экономики страны.
• разрыв между интеллектуальным
уровнем развития и реальным состоянием
экономического потенциала, где малозаметные
интеллектуально емкие
Перед Украиной есть ряд чрезвычайно сложных вопросов, от решения которых будут зависеть в решающей степени перспективы ее вступление в Европейский Союз.
3.3 Обоснование
перечня эффективных мер
Учитывая, что формальный отказ от социалистического строительства в Украине и Венгрии произошел почти одновременно, различия в достигнутых экономических результатах, безусловно,
впечатляют.
По нашему мнению, основой устойчивого экономического роста Венгрии послужили, в первую очередь, объемы и темпы привлечения инвестиций. В этой связи полезным для Украины может послужить опит Венгрии по привлечению инвестиций, в частности реформы налогового законодательства, которые характеризовались существенными льготами для вхождения на рынок крупных корпорации. Кроме того, инвесторов привлекала относительная стабильность макроэкономических условий и благоприятное инвестиционное законодательство, а также наличие гибкого рынка труда, на котором заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия по охране труда зависят от реальных экономических возможностей страны (например, реальная зарплата в Венгрии ниже, чем в странах ЕС, хотя уровень квалификации и трудовой дисциплины работников достаточно высок).
Взятый на рубеже 90гг. курс на «европеизацию» финансовой сферы страны привел к тому, что венгерское фискальное регулирование в целом стало соответствовать западноевропейской модели. Вместо многочисленных постановлений и распоряжений в области налогообложения действует несколько общегосударственных законов, регулирующих, по сути, все налоговые поступления в центральный и местный бюджеты.
Упрощение механизма налогообложения, проведение единого принципа регулирования доходов, создание банковской системы, последовательное снижение налогового бремени, строгая ориентация на экспорт – вот только основные из удачных мер экономической политики Венгрии, которые могут быть использованы Украиной, в том числе и в условиях финансово-экономического кризиса.
В отличие от Украины, пережившей разрушительную гиперинфляцию, пики роста цен в Венгрии не превышали 35%. При этом ее трансформационный спад был преодолен в 2000 году. В Украине же официально регистрируемый ВВП все еще на треть меньше значений, наблюдавшихся в 1990-м.
Ясность национальных интересов и геополитических целей значительно упростили приватизационную кампанию и структурные реформы. В Венгрии западный капитал рассматривался не в качестве вынужденного бремени, а как естественный локомотив евроинтеграции. Уже в 1990 году на его долю приходилось около 10% активов банковской системы страны. К 2000-му этот показатель вырос до 66%, а в 2004-м составил 83%. Так что вступление в ЕС явилось не формальным началом жизни в евросистеме, а логичным подведением итогов пребывания в ней.
Устойчивый
рост благосостояния невозможен без
инвестиций и накоплений. В Украине
же упорно пропагандируется потребительский
образ жизни. Субъективно его
привлекательность вполне объяснима.
Тем более в стране, которая
не отошла от десятилетия глубочайшей
депрессии. Между тем ее последствия
все еще прослеживаются именно в
сфере накоплений: объемы инвестиций
в основной капитал остаются на уровне
кризисного 1994-го, тогда как спад
личного потребления уже
Хронический разрыв между спросом и внутренним предложением неизбежно порождает товарные дефициты и повышенную инфляцию. Нивелировать их в какой-то мере может импорт. Однако его бесконечное наращивание чревато системным ухудшением торгового баланса и внешнего долга, обслуживание которого со временем может оказаться чересчур обременительным. Об этом свидетельствует и собственный опыт Украины. Характерно, что ни дефолт, ни сопутствующие ему валютно-финансовые потрясения сами по себе долговых обязательств не снимают. В лучшем случае речь может идти лишь об их отсрочке за дополнительную плату.
Об ускоренном экономическом росте в таких условиях также говорить не приходится: жизнь в долг способствует развитию не страны-заемщика, а кредитора, продвигающего свой потребительский экспорт. В Венгрии, кстати, темпы роста ВВП устойчиво лежат в районе скромных 4%. А показатель доходов на одного жителя примерно на треть меньше среднего по ЕС. При сложившейся динамике может потребоваться около 20 лет, чтобы выйти на этот среднеевропейский уровень. А отечественной экономике, при сохранении 7—8% ее ежегодного роста, — лет на пять больше.
Украине
необходимы рост и инвестиции, формирующие
фундамент общественного
Литература
Приложение 1: Экономические показатели Венгрии
Темпы роста ВВП, %
Размер реального ВВП, млрд. долларов США
Размер ВВП по ППС, млрд. долларов США
Темпы роста объема промышленного производства, %
Инфляция, %
Уровень безработицы, %
Объем экспорта, млрд. долларов США
Объем импорта, млрд. долларов США
Государственный долг, % к ВВП
Приложение 2: Геоэкономическое положение Украины [17]:
Население, млн. человек
Темпы роста ВВП, %
Размер реального ВВП, млрд. долларов США
Размер ВВП по ППС, млрд. долларов США
Темпы роста объема промышленного производства, %
Инфляция, %
Уровень безработицы, %
Объем экспорта, млрд. долларов СШA
Объем импорта, млрд. долларов США
Государственный долг, % к ВВП
Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины