Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:09, статья

Описание работы

Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.

Файлы: 1 файл

1626pr.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

03.11. 2010   № 1626

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития  лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. № 1090 ”О комплексе мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/3223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24468).

Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.

 

ГЛАВА 2

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Лесное  хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования.

Реализуя на практике принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, лесное хозяйство не только осуществляет постоянное лесопользование в пределах ежегодного прироста древесины, но и вносит вклад в устойчивое социально-экономическое развитие государства, обеспечение его экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности.

Благодаря целенаправленной инновационной и инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годах в значительной мере осуществлен переход на современные технологии лесозаготовительного, деревообрабатывающего и лесохозяйственного производства, существенно укреплена материально-техническая база и кадровый потенциал лесохозяйственных учреждений, получили развитие новые направления многоцелевого лесопользования – охота и экотуризм, биоэнергетика. Посредством лесной сертификации осуществляется независимый контроль за соблюдением стандартов Республики Беларусь и международных стандартов устойчивого лесоуправления.

К традиционным сферам потребления  древесины (строительство, мебельная, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность) прибавились биоэнергетика и производство биопластмасс, значение которых в мировой экономике стремительно растет.

По прогнозам к 2030 году в связи с ожидающимся в развивающихся странах экономическим ростом и увеличением доходов на душу населения потребление круглого леса возрастет на 40 процентов.

Изменение сфер и объемов потребления древесной продукции обусловливает необходимость интенсификации лесовыращивания, увеличения целевых промышленных плантаций (в том числе с использованием биотехнологий) в целях формирования стабильной сырьевой базы для отраслей лесопромышленного комплекса и биоэнергетики.

Необходимо дальнейшее укрепление производственного, инновационного и кадрового потенциала отрасли, совершенствование и повышение эффективности воспроизводства, охраны, защиты лесов, рациональное использование лесных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса с учетом тенденций развития мировой экономики.

Общая площадь  земель лесного фонда на 1 января 2010 г. составляла 9,4 млн. гектаров, в том числе площадь покрытых лесом земель – 8 млн. гектаров. Лесистость территории республики – 38,5 процента.

По данным государственного учета лесов с 2006 по 2010 год произошли положительные изменения в структуре земель лесного фонда:

площадь лесных насаждений увеличилась на 167,1 тыс. гектаров;

лесистость  территории республики возросла с 37,7 до 38,5 процента;

общий запас древесины на корню увеличился на 131 млн. куб. метров;

расчетная лесосека по рубкам главного пользования (научно обоснованная норма ежегодной заготовки древесины, определяемая наличием спелых лесов) увеличилась с 7,2 до 9,3 млн. куб. метров.

Общий запас  древесины на корню в лесах на 1 января 2010 г. составил 1,57 млрд. куб. метров, в том числе спелых и перестойных насаждений – 196,7  млн. куб. метров, из них хвойных пород –  
91,8 млн. куб. метров.

Возрастная структура  лесов с точки зрения экономической  оценки в настоящее время не совсем благоприятна. На лесопокрытых землях преобладают молодняки и средневозрастные насаждения (69,8 процента). Спелые насаждения древесных пород, от которых зависит размер расчетной лесосеки и лесной доход, составляют 10 процентов (при оптимальной норме 15 – 18 процентов), из них спелые насаждения хвойных пород занимают 4,4 процента, твердолиственных – 0,6 и мягколиственных – 5 процентов.

Выравнивание возрастной структуры лесов – сложный  и длительный процесс, осуществляемый путем проведения комплекса лесохозяйственных мероприятий и регулирования объема рубок главного пользования.  
В соответствии с прогнозной оценкой доля спелых насаждений оптимизируется не ранее 2018 – 2020 годов.

Значительная площадь  лесов (2,9 млн. гектаров, или 36,4 процента) представлена мягколиственными древесными породами (ольха, береза, осина), произрастающими преимущественно в пониженных местах с избыточным увлажнением. Осушение занимаемых ими земель по природоохранным обоснованиям нецелесообразно. Замена этих пород на хвойные и твердолиственные в процессе лесоэксплуатации и лесовосстановления может проводиться в незначительных объемах, а быстрорастущие мягколиственные породы следует рассматривать как долгосрочный ресурс для хозяйственного использования.

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основной целью Государственной программы является достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного управления лесами и лесопользования.

Основные задачи Государственной программы:

модернизация  лесохозяйственного производства путем  его технического и технологического переоснащения (в том числе в питомническом и лесосеменном хозяйствах), внедрения современных информационных технологий и аэрокосмических методов, новых программных средств единой геоинформационной системы лесного хозяйства, электронных лесных измерительных инструментов;

вовлечение в хозяйственный  оборот всех экономически доступных древесных ресурсов в пределах ежегодно утверждаемой расчетной лесосеки;

повышение эффективности  использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства;

совершенствование существующих и внедрение новых методов и способов рационального использования ресурсов охотничьих животных;

развитие побочного  лесопользования, охотничьего и  экологического туризма;

улучшение технической  оснащенности государственной лесной охраны;

применение экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления  и деревообработки;

создание новых и  развитие имеющихся производств  по выпуску древесного топлива;

создание новых рабочих  мест, обеспечение занятости и  стабильной заработной платы населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

улучшение обеспеченности жильем работников лесного хозяйства.

