Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить позитивные тенденции экономического развития Венгрии, как субъекта транзитивной экономической системы, и возможность внедрения эффективных мер экономичсеской политики в Украине.
Задачи, поставленные для выполнения данной курсовой работы:
• Оценить достигнутое геополитическое и геоэкономическое положение Венгрии, а также сравнить данные с состоянием Украины по данным аспектам
• Провести социально-экономический анализ страны, а также анализ институциональной среды в Венгрии

Содержание работы

Вступление 3
1. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов экономического развития экономики Венгрии
1.1 Оценка достигнутого геополитического и геоэкономического положения 5
1.2 Социально-экономический анализ 9
1.3 Оценка состояния институциональной среды Венгрии 15
2. Характеристика основных механизмов экономической политики Венгрии
2.1. Выявление эффективных мер экономических мер Венгрии 17
2.2 Выявление неэффективных мер экономических мер Венгрии 24
2.3. Оценка совместимости инструментов экономической политики 25
3. Перспективы формирования международной стратегии развития Украины, исходя из опыта Венгрии
3.1. Сравнительная оценка уровня геополитического и геоэкономического состояния Украины и Венгрии 27
3.2 Системы факторов глобализации, цивилизионных характеристик окружения Украины и ее социальных институтов, влияющих на цели, ориентиры и задачи международной стратегии экономического развития Украины 28
3.3 Обоснование перечня эффективных мер экономической политики Венгрии, которые могут стать эффективными для украинских реалий 37
Литература 38
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая по МСЭР.docx

— 125.86 Кб (Скачать файл)

В отношении услуг связи  было отмечено, что правительство  Венгрии проводит линию на развитие инфраструктуры и расширение сети, в значительной мере основанную на программе широкомасштабной приватизации, принятой в начале 90-х годов. В  результате переговоров по приватизации главный исполнитель услуг связи  в Венгрии получил монопольные  права на оказание услуг междугородней  и международной государственной = телефонной связи на всей территории Венгрии на срок до 2002 г. Был поднят вопрос о так называемой «золотой акции», которая по-прежнему принадлежит  государству и дает ему право  контроля над будущими сделками слияния  и приобретения. Венгерская делегация  заявила, что Венгрия ввела ограничения  на доступ к рынку, распространяющиеся на эксклюзивные права, предоставленные  в отношении услуг международной  и междугородней телефонной связи  до 31 декабря 2002 г. и в отношении  услуг внутренней телефонной связи  до 31 декабря 2003 г., при подписании Соглашения ВТО об основных услугах связи.

Как правильно отмечено в  отчете, в последнее десятилетие  отрасль телекоммуникационного  оборудования получила значительное развитие в результате притока прямых иностранных  инвестиций. Она стала самой динамично  растущей производственной отраслью Венгрии  как с точки зрения объемов  производства, так и с точки  зрения занятости и объемов экспорта. Следует отметить, что Венгрия является членом Европейского института стандартов связи (ETSI) и в основном применяет европейские стандарты в области связи (ETS), что является непременным условием, стимулирующим развитие телекоммуникационного сектора. В отчете указано, что существующий в автомобилестроении Венгрии либеральный инвестиционный режим превосходит темпы либерализации торговли. Отметив широко применяемые в мире и оправданные меры по защите автомобилестроения как молодой отрасли отечественной экономики, страны-члены вместе с тем выразили озабоченность в связи с применяемыми в Венгрии строгими мерами контроля над ввозом подержанных автомобилей. Применявшиеся в Венгрии на момент составления отчета меры контроля были направлены на ограничение импорта машин старше 4 лет из-за недостатков инфраструктуры и в целях защиты окружающей среды. Следует отметить, что указанные ограничения уже сняты. Вместе с тем в отчете отмечается, что в свете общей экономической ситуации в стране и необходимости поддержания платежного баланса меры по ограничению объемов импорта отчасти оправданны. Вступление в ЕС поможет значительно улучшить сложившуюся ситуацию за счет применения Венгрией связанных тарифов ЕС в рамках общей торговой политики. Необходимо отметить, что к концу 1997 г. производство автомобилей и комплектующих изделий составляло 10% общего объема промышленного производства Венгрии, 6% общего объема экспорта и 40% роста экспорта промышленной продукции. Почти две трети объема экспорта автомобилей и комплектующих изделий направляется в страны ЕС. Электроэнергетика, как и другие отрасли, была вовлечена в общий процесс либерализации, проводимой в Венгрии в последнее десятилетие. В начале десятилетия электроэнергетическая отрасль Венгрии была монополией, контролировавшейся государственной электроэнергетической структурой. В настоящее время ввиду предстоящего вступления Венгрии в Европейский Союз готовится новое законодательство, которое будет соответствовать требованиям Директивы ЕС по электроэнергетике. Условия, устанавливаемые Директивой ЕС по электроэнергетике, например, в отношении конкурсных процедур, будут способствовать закреплению принципов прозрачности и исключения дискриминации в процедурах регулирования. Обеспечивая доступ на рынок третьим сторонам, Директива ЕС тем самым открывает возможности для расширения конкуренции. По новому законодательству крупным конечным пользователям и распределительным компаниям будет предоставлена возможность заключения договоров с производителями энергии, предлагающими свою продукцию по более выгодным ценам.

В анализе ситуации в Венгрии  при обобщении результатов применения вышеупомянутых принципов дана высокая  оценка недискриминационного характера  венгерского законодательства, а  также мер стандартизации и в  особенности мер применения конкурентных принципов. Результаты свидетельствуют о стремлении интеграции экономики Венгрии в мировую экономику.

Вместе с тем, менее  позитивная оценка степени прозрачности и либерализации торговли ясно указывает, в каком направлении необходимо работать. В замечаниях, касающихся степени прозрачности, указывается, как уже отмечалось ранее, что  практика нередко расходится с положениями  нормативных актов (о чем свидетельствует, по крайней мере, пример с таможенными  процедурами). Следует отметить, что  к настоящему времени в результате подготовки к вступлению в ЕС произошли  значительные положительные сдвиги, и выводы отчета за 1999 г. могли потерять свою актуальность как с точки  зрения законодательства, так и с  точки зрения практики. То же самое  касается нетарифных барьеров, ввиду  того, что большая часть временных  мер, таких, как применение тарифных квот и ограничение ввоза подержанных  автомобилей, уже отменена. Это является убедительным свидетельством прогресса, достигнутого Венгрией в деле реформирования торговой политики. Следующие рекомендации направлены на создание в Венгрии более благоприятной для обеспечения открытости рынка нормативной среды.

  • Повысить в перспективе прозрачность регулирования и предоставить заинтересованным сторонам более широкие возможности участия в процессе принятия решений
  • Разъяснять потенциальным участникам конкурсов критерии, используемые при оценке заявок на получение государственных заказов и при определении победителей конкурсов
  • Продолжать последовательно применять принцип исключения дискриминации в отечественной системе регулирования и обеспечивать его соблюдение
  • Содействовать внедрению системы последовательного анализа влияния регулирования во всех его формах, включая административные правила; развитие практики последовательной оценки влияния разрабатываемых нормативных актов на торговлю и инвестиционную деятельность
  • Повысить способность административной и судебной систем обеспечивать применение нормативных актов
  • Повышать прозрачность и обеспечивать единообразие применения таможенных процедур
  • Продолжать работу в области стандартизации
  • Упорядочить процедуры оценки соответствия и укрепить институциональную базу
  • Вместо применения мер по ограничению импорта подержанных автомобилей, продиктованных природоохранными соображениями, усилить контроль за экологическими параметрами используемых автотранспортных средств [13]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Выявление  неэффективных мер экономических  мер Венгрии.

Новые «меры экономии» следует рассматривать как неэффективные, так как они вызывают с одной стороны негативные социальные отзывы, с другой – не отображают позитивные тенденции в экономической реалии. Основные положения и результаты рассмотрены ниже.

Новые предложения правительства  – прозванные «планом Селла Калмана», по имени министра финансов Австро-Венгрии  в XIX веке – направлены на то, чтобы убедить инвесторов в том, что Венгрия будет избегать излишних государственных расходов, после того как налог на банки и другие «временные» антикризисные меры, веденные в прошлом году, будут отменены.

Центральным моментом этого  плана является сокращение дефицита бюджета до 1,9% от ВВП к 2014 году и  одновременное сокращение государственного долга до 66% ВВП.

Принципиальные изменения  планируются прежде всего в области  здравоохранении, в сфере пенсионного  обеспечения, общественного транспорта и субсидий на медикаменты, за счет которых предполагается сэкономить значительные объемы государственных  средств. Этот список «реформ» затрагивает  интересы очень многих людей, и Фидес  сталкивается с сильным общественным противостоянием. Ведь очень трудно заставить людей поверить в то, что сокращение субсидий на медикаменты (на 440 миллионов евро в 2013-14) делается только для того чтобы «избежать  дальнейших мер экономии».

Многие люди скептически  относятся к планам сокращения пенсий по инвалидности с помощью более  тщательных медицинских обследований и создания рабочих мест для инвалидов.

Растут протесты против повышения  пенсионного возраста до 65 лет –  что, в частности, ударит по полицейским  и пожарным, которые до сих пор  могли выходить на полную пенсию по истечению двадцати пяти лет службы – и этот удар может оказаться  очень чувствительным. Кроме того, в пакете «реформ» предусмотрена  экономия 60 млрд. форинтов (около 220 млн. евро) на общественном транспорте. Похоже, что от правительства могут отвернуться  многие социальные группы, а социальное сопротивление неуклонно растет. Об этом свидетельствует «Революция клоунов», организованная 16 июня 2011 года – когда около 30 тысяч человек  вышли протестовать на улицы Будапешта. На осень запланированы массовые демонстрации Венгерской конфедерации профсоюзов совместно с социальными  движениями, направленные против дальнейшего  демонтажа социальной системы [15].

В апреле 2011 г. правительство  Венгрии утвердило новую среднесрочную  программу экономического развития. Задача улучшения валютно-финансового  равновесия этим документом была определена в качестве главного приоритета. Уровень  задолженности по отношению к ВВП намечалось в 2015 г. уменьшить до 64% за счет сохранения положительного внешнеторгового и платежного балансов, снижения  дефицита госбюджета, а также обеспечения чистого притока зарубежных инвестиций. Предполагалось также увеличить динамику капиталовложений до 5,3-6,0%, сдерживая одновременно ежегодный рост потребления граждан на уровне 0,3-0,6%. Наряду с этим, ставилась задача продолжить структурные реформы.     

Однако реальные процессы начали выстраиваться по иному сценарию. Главным источником обозначившейся в 2011 г. макроэкономической стабилизации явились специфические методы венгерской хозяйственной политики. В рамках этого особенно выделяется национализация средств частных фондов обязательного  пенсионного страхования на сумму  порядка 14 млрд. долларов (около 9,5% к  ВВП). Кроме того, было продлено действие введенных ранее антикризисных  налогов на финансовые институты, основные энергетические и телекоммуникационные предприятия, а также крупные  торговые сети (совокупный объем налогов  – порядка 1,5% к ВВП). Был также  осуществлен комплекс мер, позволяющих  венгерским гражданам досрочно погашать накопленную валютную задолженность  со значительным дисконтом. Обеспечение  дисконта при этом было возложено  на коммерческие банки.

За счет перечисленных  выше и некоторых других мер удалось  добиться временного улучшения базовых  индикаторов сбалансированности. Но указанные шаги одновременно снизили  доверие к экономической политике венгерского правительства, а также  создали предпосылки для очередного ухудшения валютно-финансовой сбалансированности. Одним из следствий явился увеличивающийся  отток из Венгрии капитала. По оценкам  Венгерского Национального Банка, чистый отток финансовых средств  в 2010 г. составил примерно 0,1 млрд. евро, в 2011 г. – более 0,5 млрд. евро.

Под воздействием кризиса  и вводимых правительством рестрикций активизировались также процессы «ухода»  бизнеса в теневую экономику  и ликвидации предприятий. Удельный вес теневого бизнеса, согласно экспертным оценкам, возрос примерно в 1,7 раза, достигнув  к концу 2011 г. свыше 20% валового внутреннего  продукта страны.

В последние месяцы 2011 г. заметно усилилась инфляция. В  целом по итогам минувшего года уровень  потребительских цен возрос на 3,9%. Однако в течение года темпы роста  цен ускорялись. Из-за этого в 2012 г. инфляция ожидается на уровне 4,7-4,9%, что оказывает негативное влияние  на формирование реальных доходов и  жизненного уровня основной массы венгерских граждан.     

Дополнительно усугубляет ситуацию массовая задолженность населения  в иностранной валюте. В конце 2011 г. обязательства венгерских граждан  по кредитам равнялись примерно 11,5 трлн. форинтов (около 36,5 млрд. евро, т. е. порядка 38% к ВВП). Займы в иностранной валюте составили 62% указанной суммы. В течение 2009-2011 гг. погашение валютных кредитов ускорилось. Но воспользоваться льготами на досрочное погашение валютной задолженности смогли лишь наиболее обеспеченные лица, поскольку это требует крупных единовременных затрат. Остальная часть населения продолжает выплачивать кредиты за счет ограничения своего потребления и испытывает дополнительную нагрузку от вышеназванных мер. В конечном счете, при незначительном увеличении в 2011 г. средних реальных доходов, потребление основной массы венгерского населения сократилось. Одновременно совокупная задолженность граждан в номинальном выражении продолжала увеличиваться, в том числе – по причине быстрой девальвации форинта. Индикаторы просроченной задолженности в минувшем году резко выросли.

Меры денежного характера

Меры неденежного характера

  1. Программа рекапитализации     национальных банков на общую сумму 1,5 млрд долл.

Увеличение процентной ставки

на 3% [16]

2. Предоставление гарантий рефинансирования  долговых обязательств 

на общую сумму 1,5 млрд долл.

Гарантия по депозитам увеличена  с 6 млн до 13 млн форинтов [17]

3. Проведение операций РЕПО с  ЕЦБ для поддержания ликвидности;  своп-кредиты в евро на один  день для снижения давления  на рынке межбанковского кредитования  на общую сумму 6,5 млрд долл.

3. 18.07.09: В условиях сначала процесса  девальвации, а затем ревальвации  национальной валюты правительство  обязало местные банки защитить  права потребителей и не менять  в одностороннем порядке валютные  контракты с клиентами в течение  двух месяцев, начиная с 1 августа [18]

4. Программа предоставления гарантий  по кредитам, в основном малому  и среднему бизнесу, на общую  сумму 3,4 млрд долл.

 

5. Резервирование средств, предназначенных  для займов, в размере 

1,3 млрд долл.

 

6. Национальный банк выделил  для коммерческих банков кредит  в 5 млрд евро 

на благоприятных условиях —  со сроком погашения 6 месяцев —  из-за слабой ликвидности коммерческих банков. С 20 февраля для дальнейшего  увеличения ликвидности форинта  в качестве денежного покрытия Национальный банк будет принимать также выпущенные муниципальными органами облигации [19]

 

7. Правительство объявило о выделении  для мелких и средних предпринимателей  льготного кредита оборотных  средств в размере 140 млрд форинтов. Этот льготный пакет представляет собой часть пакета для предпринимателей в 560 млрд форинтов, одобренного осенью прошлого года.

Льготные кредиты можно получить в пяти коммерческих банках. Их процентная ставка довольно благоприятная — 11%. Для одного предпринимателя максимальная кредитная сумма — 200 млн форинтов [20]

 

8. 19.04.09: Правительство одобрило  антикризисный план действий. Конкретные  меры включают замораживание  номинальных размеров зарплат  в госсекторе, постепенный отказ  от 13-й пенсии, повышение в перспективе  пенсионного возраста, сокращение  на 10% пособий по болезни, снижение  помощи аграрному сектору, замораживание  дополнительных выплат на семью,  пересмотр системы помощи по  приобретению жилья. Одновременно  с этим будет пересмотрена  налоговая система, в частности  планируется повысить НДС до 25%, снизить на 5% размер выплат с  минимального размера оплаты труда [21]

 

Информация о работе Формирование стратегии экономического развития Венгрии: уроки для Украины