Для реализации указанных задач необходимо выполнение мероприятий согласно приложению 1.

 

ГЛАВА 4

ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Совершенствование структуры управления

 

В целях совершенствования структуры управления лесным хозяйством в Минлесхозе в 2011 – 2012 годах в порядке эксперимента на базе шести лесхозов (по одному в каждой области) будут отработаны возможные варианты совершенствования действующей системы управления лесным хозяйством с учетом разделения деятельности на лесохозяйственное производство и производственную деятельность (лесозаготовка и деревообработка). На основании результатов эксперимента продолжится реформирование лесхозов. На базе части реформируемых лесхозов в 2013 – 2015 годах будут образованы обособленные структурные подразделения (юридические лица, филиалы). К 2015 году в составе лесхозов планируется создать 180 таких структурных подразделений (в настоящее время это мастерские лесозаготовительные участки).

 

 

Лесные стандарты и  лесная сертификация

 

Лесная сертификация в Республике Беларусь осуществляется на основании ТКП 5.1.16-2008 ”Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Основные положения“.

Основой лесной сертификации и составной частью общегосударственной системы стандартизации являются технические нормативные правовые акты, в которых устанавливаются требования к проведению работ в лесу и качеству лесопродукции.

В 2011 – 2015 годах планируется дальнейшее развитие сертификации, включающее:

совершенствование нормативных  правовых актов, организационной структуры Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия в целях соответствия требованиям Общеевропейского совета по лесной сертификации;

проведение сертификации лесоуправления и лесопользования не менее чем на 80 процентах площадей лесного фонда Минлесхоза по схеме Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия и Лесного попечительского совета (FSC);

осуществление инспекционного контроля за сертифицированными системами лесоуправления и лесопользования, лесной продукцией по признаку происхождения;

приведение стандартов Республики Беларусь на лесопродукцию  в соответствие с европейскими требованиями (термины и определения, методы определения размеров и объема, классификация по качеству).

 

Лесоустройство

 

Лесоустройство обеспечивает периодическую (через каждые 10 лет) инвентаризацию лесов, определение норм лесопользования и воспроизводства лесов, ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, осуществление мониторинга лесов и подготовку информации о состоянии лесов. Лесоустроительные проекты являются документами, определяющими цели и долгосрочную стратегию, а также план лесохозяйственной деятельности каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, на очередной ревизионный период.

Основу лесоустроительной  деятельности составляют современные  технологии и технические средства, базирующиеся на аэрокосмических методах, геоинформационных системах, цифровом картографировании, современных программных комплексах и компьютерной технике.

В общей системе  управления лесным хозяйством через  лесоустройство будут интенсивно внедряться информационные технологии, научно-технические разработки в области лесоводства, новые стандарты в лесоуправлении и лесопользовании, осуществляться контроль за динамикой происходящих изменений в лесном фонде.

Дальнейшее развитие лесоустройства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

проведение  базового лесоустройства лесного фонда  каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в срок не более 10 лет;

обеспечение авторского надзора за осуществлением лесоустроительных проектов;

разработка  и внедрение программных и  технических средств для функционирования единой многоуровневой геоинформационной  системы лесного хозяйства;

повышение точности определения запасов древесных ресурсов за счет увеличения объектов выборочно-измерительной таксации насаждений и внедрения современных электронно-измерительных лесотаксационных приборов;

применение  цифровых (сканерных) аэрокосмических  снимков высокого разрешения;

внедрение новых  технических средств для сбора  и передачи данных полевой лесоустроительной  информации;

внедрение более  совершенных нормативов для товаризации  и сортиментации древесных ресурсов с учетом новых стандартов и рыночного спроса;

составление к 2013 году цифровых лесных карт всех земель лесного фонда в единой географической системе координат;

разработка  технологии комплексной обработки  данных дистанционного зондирования земли для инвентаризации и оценки состояния лесов, формирования тематических лесных карт;

совершенствование системы ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов с использованием материалов аэрокосмической съемки.

 

Повышение продуктивности лесов

 

В целях повышения продуктивности лесов предусматривается:

увеличение возраста рубки леса в эксплуатационных лесах для хвойных пород до 90 лет с учетом улучшения возрастной структуры насаждений и потребности рынка в крупной древесине;

более широкое  внедрение системы несплошных рубок (постепенных и выборочных) и доведение доли заготавливаемой при таких рубках древесины в общем объеме заготовок по рубкам главного пользования до 17 процентов;

Информация о работе Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы